Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах

140

Аннотация

Исследование направлено на проверку предположения о том, что когнитивные стили (КС) матери и отца избирательно связаны с выраженностью КС ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах. В исследовании КС детей, проведенного методом продольных срезов, был осуществлен сбор данных по проблеме сопряженности стилевых характеристик родителей и детей. Изучались КС: «импульсивность — рефлективность» (с помощью методики «Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана), «полезависимость — поленезависимость» (методика «Фигуры Готтшальдта»), «гибкий — ригидный познавательный контроль» (методика «Словесно-цветовой интерференции» Дж.Струпа), «узкий — широкий диапазон эквивалентности» (методика «Свободная сортировка слов» В.Колги). Выборку составили 24 полных семьи (48 родителей) и их дети (12 сыновей и 12 дочерей); гипотеза проверялась с применением факторного анализа показателей КС детей и родителей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном и младшем подростковом возрастах в КС «импульсивность — рефлективность» у ребенка сохраняется связь с КС отца, а в КС «полезависимость — поленезависимость» в младшем подростковом возрасте — с КС матери, причем в обоих стилях эта взаимосвязь имеет положительный характер. В КС «гибкий — ригидный познавательный контроль» и «узкий — широкий диапазон эквивалентности» в младшем школьном возрасте на формирование КС ребенка оказывают влияние оба родителя, а в младшем подростковом возрасте данные КС ребенка и родителей оказываются уже не связанными между собой. Можно предположить, что это говорит о разной природе КС. Одни стили относятся к базовым, и связь с отцом или матерью в той или иной мере будет сохраняться и в дальнейшем. А другие стили относятся к социальным, и с возрастом на их формирование оказывает влияние социальная среда, в которой находится ребенок. Данное исследование, таким образом, поднимает вопросы о необходимости уточнить представление о механизмах формирования стилевого поведения в онтогенезе, в частности под влиянием фактора семейной микросреды, что может далее расширить возможности в направлении изучения индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, а также учитываться в практических областях образования, педагогики, детской психологии и т.п.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные стили, родители, дети, импульсивность/рефлексивность, диапазон эквивалентности, полезависимость – поленезависимость, познавательный контроль, младший школьный возраст, подростковый возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.405

Финансирование. Исследование выполнено по гос. заданию № 0138-2021-0007.

Получена: 03.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Будрина Е.Г. Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 356–370. DOI: 10.21638/spbu16.2021.405

Литература

Баландина Л.Л. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. No 1. С. 55–65.

Информация об авторах

Будрина Екатерина Генриховна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: bydrina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 303
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 140
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1