Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 3. С. 347–359
doi:10.21638/spbu16.2022.307
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Образ будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки
Аннотация
Статья посвящена проблемам изучения и формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе с целью повышения уровня знаний о получаемой профессии и профессиональной деятельности, формирования субъективных представлений о будущей профессии и положительного отношения к ней, а также активизации мотивационного потенциала студентов для их дальнейшего профессионального развития и совершенствования. Целью исследования выступило теоретическое и эмпирическое обоснование модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования было доказано, что структура образа будущей профессии состоит из трех составляющих: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Эти компоненты взаимосвязаны, образуют единое целое, что было подтверждено корреляционным и факторным анализом. Выделены типы образа будущей профессии у студентов-психологов: «Непрофессиональный», «Профессиональный маргинал», «Профессионально-ознакомленный», «Допрофессиональный», «Профессиональный». На этапе констатирующего эксперимента исследования было выявлено следующее распределение выборки по типам образа будущей профессии: «Непрофессиональный» и «Профессиональный маргинал» — 33%, «Профессионально-ознакомленный» — 48%, «Допрофессиональный» и «Профессиональный» — 19%. В ходе исследования доказано, что формированию образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки может способствовать разработка теоретической модели, соответствующей практике, и внедрение построенной на ее основе комплексной программы, направленной на совершенствование субъективных представлений у студентов-психологов о получаемой профессии, осознание и принятие ее, актуализацию мотивационного потенциала. Полученные результаты исследования будут полезны вузам при формировании образа будущей профессии первокурсников как при взаимодействии с ними, так и при разработке специальных программ и курсов для улучшения и совершенствования образа их будущей профессии
Литература
Ansimova, N. P., Kuznetsova, I. V., Bol’shakova, O. V.,
Khoroshavina, E. V. (2019). Implementation of the professional standard of the
educational psychologist: development spiral. Vestnik prakticheskoi psihologii
obrazovaniia, 1, 56–63. (In Russian)
Информация об авторах
Володина Ксения Андреевна, кандидат психологических наук, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, e-mail: kse8727@mail.ru
Метрики
Просмотров
Всего: 131
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 73
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0