Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование

46

Аннотация

В статье поднимается проблема поиска наиболее эффективной стратегии научения новым словам. Проведен анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных различиям между двумя стратегиями речевого научения — быстрым картированием, обеспечивающимся процессами дедукции и понимания информации из контекста, и явным кодированием, предполагающим усвоение с помощью прямой инструкции. Подчеркивается противоречивый характер накопленных поведенческих данных касательно влияния той или иной стратегии на успешность усвоения новых слов при наличии доказательств в пользу различий между нейрофизиологическими механизмами, лежащими в основе данных стратегий. Указывается на необходимость смещения акцента в поиске различий между быстрым картированием и явным кодированием с прямого сопоставления эффективности речевого научения на анализ дополнительных условий и факторов, сопровождающих разные стратегии научения, таких как восприимчивость к помехам, скорость лексической и семантической интеграции новых слов, консолидация памяти во время сна. Предложен подход для объяснения причин различий между явным кодированием и быстрым картированием, который предполагает сопоставление механизмов данных стратегий с механизмами организации системы зрительного восприятия по принципу прямой (от низкоуровневых до высокоуровневых областей коры головного мозга) и обратной (от высокоуровневых до низкоуровневых) иерархии. В частности, выдвигается предположение, что быстрое картирование запускает обработку информации снизу вверх, а явное кодирование — сверху вниз. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований, которые заключаются в изучении роли вербального обозначения объектов и явлений в процессе научения с помощью быстрого картирования и явного кодирования. Приводится суждение о важности такого рода исследований с использованием айтрекера для проверки выдвинутой гипотезы относительно механизмов работы данных стратегий, а также объяснения различий в их эффективности в процессе речевого научения.

Общая информация

Ключевые слова: кодирование, картирование, научение, усвоние новых слов, зрительное восприятие

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.409

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-28-01040 «Роль вербального обозначения в семантическом научении новым понятиям: эффекты быстрого картирования и явного кодирования».

Для цитаты: Гнедых Д.С., Филиппова М.Г., Макарова Д.Н., Перикова Е.И. Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 527–543. DOI: 10.21638/spbu16.2022.409

Литература

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

Информация об авторах

Гнедых Дарья Сергеевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4955-4779, e-mail: m.g.filippova@spbu.ru

Филиппова Маргарита Георгиевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: m.g.filippova@spbu.ru

Макарова Дарья Николаевна, Россия, e-mail: d.makarova23@gmail.com

Перикова Екатерина Игоревна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики,, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО «СПбГУ»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9156-9603, e-mail: chikurovaEI@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 84
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0