Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза

527

Аннотация

Цель исследования. Выявление и анализ особенностей адаптации, доминирующих копинг-стратегий и составляющих антиципационной состоятельности иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Контекст и актуальность исследования. Успешность обучения иностранных студентов зависит от социокультурной адаптации в стране пребывания. На фоне существующих исследований проблемы адаптации иностранных студентов к настоящему времени все более явно обозначается противоречие между количеством эмпирических данных об адаптации и отсутствием работ, направленных на изучение особенностей прогнозирования трудных ситуаций в процессе адаптации и копинг-стратегий у иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Дизайн исследования. Исследование проводилось с помощью социально-психологического опроса. Для измерения факторов адаптации, копинг-стратегий и составляющих антиципационной состоятельности был разработан и апробирован специальный инструментарий. Для обработки и анализа данных использовались описательные статистики, t-критерий Стьюдента, реализованные в программе SPSS 22.0. Выборка. В качестве респондентов выступили представители полихронной, полиактивной и высококонтекстуальной культуры — студенты из арабских стран (n=64) и представители полихронной культуры с менее выраженным высоким контекстом — студенты из Индии (n=73). Методы. Методика Revised Sociocultural Adaptation Scale (SCAS-R) (J. Wilson, 2013); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale — SACS); «Тест антиципационной состоятельности» (В.Д. Менделевич, 2003). Результаты. Арабские студенты легче адаптируются к учебному процессу, у них более развита групповая вовлеченность, а личностно-ситуативная антиципационная состоятельность проявляется в большей степени, чем у представителей полихронной культуры c менее выраженным высоким контекстом (индусов). В свою очередь, индусы в большей степени стремятся к поиску социальной поддержки, им крайне сложно прогнозировать трудные ситуации, связанные со временем и межличностным общением. Основные выводы. Результаты исследования вносят вклад в выявление копинг- стратегий, особенностей адаптации и антиципационных механизмов в зависимости от принадлежности студентов к той или иной культуре

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, культура, копинг-стратегии, антиципационная состоятельность, шкалы социокультурной адаптации

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110206

Для цитаты: Федотова В.А., Жданова С.Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 93–106. DOI: 10.17759/sps.2020110206

Полный текст

Введение

На сегодняшний день все больше возрастает внимание к проблеме создания для иностранных студентов в России благоприятной образовательной и социокультурной среды. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что адаптационные мероприятия и программы для представителей разных стран, учитывающие историческое и культурное наследие наряду с национальными и религиозными характеристиками студентов, помогут повысить быструю включенность в образовательную среду российского вуза [5; 14; 15; 20; 23].

К настоящему времени все более явно обозначаются противоречия между количеством эмпирических данных об адаптации иностранных студентов и отсутствием работ, направленных на изучение особенностей прогнозирования трудных ситуаций и выявление копинг-стратегий в связи с принадлежностью к культуре. С целью разрешения указанных противоречий основная задача представленного исследования заключается в выявлении различий в шкалах социокультурной адаптации, копинг-стратегиях, переменных антиципационной состоятельности (АС) у иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре.

Критерии анализа культур

Культура — это функционально обусловленная система со своей структурой, внутренним механизмом самосохранения, адаптирующая своих членов к природной среде и социальному окружению [4]. Культура не сводится к этносу. Культура — это система определенных стереотипов, норм поведения представителей определенных этносов. Культура определяется степенью информированности, процессом коммуникации внутри группы и за ее пределами [4; 17]; отношением к деятельности и планированию [5; 17; 21]; отношением ко времени [21; 24] и отношением к ингруппе и аутгруппам [18].

На данный момент существует несколько подходов к классификации культур. Согласно одному из них, все культуры можно классифицировать по признаку слабой и сильной контексту­альной зависимости [17]. Э. Холл разграничил их на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные типы [17; 24]. Э. Холл в своей работе предложил такое понимание культуры и коммуникации: «Коммуникация — это культура, культура — это коммуникация». Он акцентировал внимание на том, что поведение людей, их манеры говорить, их жесты имеют в общении знаковую, информационную функцию [2]. Для него контекст — это информация o событии, имеющая значение для того, что происходит, и для того, с кем это происходит [10].

По Э. Холлу, в зависимости от способа использования времени культуры следует разделять на два противоположных вида: монохронные и полихронные [12; 17; 24]. Представители полихронных культур более динамичны в обращении со временем. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения, в отличие от монохронных.

Иная типология культур была предложена известным английским культурологом Р. Льюисом [21]. В ее основе — также отношение носителей культуры ко времени, но, в отличие от предыдущего подхода, он расширил типологию. Льюис выделил моноактивные, полиактивные и реактивные (слушающие) культуры. В моноактивных культурах принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности. По- лиактивные народы общительны, подвижны, делают много дел сразу и не по расписанию. Реактивные культуры — это культуры, придающие наибольшее значение уважению, вежливости, предпочитающие молча и с уважением слушать собеседника, осторожно реагируя на его предложения. Представители данного типа культуры интровертивны, молчаливы, почтительны, пунктуальны, имеют едва уловимую жестикуляцию и мимику.

Программа исследования

Основная цель исследования — выявить особенности адаптации, доминирующие копинг-стратегии и составляющие антиципационной состоятельности иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре.

Выборка. В качестве респондентов выступили представители арабских стран (Марокко, Сирия) и Индии (см. табл. 1). Респонденты обучаются в вузах Перми, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани. Общее количество респондентов составило 137 человек. 64 арабских студента относятся к высококонтекстуальной, полиактивной, полихронной культуре [12; 17; 20]. Марокканцы и сирийцы объединены в одну группу условно как представители арабских стран. В культурах полихронного типа большую роль играют межличностные, человеческие отношения, при этом арабы более динамичны в обращении со временем. Представители арабских стран стараются адаптироваться к современным формам поведения без нарушения традиций, которые они ценят. Эти народы убеждены в том, что мужчины и женщины обладают совершенно различными личностными качествами.

Первую группу респондентов составили 64 студента из арабских стран, чью культуру можно охарактеризовать как полиактивную, полихронную, высоко­контекстуальную. В исследовании приняли участие студенты из следующих вузов: Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера (n=27); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (n=2); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Пермь (n=9); Пермский государственный национальный исследовательский университет (n=5); Пермская государственная фармацевтическая академия (n=16); Казанский (Приволжский) федеральный университет (n=5).

Вторую группу респондентов составили 73 студента из Индии, чью культуру можно охарактеризовать как полихрон- ную c менее выраженным высоким контекстом [17; 20; 23; 25]. В исследовании приняли участие студенты из Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера (n=38); Национального исследовательского университета «Высшая школа эко­

номики» (n=2); Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород (n=2); Пермского государственного национального исследовательского университета (n=6); Пермской государственной фармацевтической академии (n=25). В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в российских вузах от 1 года до 3 лет, гуманитарных и технических специальностей.

Индусы обладают особой культурой, сильно отличающейся от других культур Восточной Азии. Индия — многоязычная страна, и многие индийцы говорят на двух или даже на трех языках [27]. Несмотря на то, что традиционно Индия относилась к высококонтексту­альной культуре, в исследованиях, проведенных за последнее время, можно обнаружить менее выраженный высокий контекст [23; 24]. В одной из работ зарубежных авторов была изучена культурная обусловленность особенностей общения среди американских студентов, обучающихся в США, и индийских студентов, обучающихся в Индии [25]. Индийская выборка продемонстрировала более непрямой стиль общения и позитивное восприятие молчания, чем американская выборка.

С целью выявления особенностей адаптации иностранных студентов нами было проведено комплексное социально­психологическое исследование, включающее количественные методики:

1. Методика Revised Sociocultural Adaptation Scale (SCAS-R) (J. Wilson, 2013), направленная на изучение особенностей адаптации иностранных студентов [26].

2. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping ScaleSACS) [1].

3. «Тест антиципационной состоятельности» (В.Д. Менделевич, 2003). Методика была апробирована Г.Д. Мен- делевич и Г.Д. Хафизовой в 2007 году [8]. Несмотря на то, что методика первоначально была использована для выявления личностных расстройств, как утверждают сами разработчики опросника, развитие концепции выводит ее за рамки клинической психологии [9]. Антиципационная состоятельность становится предметом изучения и в других сферах, в том числе и в учебной [3]. Возможность широкого спектра применения данной методики позволила нам взять ее за основу в нашем исследовании. Тем более что со временем особенности коммуникативной стороны общения, так или иначе, могут быть обоснованы культурными различиями [13; 20].

Иностранные студенты города Перми заполняли анкету очно в присутствии интервьюера. Студенты из других городов заполняли онлайн-анкету, которая была распространена через отделы по работе с иностранными студентами вышеуказанных вузов. Анкета была представлена на двух языках, респондент мог сам выбирать, на каком языке ему заполнять формы.

Результаты

Обратимся к результатам, полученным в первом блоке опросника и отражающим индивидуальные стратегии преодоления респондентов. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить среднее значение и стандартное отклонение по каждой переменной (см. табл. 2).

У студентов из арабских стран — представителей полихронных, полиактивных и высококонтекстуальных народов — доминируют пассивная стратегия преодоления и, соответственно, такая модель поведения, как осторожные действия и избегание. В то же время арабским студентам в малой степени свойственны асоциальные и агрессивные действия, которые выражаются в асоциальной стратегии преодоления стресса. Индусы, относящиеся к полихронной культуре с менее выраженным высоким контекстом, предпочитают просоциальную стратегию поведения, выражающуюся в поиске социальной поддержки.

Были выявлены значимые различия между представителями полихронной культуры с менее выраженным высоким контекстом и полиактивной, полихрон- ной и высококонтекстуальной культуры в выраженности стратегии преодоления стресса — поиске социальной поддержки.

Перейдем к анализу результатов из второго блока опросника, направленного на изучение особенностей социокультурной адаптации, используя опросник «Revised Sociocultural Adaptation Scale» [26]. Автор методики выделила следующие шкалы адаптации: межличностное

общение, академическая адаптация, принадлежность к группе, экологическая адаптация, уровень владения языком принимающей стороны [26]. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить минимальное, максимальное и среднее значения, стандартное отклонение по каждой переменной, а также различия по t-критерию Стьюдента (см. табл. 3).

В ходе анализа были установлены межкультурные различия в академической адаптации и по шкале «Наличие интересов и групповая вовлеченность». У арабов значение по шкалам «Академическая адаптация» и «Групповая вовле­ченность» выше, чем у индусов.

Перейдем к анализу результатов из третьего блока опросника, направленного на изучение антиципационной состоятельности. Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 81 утверждения. Степень согласия/ несогласия с ними оценивается по пятибалльной шкале: 1 — абсолютно не согласен, 2 — скорее не согласен, 3 — не знаю, не уверен, 4 — скорее согласен, 5 — абсолютно согласен. Далее подсчитываются баллы по трем составляющим антиципационной состоятельности: лич­ностно-ситуативной, пространственной и временной, а также общий уровень развития антиципационной состоятельности. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить минимальное, максимальное и среднее значения, стандартное отклонение по каждой переменной, а также различия по t-критерию Стьюдента (см. табл. 4).

Наблюдаются значимые различия по составляющим антиципационной состоятельности у арабских студентов и индусов, обучающихся в России. Личностно­ситуативная и временная составляющие прогностической валидности больше выражены у представителей полихронных, полиактивных и высококонтекстуаль­ных культур (арабов). Полиактивность арабской и индийской культуры легла в основу временной несостоятельности

представителей обеих групп, поскольку полученные значения ниже порогового (меньше 42).

Обсуждение результатов

Респондентам из арабских стран свойственно откладывать решение возникшей проблемы в надежде на то, что она разрешится сама; экономить силы и предпочитать заниматься чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно сделать. Индусы советуются с друзьями и близкими, не стесняются обращаться к другим людям за помощью и поддержкой, а в трудные минуты для них крайне важна эмоциональная поддержка близких людей.

Были выявлены значимые различия между представителями полихронных культур с менее выраженным высоким контекстом и полиактивных, полихрон- ных и высококонтекстуальных культур в выраженности стратегии преодоления стресса — поиске социальной поддержки. Индусы не стараются скрывать свои чувства — радость, разочарование и горе выражают открыто. В центре их ценностей находятся семья, а также преданность группе. Принадлежность к группе в индийской культуре является доминирующей. Важное значение придается ингруппам.

Что касается особенностей факторов социокультурной адаптации, то в ходе исследования было выявлено, что арабы больше настроены на взаимодействие, участие в общественных мероприятиях, имеют увлечения и интересы, также имеют более выраженные стремления к участию в академической деятельности и выполнению рабочих обязанностей, чем индусы.

Также арабы способны прогнозировать ситуации, связанные с общением, в большей степени, чем индусы. Об анти- ципационной состоятельности иностранных студентов ранее ничего не было известно в науке, но низкая временная АС индусов и арабов (значение по временной АС ниже порогового значения — менее 42) культурно детерминирована. Как нами было сказано ранее, полиактивные народы общительны, подвижны, делают много дел сразу и не по расписанию, а по степени их привлекательности, значимости на данный момент времени, а носители данного типа культуры экстра- вертивны, нетерпеливы, словоохотливы [12; 20]. Полиактивные народы непун­ктуальны, имеют привычку опаздывать, не рассчитывают время и не ведут записи своих дел [12; 17]. Все эти характеристики отражаются на временной антиципа- ционной состоятельности иностранных студентов из Индии и арабских стран.

Выводы

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие особенности социокультурной адаптации иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре:

Факторы «групповая вовлеченность» и «академическая адаптация» у представителей полихронной культуры с менее явным высоким контекстом (индусов) выражены в большей степени, чем у носителей полихронной, полиактивной и вы­сококонтекстуальной культуры (арабов).

У студентов из арабских стран доминирует пассивная стратегия преодоления, им в малой степени свойственны асоциальные и агрессивные действия, которые выражаются в асоциальной стратегии преодоления стресса. Индусы, относящиеся к полихронной культуре с менее выраженным высоким контекстом, предпочитают просоциальную стратегию поведения, выражающуюся в поиске социальной поддержки. Были выявлены значимые различия между представителями двух разных культур в выраженности стратегии преодоления стресса — поиске социальной поддержки.

И арабам, и индусам свойственна временная антиципационная несостоятельность и личностно-ситуативная состоятельность.

Заключение

Безусловно, изучение особенностей адаптации иностранных студентов к об­

разовательному пространству российского вуза является актуальной темой на сегодняшний день. Несмотря на наличие некоторого ряда российских и зарубежных исследований, направленных на изучение стратегий адаптации иностранных студентов, следует отметить, что в большинстве из них студенты не дифференцированы по национальности (в исследованиях российских авторов [6; 22]), не говоря уже о разделении по культурной специфике (в зарубежных исследованиях [15; 16; 19; 21]). Полученные данные, а именно особенности копинг-стратегий и умение прогнозировать ситуации, связанные с общением, прогнозирование течения времени и умение распределять его могут лечь в основу разработки сопровождающих программ адаптации для студентов, принадлежащих к разным культурам. Не только программы адаптации, но и система обучения иностранных студентов должна учитывать различия носителей той или иной культуры. При разработке программ адаптации для иностранных студентов, обучающихся в России, нужно учитывать, что арабские студенты как представители полихронной, по- лиактивной и высококонтекстуальной культуры легче адаптируются к учебному процессу непосредственно через коммуникацию. У них в большей степени развита групповая вовлеченность, они чуть более эффективно распределяют время, личностно-ситуативная антици- пационная состоятельность развита в большей степени, чем у представителей полихронной культуры с менее выраженным высоким контекстом (индусов). Индусы — та группа студентов, которым нужно четко обозначать дедлайны, предупреждать о текущих контролях, а им самим уделять особое внимание тайм-менеджменту, поскольку временная антиципационная состоятельность выражена в меньшей степени. Выявленные различия в стратегиях преодоления демонстрируют то, что студенты-индусы в большей степени стремятся к поиску социальной поддержки. Для них крайне сложно прогнозировать трудные ситуации, связанные со временем и общением, при этом у них высокая необходимость в социальной поддержке как стратегии преодоления, соответственно, сделав на этом акцент, можно ускорить их адаптацию к учебному процессу.

У арабских студентов — представителей высококонтекстуальной, полиак- тивной и полихронной культуры — выше групповая вовлеченность, легче проходит академическая адаптация, а личност­но-ситуативная антиципационная состоятельность развита в большей степени, чем у студентов из Индии.

Литература

 

Информация об авторах

Федотова Вера Александровна, старший преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», аспирант кафедры психологии развития ПГНИУ, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-9791, e-mail: vera_goldyreva@mail.ru

Жданова Светлана Юрьевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития, философско-социологический факультет, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531, e-mail: svetlanaur@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 810
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 527
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0