Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения

109

Аннотация

Обсуждается содержание работ отечественных и зарубежных ученых, в которых представлены методология и описания профессионально важных качеств субъектов деятельности (условно названных «ПВК-подход») и компетенций («компетентностный подход»). Анализируются задачи и особенности двух подходов, являющихся разными научными парадигмами. Констатируется, что неконструктивно решение вопросов и явлений, понимаемых как «профессионально важные качества» (ПВК), и «компетенций» при их сопоставлении в качестве компонентов бинарной оппозиции (или... или...). Конструктивным решением может быть восстановление целого ряда (континуума) генетических преобразований феномена (феноменов), в разных научных традициях определяемых как «ПВК», «компетенции», «способности» (общие, специальные, профессиональные) и др. Особенности научного изучения профессий и профессиональной деятельности субъектов, складывающиеся с 1920-х годов (ПВК-подход) и с начала 1970-х годов (К-подход), являются частными, дисциплинарными парадигмами. Обе парадигмы имеют свои возможности и ограничения. ПВК-подход как научную парадигму характеризуют предельные широкие обобщения; нередко подмена измерений и мониторинга эволюции ПВК «суждениями здравого смысла»; латентно постулируемая сохранность ПВК на протяжении всей профессиональной жизни субъекта и др. «Спонтанная оппозиция» базовым положениям ПВК-подхода предстает как множество разных, не согласованных и не согласующихся между собой точек зрения. К-подход как научную парадигму характеризуют прагматизм исходных целей и задач; эмпиризм; нередко подмена научного изучения феноменов обобщением суждений экспертов-практиков; экстенсивный подход к изучению компетенций; решение вопросов совместной деятельности через расширение наборов компетенций субъекта; недостаточное внимание к вопросам перспектив развития качеств субъекта, его личностного и профессионального развития в продолжение всей его карьеры. «Спонтанная оппозиция» чаще заявляет о себе как аргументированные альтернативные подходы, как критика оппонентов и аргументация преимуществ своего подхода.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные качества, профессиональные компетенции, способности, подходы, парадигмы, возможности и ограничения

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.202

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: проект «Комплексное исследование психологических и социокультурных факторов производительности труда на предприятиях Пермского края» № 18-413-590009.

Для цитаты: Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 123–137. DOI: 10.21638/spbu16.2019.202

Литература

Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. М., 2002. С. 244.

Информация об авторах

Толочек Владимир Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: tolochekva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 163
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 109
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0