Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой

113

Аннотация

Работа посвящена истокам и основам Ленинградской/Петербургской школы психологии старения. Представлена историческая перспектива развития идей психологии старения от общемировых тенденций, существовавших в начале XX в., показаны общие предпосылки возникновения ленинградско-петербургского подхода к пониманию процессов старения в целом, а также возникшие на их основе основные принципы Ленинградско-Петербургской школы психологии старения. Мировая психология старения начиналась с дефицитарной парадигмы старения, принимающей инволюционные процессы как норму онтогенеза. Одновременно возрастная психология не воспринимала период старения как период развития человека. Б.Г.Ананьев, проанализировав и систематизировав существовавшие данные и взгляды на онтогенез человека, выдвинул идею о целостности развития человека и преемственности психических процессов. Отталкиваясь от этих идей, М.Д.Александрова сначала эмпирически подтвердила эти идеи на примере сенсорно-перцептивных функций, а затем расширила область своих научных интересов на трудоспособность человека. Эти исследования привели ее к убеждению, что период старения — это период со своими ресурсами и потенциалами, активация которых будет зависеть не только от насущной ситуации, но и от предыдущего периода развития. Также она продемонстрировала неоднозначность и вариативность периодов развития. В работе показано, что заложенные идеи были не только передовыми для своего времени, но и во многом опередили свое время. Показано, что основную идею Ленинградско-Петербургской школы психологии старения можно охарактеризовать как конструктивно-позитивный подход к пониманию процессов старения, ориентированный на потенциалы и ресурсы человека. Продемонстрировано, что идеи, заложенные Б. Г.Ананьевым и М. Д.Александровой, продолжаются в работах их учеников и последователей, разделяющих и развивающих эти идеи.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа, психология старения, ресурсный подход

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.104

Получена: 30.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Стрижицкая О.Ю. Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 46–54. DOI: 10.21638/spbu16.2022.104

Литература

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1965.

Информация об авторах

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 120
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 113
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3