Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений

98

Аннотация

В данной статье описывается взаимосвязь выраженности 24 сильных сторон личности (в модели VIA) и принадлежности к определенному возрастному поколению у педагогов. Актуальность и новизна данного исследования заключается в использовании оригинального методического аппарата в парадигме поколенческих исследований. Целью статьи является рассмотрение соотношения возрастной группы педагогов и выраженности сильных сторон личности в модели VIA (Values in Action), одной из ключевых моделей в рамках научного направления позитивной психологии. В исследовании приняли участие работники сферы образования из разных регионов, возраст респондентов составил 18–75 лет, исследуемая выборка респондентов составила N = 7938. В результате исследования выявлена динамика изменения сильных сторон личности в зависимости от поколения преподавателей. Также представлены сильные стороны личности, которые лучше всего описываются поколенческими изменениями, такими как любовь, духовность, любовь к учению, благодарность, чувство юмора, просоциальная активность. Выявлено различие выраженности сильных сторон личности в зависимости от возраста педагогов. С помощью статистической оценки было выявлено, что у педагогов, рожденных в промежутке 1970–1979 гг., наблюдается значительная «статистическая просадка» в шкалах «Любопытство», «Широта ви`дения», «Храбрость». В ряде случаев наблюдается «статистическая просадка» значения шкалы «Духовность» у поколения 1992–2002 гг. в сравнении с другими поколениями. Также были выявлены совместные просадки поколения 1992–2002 и 1980–1991; это «Любовь к обучению», «Доброта», «Смирение», «Умение прощать», «Благодарность» и «Просоциальная активность». Представленная модель является важным шагом в изучении взаимосвязей 24 сильных сторон личности в контексте профессиональных особенностей индивида. С помощью результатов данного исследования можно оценить подходы к стимулированию личностного потенциала педагогов разного возраста. В дальнейшем возможно изучение поколенческих различий с помощью модели VIA и в других профессиональных сферах.

Общая информация

Ключевые слова: черты личности, позитивная психология, поколение педагогов, модель VIA

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.408

Для цитаты: Реан А.А., Ставцев А.А., Шевченко А.О. Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 507–526. DOI: 10.21638/spbu16.2022.408

Литература

Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 26 (2). С. 58–63.

Информация об авторах

Реан Артур Александрович, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Действительный член (академик) РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, e-mail: profrean@yandex.ru

Ставцев Алексей Андреевич, магистр психологии, аналитик, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: stavtsev.alex@yandex.ru

Шевченко Андрей Олегович, аналитик, Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, Московский педагогический государственный университет, Россия, e-mail: andreyshevchenkomsu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 124
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 98
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0