Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 3. С. 396–410
doi:10.21638/spbu16.2023.307
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье
Аннотация
В предыдущих работах было зафиксировано снижение темпа развития рабочей памяти у детей в период социальной изоляции в связи с пандемией COVID-19. Основной целью настоящего исследования стал поиск ответа на вопрос, был ли этот дефицит компенсирован после возвращения детей к систематическому образовательному процессу. Участниками исследования стали 276 детей, которые с 5 до 7 лет ежегодно проходили индивидуальное обследование слухоречевой и зрительной рабочей памяти. Диагностика проводилась с помощью русскоязычных версий субтестов NEPSY-II «Повторение предложений» и «Память на конструирование». Для контроля факторов домашней среды в исследовании были учтены продолжительность экранного времени и количество детей в семье в период социальной изоляции. Результаты указывают на то, что продолжительность экранного времени детей в период социальной изоляции находилась в диапазоне от 2 до 44 ч в неделю. Общей закономерностью развития слухоречевой и зрительной рабочей памяти за весь период стал естественный статистически значимый рост вне зависимости от продолжительности экранного времени и количества детей в семье. Тем не менее интенсивность развития слухоречевой рабочей памяти оказалась связана с экранным временем. Чем больше дети пользовались цифровыми устройствами, тем ниже у них был как актуальный уровень развития слухоречевой рабочей памяти на каждом диагностическом срезе, так и темп ее развития. Наиболее выраженное негативное влияние на развитие слухоречевой рабочей памяти от длительного экранного времени было зафиксировано среди единственных детей в семье. Избыточное использование цифровых устройств единственными детьми привело не просто к замедлению темпа развития слухоречевой рабочей памяти, но к ее временному регрессу. Дети смогли компенсировать регресс в развитии слухоречевой рабочей памяти только после возвращения к систематическому образовательному процессу в возобновивших свою работу детских садах. Исследование не выявило значимого эффекта продолжительности экранного времени и количества детей в семье на показатели и темп развития зрительной рабочей памяти.
Общая информация
Ключевые слова: психология развития, культурно-историческая психология, слухоречевая память, вербальная рабочая память, зрительная память, экранное время, сиблинги, изоляция
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.307
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1953.2022.2.
Получена: 22.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Гаврилова М.Н., Чичинина Е.А. Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 3. С. 396–410. DOI: 10.21638/spbu16.2023.307
Литература
Абакумова И. В., Годунов М. В., Голубова В. М. Теоретические подходы к изучению эффектов неопределенности в процессах смысловой регуляции развития личности // Российский психологический журнал. 2019. № 16 (3). С. 59–71. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.3.5
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 107
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 75
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2