Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста

61

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития творческого воображения у детей с нарушенным зрением. Авторы исходят из положения о том, что недостатки чувственного познания, в частности образов представлений в виде схематизма, фрагментарности и т.п., сказываются на развитии творческого воображения. Вместе с тем сохранность комбинаторных механизмов может быть компенсаторным компонентом в развитии фантазии слабовидящих детей. В современной детской патопсихологии вопрос о характере влияния нарушенного зрения на процесс формирования воображения остается открытым. С одной стороны, снижение остроты зрения усиливает перцептивную неопределенность, что может способствовать развитию воображения. С другой стороны, сужение чувственного опыта приводит к необратимому недоразвитию творческого воображения. По мнению авторов статьи, дефект зрения может оказывать негативное влияние на процесс развития воображения, тем не менее коррекционное воздействие способно раскрыть потенциальные возможности, реализуемые в зоне ближайшего развития. Актуальность и новизна исследования обусловлены не только недостаточностью научных разработок, посвященных воображению в условиях нарушенного зрения, но и важностью этого феномена в процессе обучения и социально-психологической интеграции инвалидов по зрению. Цель исследования — провести сравнительный анализ различных характеристик воображения слабовидящих и нормально видящих детей. Выборка: слабовидящие, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушенным зрением, и нормально видящие их сверстники, обучающиеся в общеобразовательной школе в первом классе (25 человек — экспериментальная группа, 25 человек — контрольная; средний возраст 7–8 лет). Исследование проводилось с использованием методики дорисовывания геометрических фигур (Дьяченко, Кириллова). Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии нарушений зрения на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста. Это касается как количественных сторон образов воображения, так и качественных. Тем не менее имеющиеся потенциальные возможности развития воображения отчетливо были раскрыты в процессе коррекционно-развивающего эксперимента.

Общая информация

Ключевые слова: воображение, слабовидящие дети, дизонтогенез, формирующий эксперимент

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Получена: 31.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Даринская Л.А., Сорокин В.М., Молодцова Г.И. Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 552–565.

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

Информация об авторах

Даринская Лариса Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9360-7976, e-mail: l.darinskaja@spbu.ru

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Молодцова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8046-1728, e-mail: g.molodcova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 146
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11