Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8149Ключевые слова 19927 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Современное качество в области профилактики, немедикаментозной реабилитации и сопровождения лиц, выздоравливающих от зависимости 4

Аршинова В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, varsheenova@yandex.ru
Полный текст

На развитие детей подросткового возраста в мегаполисе влияет целый комплекс психологических, социальных и экологических факторов патогенного характера, что дает основания говорить о необходимости психокоррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики.

Раннее проявление отклонений у подрастающего поколения  связано с тем, что городская среда является постоянным местом жительства, «малой родиной», привычной жизненной средой для огромных масс людей; по известным социологическим данным, в Европе 80%, а в России 75% населения -  горожане. Конгломерат связанных с местожительством проблемных факторов постоянно разрастается вслед за ростом плотности населения и криминала, изменением темпа жизни и деятельности, загрязнением окружающей среды.

В крупных городах подросток, а тем более ребенок нередко чувствует себя слишком «маленьким» и беззащитным перед сложностями и трудностями жизни. Его собственный мир в большом городе, несмотря на множество окружающих людей, все больше сужается, а желание побыть в уединении – все больше усугубляется. Широчайший ассортимент малодоступных и не являющихся необходимыми товаров и услуг, дефицит возможностей быстро приобретать самое необходимое по социально приемлемым ценам без излишних затрат времени и многие другие факторы жизни в мегаполисах вызывают у взрослых и молодежи практически постоянное раздражение и негативные эмоции.

Сегодня в повседневную жизнь городского подростка активно внедряются новые технологии (гаджеты) - многофункциональные мобильные телефоны, карманные компьютеры и др. С одной стороны, они  облегчают жизнь, с другой - превращают подростка (ребенка) в зависимое существо, так как без такого сопровождения становятся затрудненными обучение, досуг, общение.

В городах, а особенно в мегаполисах, в условиях нескончаемого «броуновского движения» человеческих масс и транспорта, огромных размеров жилых «спальных» массивов, преобладания анонимных и фрагментарных человеческих контактов сосредотачиваются делинквентные (преступные), девиантные (отклоняющиеся от принятой нормы) сообщества.

Проживание в мегаполисе создает в детской и подростковой среде огромные проблемы психического здоровья и психологического напряжения. Ребенок большого города ищет уединения, а уединившись, не знает, как успокоить тревогу или выйти из астении  и безразличия. Он чаще устает, меньше общается, больше спит и ест, у него проблемы со здоровьем  и формированием коммуникаций. Ребенок мегаполиса все чаще испытывает психологический и физический дискомфорт, которые нарастают с повседневными стрессами и перенапряжениями, влияя на психологическое благополучие, изменяя стиль жизни и приводя к соматическим и психическим расстройствам и болезням.  Положение усугубляется тем, что сегодня имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений как элементов городской жизненной среды (3).

Таков социо-психологический фон формирования аддиктивных явлений в подростковых популяциях крупных городов.

Аддиктивное поведение подростков – больная проблема современного мирового сообщества. ВОЗ отмечает, что из всех форм девиантного поведения наиболее распространено аддиктивное (зависимое) поведение, которое в свою очередь, часто становится основой для формирования заболеваний, в том числе поведенческих расстройств(4).

Реализуемая в США и Европейских странах государственная политика в области профилактики аддиктивного поведения опирается на системный подход и постоянное инновационное  и информационное обновление своих ресурсов. Ведущим научным направлением в области профилактики  и реабилитации аддиктивного поведения являются гуманитарные и социальные, естественные  и технические науки такие как: психология и педагогика, социология и экономика, медицина и биология, физика и математика, информатика и телекоммуникации. В профилактическую деятельность этих стран активно привлекается духовно-нравственное просвещение, предлагаемое ведущими конфессиями. Достижения мирового научного сообщество активно трансформируются в инновационные предложения для использования их в практических профилактических целях. Эта тенденция прослеживается  при анализе научной и практической литературы в мировых электронных информационных ресурсах.

Сфера образования этих стран является лидером в разработке и реализации мер профилактики, основные средства которой направляются на первичную профилактику зависимого поведения, в том числе аддиктивного поведения среди детей и подростков и их семей. Сфера образования также активно проводит вторичную и третичную профилактику в данной области. При этом сфере медицинского обеспечения отводится ведущая роль в реабилитации, коррекции и восстановлении лиц страдающих девиациями, в том числе зависимого поведением. В этой работе значительная роль отводится религиозным и общественным организациям.

В этих странах ведется постоянный мониторинг ситуации девиантного поведения населения и оказания ему профилактических и реабилитационных услуг, который  является инструментом для генерации единого информационного пространства в масштабах всего общества. Результаты мониторинга позволяют увидеть целостную картину профилактической и реабилитационной деятельности и прогнозировать социальный формат сбережения, расширения и развития здорового образа жизни общества. Однако, для каждого участника  профилактического  и реабилитационного пространства существует своя степень доступности к информации мониторинга, которая заранее предопределена статусом субъекта в системе профилактического и реабилитационного взаимодействия.

Сравнение сложившейся отечественной ситуации в области профилактики и реабилитации аддиктивного поведения среди детей и подростков с современными требованиями к системам профилактической и реабилитационной работы указывает на необходимость реализации срочных широкомасштабных мер по оздоровлению нации.  Это сравнение проявляет слабости отечественного подхода и сильные стороны западных стран в области профилактики и реабилитации, несмотря на то, что на поверхности нам открывается и становится прозрачной лишь часть деятельности данной системы. Большая ее часть скрыта и не предназначена для широкого обсуждения, являясь, скорее всего значимым элементом государственной безопасности этих стран.

Сегодня на решение этой проблемы в Москве направлены действия центров психолого-медико-социального сопровождения, психологических служб, в первую очередь  образовательных учреждений, организаций социальной  и медицинской помощи, мест лишения свободы.

Упорядочить деятельность этих организаций и систематизировать психологическую помощь, оказываемую населению города, призван закон, принятый  Правительством Москвы в конце 2009 года.

Основы построения модели. Закон города Москвы от 7.10.2009 г. №43 « О психологической помощи населению в городе Москве» создает правовую основу не только для оказания психологической помощи. Данный закон также позволяет надеяться, что профилактика аддиктивного поведения станет равноценной составляющей психологической помощи. При этом профилактика аддикций будет проводиться наравне с «профессиональной поддержкой и содействием, оказываемым человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптацией, саморазвитием, самореализацией, реабилитацией, преодолением сложной психологической ситуации» (Статья 1 Закона № 43).  

Упомянутый закон в первую очередь выстраивает правовые оптимальные отношения с одной стороны, между населением столицы и службами психологической помощи, с другой - межведомственные внутри системы психологической помощи (Статьи 3 и 5 Закона № 43).

Особая роль в системе психологической помощи Москвы Законом № 43 отводится центрам психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), психолого-социальным службам образовательных учреждений (ПССОУ) и вузам, ведущим научно-исследовательские работы (НИР) в области аддиктивного поведения. В рамках данного Закона они становятся стратегическими партнерами оказания психологической помощи населению и профилактической работы среди населения.

Поэтому при разработке модели взаимодействия ЦПМСС и ПССОУ в сфере профилактики аддиктивного поведения необходимо учитывать, что это взаимодействие должно быть развернуто в изменившемся правовом поле и в формирующейся  сегодня системе психологической помощи города Москвы. Также модель взаимодействия должна отражать современный уровень профилактической деятельности (имеющийся в развитых странах и формирующийся на принципах деятельности системы психологической помощи: системности, профессионализма, комплексности, добровольности, доступности, адресности и конфиденциальности).

Модель повышения качества профилактического взаимодействия в сфере образования. Профилактика аддиктивного поведения, формируемая в системе образования современного мегаполиса, представляет собой сложную многоуровневую структуру (как территориальную, так и административно-функциональную). Для достижения полной эффективности она требует, с одной стороны, все большей дифференциации и специализации, а с другой стороны предъявляет возрастающие требования к координации и взаимодействию всех звеньев профилактики. Для преодоления этого противоречия предлагается создание в этой сложной структуре системы профилактики аддиктивного поведения научно-обоснованной системы оценки (мониторинга) качества профилактической деятельности в образовательных учреждениях и социально профилактических объединений на местах (такие объединения могут быть детско-родительскими, преподавательскими и/или  молодежными). При этом формирующееся профилактическое взаимодействие должно опираться на современные  научно-исследовательские разработки специальных научно-исследовательских  и экспертных структур научной школы университета, имеющих инновационные превентивные разработки в области профилактики зависимого поведения.

Достижение современного уровня качества профилактики зависимого поведения может быть достигнуто при наличии трехуровневой структуры: университет - центр психолого-медико-социального сопровождения – психолого-социальная служба образовательного учреждения (Рис. 1).

Рис. 1. Пояснение в тексте

Только при соблюдении этих условий можно гарантировать качество профилактической деятельности на местах, которое будет формироваться, исходя из результатов:

  • научно-исследовательской, экспертно-сертификационной работы и профессиональной подготовки кадров, ведущейся на базе Университета;
  • научно-методической и мониторинговой работы, проводимой на базе территориальных ЦПМСС;
  • экспериментально-практической, организационной и социальной работы, осуществляемой на базе ПССОУ.

Пояснения к Рис.1. На первом уровне повышения качества превентивной работы идет постановка исследовательских задач и разработка научных профилактических программ, подготовка и переподготовка кадров, проводимая на базе университетов, ведущих научное направление в области превентологии.

На втором уровне ведутся мониторинг профилактической деятельности образовательных учреждений (ОУ), описание и обобщение опыта работы проводимой ими в области профилактики аддиктивного поведения. Результатами работы являются анализ профилактической деятельности ОУ, методические рекомендации и научные и практико-ориентированные статьи, предназначенные для школьных психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников, воспитателей, родителей, методистов.

На третьем уровне подразумеваются непосредственная работа ОУ и реализация сертифицированных программ обеспеченных научно-диагностическим инструментарием по эффективности проводимой профилактической деятельности и научно-методическими материалами по ее проведению.

Несмотря на различия результатов деятельности, все три уровня, определяющие качество профилактики аддиктивного поведения в сфере образования, объединяются следующими тематическими направлениями:

  • психологическая, педагогическая и социальная диагностика аддиктивного поведения и профилактического пространства образовательного учреждения среди детей и подростков, а также педагогов;
  • коррекция и помощь в социокультурной адаптации, включая профориентацию с использованием компьютерных технологий; психолого-педагогические тренинги для учащихся ОУ группы риска или имеющих первоначальный опыт проявления аддиктивного поведения;
  • внедрение в практику эффективных методов профилактической психолого - педагогической работы с детьми и подростками, а также их родителями, особенно в области первичной профилактики аддиктивного поведения, определение содержания, элементов и направлений работы школьного психолога в области первичной профилактической деятельности;
  • разработка и экспериментальная проверка новых интерактивных, в том числе психотерапевтических, форм психологической помощи учащимся и семьям в процессе вторичной профилактической работы;
  • повышение у специалистов системы образования уровня специальной подготовки в области профилактики аддиктивного поведения, психолого-педагогического и социального сопровождения детей и подростков, находящихся в условиях проявления аддикции или имеющих опыт единичного проявления аддиктивного поведения.

С учетом современных требований к качеству профилактики зависимого поведения, в модель профилактического взаимодействия включены три уровня: Университет - ЦПМСС - ПССОУ. Уровни было предложено развернуть на базе:

Университета – как структуры, проводящей НИР в области аддиктивного поведения, экспертно-сертификационную работу, подготовку кадров, проводимые лабораторией медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) (2).

ЦПМСС – как структур, ответственных за формирование территориального центра качества профилактической деятельности, разработанных и внедряемых автором настоящей статьи, начиная с 2007 года, в Москве в рамках двух научно-исследовательских проектов: на базе ЦПМСС «Юго-Запад» ЮЗАО и ЦПМСС «Митино» СЗАО (1).

ПССОУ - так называемых «профилактических ситуационных центров» и «профилактических постов», разрабатываемых для общеобразовательных школ ЮЗАО в рамках направления деятельности, апробированных также на базе Института психологи и педагогики (г.Москва) в рамках проекта «Профилактика табакокурения в студенческой среде» (2008- 2009) (1).

Для структурирования взаимодействия на разных уровнях повышения качества профилактики были разработаны общие принципы деятельности.

Принцип первичности заключается в том, что профилактическая деятельность в первую очередь должна быть направлена на ребенка, подростка, родителя или педагога, чьи жизнь и деятельность строятся еще в отсутствие проявлений зависимого поведения. Интерес и стремление к здоровому образу жизни, жизненные навыки в поддержании «норм» жизни у субъектов профилактической деятельности являются приоритетными при анализе и прогнозировании, и только затем подбираются методы и формы профилактических мер.

Принцип органичности заключается в том, что профилактическая деятельность должна быть основана на уже имеющихся (традиционных или новаторских) воспитательных мероприятиях, проводимых или планируемых к проведению на данной территории в определенном социокультурном контексте. Они должны учитывать не только особенности каждого территориального городского образования, но и каждого городского образовательного учреждения, а при индивидуальной работе - каждой семьи, каждого профилактируемого ребенка.

При этом необходимо строго соблюдать разрешенность в передаче информации. Информацию профилактического характера необходимо представлять в объеме, в котором имеются соответствующие разрешения, в зависимости от полномочий либо участника профилактической деятельности, либо ее руководителя на определенном уровне.

Принцип единения заключается в том, что на каждом уровне имеются в наличии, координируются и проводятся все более укрупненные профилактические проекты по принципу «матрешки». Например: мини проект ведет каждый участник профпоста, и это - часть подпроекта. Подпроект ведет каждый профпост - это составляющая проекта ОУ, проводимого ПССОУ. В то же время каждый проект ОУ - это минипроект для одного ведущего куратора - специалиста одного направления деятельности, проводимой в территориальном центре качества профилактической деятельности и т.п.

Главный (управляющий) проект определяет регламенты протоколов и стандартов профилактической деятельности. Такое взаимное соответствие определяет единство оперативности и реагирования со стороны всех уровней профилактики на постоянно изменяющуюся профилактическую ситуацию, а также ситуацию зависимого поведения в каждой территории, ОУ, в каждой семье и у каждого учащегося.

Принцип приемлемости заключается в плановом проведении профилактических мероприятий. Если включается режим экстренных и срочных (незапланированных) мероприятий, то в силу действия принципа приемлемости требуется проведения экспертного анализа предлагаемых мероприятий и дальнейший отбор условий, которые смягчают «чужеродные» (иные) подходы в организации предлагаемых профилактических действий. Этот принцип также отражается на профилактической работе, проводимой на каждом уровне

Профилактические ситуационные центры (профситицентры) - это разновидность ситуационных центров, решающих задачи накопления данных, их структуризации, анализа, а также прогноза и принятия решений в ситуациях и предупреждении зависимого поведения с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, а также их семьи – субъектов профилактической деятельности.

В свою очередь, профилактический пост (профпост) является общественным органом, который проводит комплексную профилактическую работу в образовательном учреждении и является основной формой организации детей и подростков, родителей и педагогов, позволяющей создать условия для выработки навыков устойчивого развития личности, принятия принципов здорового образа жизни и нравственно-психологического неприятия зависимого поведения.

Таким образом, деятельность в рамках профилактического ситуационного центра направлена, во-первых, на организацию реальной профилактической сети просвещения, взаимопомощи, поддержки, т.е. привлекает всех субъектов профилактической деятельности к так называемому социальному профилактическому движению.

Второе направление в рамках профилактического Интернет-ситуационного центра включает деятельность, которая разворачивается в сети Интернет и своими информационными материалами, сайтами, блогами и т.п. привлекает субъектов профилактической деятельности к виртуальному участию в профилактике зависимого поведения, выстраиванию виртуальных профилактических сетей и созданию виртуального социального профилактического антитабачного движения.

Сразу же отметим, что необходимо различать два понятия: «Профилактический ситуационный центр» и «Профилактический Интернет-ситуационный центр». Эти понятия можно рассматривать как два направления деятельности одного и того же центра или как два разных центра, если на местах до профилактической работы был уже создан территориальный ситуационный центр для решения других задач.

Такой подход позволяет достигать главной цели создания профилактического ситуационного центра на базе ПССОУ - формирование профилактического антиаддиктивного пространства ОУ (в котором системно выстроены ценности здорового стиля жизни и духовно-нравственного становления молодежи) через разворачивание деятельность детско-подросткового, детско-родительского, молодежного и педагогического социального профилактического движения в сфере образования.

Главной задачей функционирования профилактического ситуационного центра (профситицентра) на базе ОУ станет координация и управление системой профилактики на местах с элементами восстановительной и коррекционной работы с лицами, страдающими зависимым поведением.

Основные задачи деятельности профситицентра:

  • мониторинг и прогнозирование профилактического пространства ОУ (желательно с применением компьютерной имитации), в первую очередь, всевозможных рисков в деятельности учреждений образования, провоцирующих разрушение позитивного жизненного опыта молодежи;
  • принятие руководством ОУ решений профилактического характера на основе данных постоянного мониторинга и системного анализа территориального профилактического пространства;
  • разработка и организация экспертной поддержки профилактических программ и социальных профилактических инициатив субъектов профилактики в сфере образования;
  • формирование и поддержка деятельности профилактических постов, созданных на базе ОУ как первичной ячейки территориального социального профилактического движения;
  • координация реальной и виртуальной профилактической социальной сети ОУ.

Профситицентр осуществляет комплекс мероприятий по первичной профилактике в области аддиктивного поведения среди детей, подростков, родителей и преподавателей образовательной среде. Он реализует мероприятия по:

  • организации профилактических постов в образовательных учреждениях,
  • проводит организацию мобильных профилактических звеньев (масштабных, передвижных мероприятий),
  • созданию единой информационной базы по профилактическому просвещению,
  • подготовке лидеров - руководителей профилактических постов как организаторов профилактической работы среди всех субъектов социального профилактического движения:,
  • организации системного взаимодействия реальных и виртуальных профилактических социальных сетей,
  • созданию и функционированию виртуального коммуникационного профилактического Интернет-центра,
  • организации и проведению мониторинга профилактического пространства вуза и ситуации проявления зависимого поведения,
  • организации массовых профилактических мероприятий.

Специалисты профситицентра обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих служебную, а также иную тайну, определенную особым распоряжением на местах и согласно упомянутому выше Закону № 43 г. Москвы о психологической помощи. Они могут вносить предложения по поощрению: обучающихся, родителей, преподавателей, занимающих активную социальную позицию по вопросам противодействия распространению различных видов зависимости и воспитывающихся в духе здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью индивидуального и других лиц.

Функциональные блоки деятельности профситицентров. Профситицентр позволяет малыми силами и оперативно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию зависимого поведения и на ситуацию профилактической деятельности. В зависимости от состояния проблемы с зависимым поведением и ее профилактики в конкретном учреждении, профситицентр разворачивает те или иные виды деятельности по следующим блокам:

1. Информационный блок – фундамент профилактического ситуационного центра. Этот блок начинает профситицентр и затем на равных правах в этот блок деятельности включаются профпросты.

Он включает базы СМИ, специализированные информационные ресурсы в области профилактики. Для создания информационного блока профилактического ситуационного центра необходимо:

  • выстроить социальное профилактическое движение на местах, нацеленное на постоянный сбор, систематизацию и обновление информации о вреде табакокурения и никотинизма в целом, о вреде зависимого поведения, о здоровье, о «нормах» жизни и деятельности, о благополучии, о понятии качества жизни и стиля жизни;
  • оформить подписку на профильные электронные информационные ресурсы в области профилактики табакокурения (базы данных руководства, информационные ресурсы структурных подразделений, профпостов, компьютерных библиотек и т.д.),
  • иметь и систематизировать публикации профилактической направленности вузовской и молодежной СМИ необходимой полноты. Это, как правило, базы данных центральных и региональных СМИ (с архивами и новыми поступлениями), включённые в объединённый информационный ресурс;
  • иметь доступ к объединённому профилактическому информационному ресурсу с помощью стандартной (знакомой большинству пользователей) поисковой системы.

Информационный блок деятельности профситицентра закладывается с первых шагов его формирования. Этот блок деятельности выстраивается в таких мероприятиях как: проведение мониторинга ситуации профилактичекой работы и проявления зависмого поведения в учреждениях образования, участие в образовательно-просветительских программах, формирование научно-методических условий проведения антитабачной профилактической работы, разработка и раздача наглядно-информационных листков, буклетов и других предметов полиграфической и сувенирной продукции. В информационный блок деятельности входит и разработка и администрирование, редактирование и наполнение различных ИКТ форм, ориентированных по вопросам профилактики: сайты, блоги, содержание которых направлено на освещение всего комплекса вопросов – о вреде здоровью, о причинах зависимого поведения, о способах освобождения от этой зависимости, об опыте бывших в зависимом поведении и пр.

В этом блоке работы основное усилие направлено на самостоятельную работу субъектов профилактической деятельности.

2. Дистанционно-образовательный блок. Этот блок деятельности закрепляется преимущественно за профситицентром, тогда как профпосты являются активными участниками и помощниками в этом направлении. В постоянно меняющейся реальности профилактического пространства вуза и расширения границ понимания наукой и практикой значимости таких ценностей, как здоровья, «норм» жизни и деятельности, психологического благополучия и субъективного качества жизни единственным способом повышения уровня образованности сотрудников профситицентра и членов профпоста, становится применение дистанционной технологии обучения и просвещения.

Данная технология создает ряд возможностей сотрудникам профситицентра и членам профпостов:

  • самостоятельно распоряжаться своим временем,
  • получать образование без отрыва от учебы и работы,
  • сдавать экзамены и итоговые работы, не покидая своего места учебы или рабочего места.

В связи с этим на профситицентр возлагаются обязанности:

  • составления или приобретения просветительских и образовательных программ для членов профпоста;
  • рецензирование и экспертиза образовательных и просветительских программ,
  • сопровождение разработок просветительских и образовательных программ, которые готовят профпосты для своей непосредственной работы в образовательном учреждении.

Дистанционно-образовательный блок деятельности начинается с плановыми работами по разработке методических рекомендаций образовательного учреждения по вопросам проведения профилактики образовательной среде для кураторов классных руководителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, создание кадровых условий повышения квалификации специалистов, разработки концепции профилактики зависимого поведения образовательного учреждения.

3. Аналитический блок. Этот блок деятельности закрепляется преимущественно за профситицентром, за каждым профпостом закрепляется определенный четко оговоренный участок работы, который он контролирует и о состоянии своей работы сообщает в периодических отчетах в профситицентре. При этом члены профпоста могут привлекаться для посильной аналитической работы в аналитическую деятельность профситсцентра.

Эта работа осуществляется пользователями – участниками детско-подросткового и родительского социального профилактического движения посредством обращения к объединённым информационным ресурсом профситицентра. Такая работа осуществляется с «рабочих мест аналитиков», ведущих постоянную работу над структурированием нарабатываемой профилактической информацией.

Основой деятельности в этом блоке встает научно-методические разработки профилактической деятельности образовательного учреждения, как всей системы, так и отдельных ее звеньев. В плановой работе в этот блок также включаются нормативно-правовые условия, такие как разработка концепции воспитательной работы образовательного учреждения, программа деятельности администрации образовательного учреждения по осуществлению воспитательной работы со студентами и выпускниками; план воспитательной работы на учебный год, включающий такое направление деятельности, как профилактика зависимого поведения. В этом блоке деятельности также разрабатываются и Положение об органах ученического самоуправления; приказы и распоряжения директора например о запрете табакокурения на территории вуза.

4. Сценарно-прогнозный. Этот блок деятельности закрепляется преимущественно за профиситицентром, тогда как профпосты являются активными участниками и помощниками в этом направлении по сбору и структурировании информации профилактического характера.

Мониторинг ситуации табакокурения и профилактической ситуации позволяет проводить не только диагностику, анализ динамики, но и прогнозировать те или иные сценарии для проектирования антиаддиктивного профилактического пространства образовательного учреждения. Это возможно осуществить как вручную, так и с использованием программных средств.

Современные программные средства системного анализа, прогнозирования, компьютерной имитации являются функциональными компонентами профситицентра. Технологии моделирования и прогнозирования профилактического пространства вуза основаны на:

  • анализе иерархических процессов формирования здорового стиля жизни,
  • динамике профилактической системы и профилактических социальных сетей,
  • визуализации результатов моделирования и прогнозирования профилактических ситуаций и ситуации зависимого поведения для каждой форм образовательной деятельности,
  • доступности информации с «рабочих мест аналитиков».

Помощь профпостов также сопряжена с визуализацией имеющейся прогнозной информации на информационных стендах в вузе, посвященные вопросам зависимости; листовки, проспекты, буклеты, а также на различных электронных формах Интернет-сети.

5. Визуальный-демонстрационный. Этот блок ведет преимущественно пропост, при согласовании с профситицентром. Визуально-демонстрационный блок позволяет создать профилактические информационные продукты в виде презентаций, визуальных графических и иллюстративных рядов. Их можно представить как демонстративный материал для просветительской и образовательной деятельности профситицентра и профпостов. К этому блоку деятельности, относится также работа с инструментарием, содержащим доступ к средствам визуализации объектов различной природы в виде графиков, карт, таблиц, схем и других наглядных образов.

Итоги работы. Итогами работы взаимодействия территориального центра качества по профилактике аддиктивного поведения на базе ЦПМСС и профилактического ситуационного центра с подотчетных ему профпостов созданных на базе ОУ являются:

  • справочные, аналитические, прогнозно-сценарные, визуальные материалы глубокой проработки современных актуальных проблем становления, сохранения и развития здоровой образовательной среды.
  • разработка сценариев социально здоровых (позитивных) стратегий и моделирование ситуаций в области психологического благополучия в подростковой среде.
  • формирование учебных площадок для подготовки лидеров в области профилактики и развития у них способностей видеть динамику масштабных личностных и социальных профилактических процессов.
  • апробация технологий и средств интеллектуальной обработки информации для совершенствования математического и программного обеспечения профилактического ситуационного центра.

Непосредственными результатами работы считаются:

  • Снижение вовлеченности учащихся в зависимое поведение.
  • Рост мотивации учащихся, родителей и педагогов к преодолению зависимого поведения: табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также игромании.
  • Рост численности учащихся, родителей и педагогов имеющие навыки выстраивать здоровый стиль жизни, управлять субъективным благополучием и качеством жизни.

Обсуждение. Предлагаемая модель может быть рассмотрена в связи с известными зарубежными работами, показывающими формирование отношения людей к своему здоровью (то есть к качеству и стилю своей жизни) на уровне социальных сетей. Например, показано, что состояние здоровья людей в значительной степени определяет наличие и эффективное функционирование «мостов» через «структурные поры» в межличностных социальных сетях: ухудшение состояния здоровья снижает способность противостоять средовому прессингу и решать общие для социума задачи [Benjamin Cornwell, 2009]. Применяя математический аппарат в исследовании эгоцентрических сетей среди взрослых (старшая возрастная группа), этот автор подтвердил, что параметры когнитивного, физического и ментального здоровья позитивно связаны с социодемографической сетью и системой контроля за качеством жизни в течение всего жизненного цикла. Укрепление структуры сети (стремление создавать более насыщенные и прочные связи общения) характерно для людей старшего поколения, то есть более физически ослабленных.

Предложенный подход позволяет человеку раскрыться в любых его начинаниях, что в дальнейшем способствует укреплению здоровья. Этот подход исследован также у людей, живущих в социальных учреждениях, то есть в относительно замкнутых пространствах, где общепринятые приоритеты здоровья теряют свою значимость [Keiko Asskawa, David Feeny, Ambikaipakan Senthhiselvan, Jeffrey A. Johnson, Darryl Rolfson, 2009]. Авторы показали, что термин Индекс Ресурса Здоровья (HUI3) отрицательно связан с наличием хронических заболеваний, табакокурением, низким уровнем образования, алкоголизацией, возрастом.

Подобные исследования ведутся и в подростковых популяциях. Так, норвежскими специалистами [Hans-Johan Breidablik, Eivind Meland, Stian Lydersen, 2008] в лонгитюдном исследовании показано, что по мере взросления (13-19 лет) фактор отношения к своему здоровью остается относительно устойчивым конструктом, который однако может редуцироваться в случае утраты общей позитивной оценки здоровья и нарастании безразличия и бессилия.

Иными словами, можно утверждать, что качество здоровья индивидов является одним из ведущих параметров, определяющих качество социума и профилактическую ориентированность его развития, что стало главным в предлагаемой модели взаимодействия.

Выводы. Многие проблемы, возникающие в процессе организации профилактической деятельности и ее дальнейшего проведения, имеют системный характер. В связи с этим, для принятия эффективных решений сегодня недостаточно разрозненных знаний об объекте профилактики и самостоятельного опыта ОУ по профилактике.

Необходимо уметь быстро строить системные модели реагирования, изучить их изменении в динамике и только после этого принимать решение в любом аспекте профилактической деятельности; для этого необходимо выстраивать четкое взаимодействие структур ведущих профилактическую деятельность в области аддиктивного поведения.

Для оптимизации психологической и социальной работы на базе ЦПМСС в условиях мегаполиса необходимо развертывать Территориальный центр качества профилактической деятельности, при этом на базе ОУ – создавать Профилактический ситуационный центр с профпостами, с координацией их действий через профильные научно-образовательные структуры ведущего университета в области профилактики аддиктивного поведения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аршинова В.В. Комплексный подход к решению проблем профилактики химической зависимости. // Профилактика табакокурения в молодежной среде. / под общей редакцией д.психол. наук О.Н. Усановой. – Институт психологии и педагогики. 2009. Москва. – с. 95-105
  2. Аршинова В.В. Особенности формирования антинаркотической  установки у подростков в условиях общеобразовательных школ. // Мир образования – в мире образования./ Журнал Министерства образования и науки РФ, РАО, МПСИ. – 2007. - № 2.
  3. Глобальные изменения в обществе обусловливают качественные изменения самого человека - интервью с Д.И. Фельдштейном. Журнал: Психологическая наука и образование (№3/2009). Ресурс доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n3/22801_full.shtml
  4. Филиппова И. Управленческая модель организационной деятельности общеобразовательного учреждения по профилактике химической зависимости. (методические материалы) //  Курган. - 2002г.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика