Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7904Ключевые слова 19152 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Актуальность научного направления «Аддиктология»

Барцалкина В.В., кандидат психологических наук, заведующая лабораторией «Медико-психологическая реабилитация», ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, bartsalkina50@mail.ru
Полный текст

В настоящее время число зависимых людей катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе и у нас в стране. По данным Всемирной организации здравоохранения в начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание, приняло характер эпидемии. В России, например, около 40 % взрослого населения  страдает  химической зависимостью. Более того, около 80% подростков имеет опыт употребления наркотиков, а 10% из них уже больны. К этому надо добавить, что увеличивается и рост числа проблемных семей, так или иначе сталкивающихся с проблемой зависимости и нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи.

Рост эпидемии поддерживается, в частности, сложившимся отношением общества к зависимости – отрицанием того, что зависимость является первичной, хронической, прогрессирующей и смертельной болезнью. Рассматривая алкоголика или наркомана как аморального, падшего человека, выбираются, как правило, и соответствующие методы воздействия на него, среди которых наиболее распространенными до сих пор остаются методы, психологически основанные на страхе. К тактике запугивания прибегают повсеместно, начиная с антиалкогольной пропаганды и кончая различными клиническими методами лечения (эспераль, торпедо, кодирование и т.п.). Не трудно представить, что происходит в таких ситуациях. С одной стороны, алкоголик под страхом смерти в ряде случаев действительно прекращает употребление спиртных напитков, с другой стороны, он попадает в психологическую зависимость от собственного страха, который с этого момента неотступно начинает сопровождать его жизнь. Этот страх может добавляться к уже имеющемуся страху потерять семью, работу, друзей и т.д., если произойдет срыв. Кроме того, больной попадает в зависимость от непрерывно подавляемого желания пить, что держит его в состоянии хронического стресса. Эта постоянная борьба с самим собой отнимает львиную долю его психической энергии, которую он мог бы потратить на полноценную творческую жизнь и самосовершенствование, а нередко приводит и к возникновению наркотического срыва или развитию вторичного заболевания – неврозу страха.

Страх человека, страдающего алкоголизмом, формируется под влиянием одной очень существенной причины. Она заложена в общественном сознании и характеризуется глубокими ошибками в понимании алкоголизма и в отношении к алкоголику. До сих пор в обществе срабатывает довольно распространенное представление о сущности алкоголизма как результате свободного выбора. Считается, что человек сам, только своим волевым усилием выбирает или не выбирает путь алкоголика. Поэтому единственное, в чем он нуждается, - это решиться не пить, проявить силу воли. Именно из этой модели алкоголизма исходят и расхожие призывы, обращенные к людям, употребляющим алкоголь: «Скажи себе нет!», «Возьми себя в руки!», «Найди в себе силы отказаться!» и т.д. Не пытаясь умалить значение волевых актов в поведении человека, надо все же признать, что в основе этого представления лежит довольно упрощенное представление как о природе человека, рационально-волевому контролю которого якобы подвластно все его поведение, так и о природе алкоголизма как болезни. Это и подобные ему представления об алкоголизме и алкоголике как слабом, «второсортном» человеке создают мощный психологический барьер на пути алкоголика к лечению и выздоровлению. Диагноза «алкоголизм» многие люди, нуждающиеся в помощи, до сих пор боятся больше всего, поскольку этот диагноз остается социальным «ярлыком», сильно затрудняющим возможность оставаться полноправным членом общества.

Довольно распространено также ложное представление об алкоголизме как болезни «психологической», а значит приобретенной (обратимой) («Я пью так много не оттого, что  алкоголик, а оттого, что у меня существует глубокие психологические проблемы»). Довод, безусловно, не очень сильный, т.к. психологические проблемы разной степени глубины существуют у большинства людей, однако далеко не все делают алкоголь основным средством решения собственных проблем, а затем и образом жизни. В этом скорее видится удобный повод оправдания собственного пьянства или же реальное заблуждение алкоголика, вера в то, что, решив психологические проблемы, он перестанет пить. Подсознательная же причина такой веры – желание освободиться от тяжелого клейма «алкоголика».

Сложившаяся ситуация подкрепляется еще и тем, что даже специалисты, работающие в области человеческого здоровья, в процессе профессионального образования не получают представления о целостной модели болезни и занимаются лечением видимых симптомов, что не затрагивает самой зависимости и является малоэффективным. К сожалению, данной ситуацией искусно пользуются с целью наживы появившиеся в настоящее время в большом количестве различные «лечители»: колдуны, экстрасенсы, парапсихологи, маги. Ни в одной стране, очевидно, не существует такого многообразия методов «лечения», что, несомненно, связано с тем, что профессиональная помощь у нас на сегодняшний день не достигла ожидаемых результатов, не имеет достаточной научной базы, занимающейся поиском оснований, обеспечивающих ее эффективность, а также необходимого  количества  подготовленных специалистов в области зависимостей, опирающихся на современные представления о природе зависимостей и путях выздоровления.

В настоящее время в мире сформировалось представление о сфере зависимостей как отдельной области знаний - аддиктология.

Зависимость рассматривается как хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным (неконтролируемым, приступообразным) поведением при отсутствии адекватного отношения к негативным последствиям такого поведения. Феномен зависимости рассматривается философами, социологами, психологами не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей.

Аддиктология, как наука, предназначена не только изучать механизмы, лежащие в основе построения процесса выздоровления зависимых людей, но и выдвигать новые гипотезы, строить  научные теории  с целью внедрения новых знаний в научно-практическую деятельность.  Данное научное направление складывается на основе целого ряда известных в психологии и философии теорий и концепций. Вот некоторые из них.

Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости (концепция  G.L. Engel). Концепция предлагает многоуровневый подход к анализу психосоматических нарушений. Является теоретическим антагонистом «биомедицинского подхода», не учитывающего психологический и духовный уровень функционирования человека. Признание и изучение био-психо-социо-духовной природы химической зависимости позволяет объединить существующие способы помощи с целостной программой реабилитации по модели выздоровления, основанной на знании как природы зависимости, так и закономерностей выздоровления.

Аналитическая психология К. Юнга. Обосновывает необходимость обращения к Высшей силе как необходимого источника духовного роста современного человека, что дает основание рассматривать процесс выздоровления в контексте личностного роста.

Теория «Социально-когнитивного обучения» (A. Bandura). Предполагает возможность когнитивного переструктурирования регуляторов поведенческой активности, что является одной из задач процесса выздоровления от любых форм зависимостей.

Теория «Салютогенеза» (A. Antonowski).  Разрабатывает объяснительные принципы протекания процесса выздоровления с ориентацией не только на закономерности развития патологических явлений, но на возможности развития «здорового Я».

Теория «Семейных систем»   (S. Minuchin и др). Позволяет анализировать особенности  развития дисфункциональных  семейных систем, отношения в которых строятся по созависимому типу с помощью адаптивных ролей в отличие от  здоровой семейной системы.

Теория «Социальных ролей» (J. Moreno). Позволяет анализировать негативные общественные установки по отношению  к наркозависимым и возможности их изменения с точки зрения происходящих социальных процессов.

Концепция «Социальных изменений» (J. Prochaska, DiClemente). Описывает процесс изменения  мотивационных установок у наркозависимых в процессе развития болезни и  в процессе  выздоровления.

Гештальт-теория (F. Perls). Делает  акцент на возможности позитивных изменений в структуре отношения зависимых людей к себе и другим, изменяя паттерн их взаимодействия.

Теория «Здоровых убеждений» (M. Becker, L. Maiman). Акцент на формирование позитивных убеждений относительно своего выздоровления.

Расширение и интенсификация исследований в области психологии зависимости как в отечественной, так и в зарубежной науке определяется тем, что современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. В этих условиях кому-то удается успешно адаптироваться и противостоять негативным влияниям, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а кто-то с трудом переносит даже кратковременные и незначительные колебания настроения. Последние в качестве способа восстановления психологического комфорта и эмоционального равновесия нередко прибегают к искусственному  изменению своего психического состояния. Подобный «способ решения проблем» может закрепляться и становиться устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного (зависимого) поведения. Таким образом, с появлением массовых состояний психоэмоционального напряжения увеличивается количество форм разрушающего поведения, связанного со стремлением заполнить пугающую внутреннюю пустоту, заместить ее тем, что на какое-то время может дать иллюзию полноты жизни, собственной духовной полноты и гармонии.

Зависимое (аддитивное) поведение рассматривается на сегодняшний день как одна из самых распространенных форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.

Несмотря на неоспоримые успехи, достигнутые в аддиктологии, проблема зависимости продолжает оставаться еще малоизученной в научном плане, особенно в нашей стране. Вследствие этого ограничены возможности оказания своевременной и адекватной медицинской, психологической и психотерапевтической помощи зависимым людям. Психологические исследования феномена зависимости и методов ее коррекции на сегодняшний день, с одной стороны, остаются весьма актуальными, с другой – позволяют сделать вывод о том, что имеется значительный разрыв между распространенными самодеятельными формами участия зависимых людей в различных «группах самопомощи» и научным осмыслением сложившейся практики.

С целью преодоления этого разрыва  выделяется несколько приоритетных направлений для научно-исследовательской работы в области аддиктологии:

  • разработка теоретических оснований психологии зависимостей;
  • развитие методологических оснований построения программ реабилитации для людей с аддиктивными формами поведения и методического арсенала для успешной реализации целей реабилитации;
  • разработка стандартов образования, моделей и программ обучения аддиктологов и превентологов - специалистов нового поколения в области терапии и профилактики зависимостей (в рамках повышения квалификации и переподготовки специалистов).

Наиболее остро на сегодняшний день заявляет о себе проблема отсутствия профессиональных кадров, обеспечивающих комплексную систему помощи в области зависимости. Результаты проведенных опросов в целом показали, что абсолютное большинство специалистов  в области здоровья не знакомо с современными представлениями о природе зависимости и построении процесса выздоровления. Отрицание болезненной природы зависимости в значительной степени свойственно и работникам помогающих специальностей. Оказывается, большая часть специалистов, работающих с зависимыми клиентами, проявляет профессиональную созависимость и выходит за рамки компетенции своей профессии. Современная концепция аддиктивного поведения не освещается в достаточной степени в рамках профессионального образования медиков, психологов, социальных работников и педагогов, занимающихся  профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Признавая авторитет представителей данных профессий и их влияние на общество  в целом, можно сделать  вывод о необходимости предоставления им адекватных сведений о природе зависимости и реальных возможностях выздоровления. Введение такого образования позволит выйти на новый уровень профессионального лечения и реабилитации зависимых людей, создаст статус и стандарты профессии, отвечающие мировому уровню, и позволит разработать действенные меры по предотвращению роста эпидемии зависимостей.

Опираясь на существующий российский и мировой опыт, можно утверждать, что наступило время, когда необходимо и возможно создать новое представление о специалистах в области зависимоси – аддиктологах, а также стандарт образования, границы практики и этические нормы для представителей данной профессиональной семьи.

Следует отметить, что первый опыт такой работы уже имеется. В настоящее время в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ)  начинается подготовка специалистов новой формации в области зависимости, что открывает возможность оказания своевременной и адекватной помощи подросткам и взрослым с аддиктивным поведением на высоком профессиональном уровне, успешно реализовать на практике профилактические и реабилитационные программы, осуществлять психологическое просвещение родителей и педагогов в области аддиктивного поведения.

В рамках приоритетного Национального Проекта «Образование» в МГППУ разработаны многоуровневые образовательные программы переподготовки специалистов: «Аддиктология» и «Превентология», целью которых явилась разработка стандартов образования, моделей и программ обучения аддиктологов и превентологов – специалистов нового поколения в области реабилитации и профилактики зависимостей.     На базе этих программ разработано несколько учебных курсов: «Психология зависимости», «Профилактика зависимостей у подростков» (для бакалавриата), «Консультирование по проблемам зависимостей в детском и юношеском возрасте» (для магистратуры), «Современные подходы к проблеме зависимости, стратегии и методы профилактики аддиктивного поведения» (курс повышения квалификации для психологов, социальных работников и педагогов, занимающихся  профилактикой).

Программы «Аддиктология» и «Превентология»  опираются на новую образовательную парадигму:

  • рассмотрение зависимости  в рамках целостной био-психо-социо-духовной модели, что сопровождается процессом изменения отношения как к  самому явлению зависимости, так и к зависимому человеку, способам оказания профессиональной помощи и к оценке роли специалиста в организации процесса профилактики, реабилитации и социального сопровождения зависимых лиц;
  • создание условий для личностного роста слушателей и применения ими принципов здорового образа жизни для элиминации двойного стандарта и сознательного отказа от употребления веществ, изменяющих сознание, что является этическим требованием к специалистам в области реабилитации и профилактики зависимостей.

Инновационной особенностью данных программ является то, что процесс обучения опирается на представление о том, что успешная работа в области профилактики зависимостей связана с необходимостью формирования активной личностной позиции специалиста. В ходе освоения основных тем и подходов слушатели получают возможность проникнуться сложностью и социальной значимостью проблемы аддиктивного поведения. Понимание этого аспекта изучаемой проблемы создает прочную мотивационную базу для реабилитационной работы с зависимыми. Формирование независимости, в частности, от  психоактивных веществ, связывается с гуманистическим подходом, предполагающим наличие и возможность активизации позитивных ресурсов в каждой личности.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика