Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7910Ключевые слова 19163 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Об организации внеучебной работы по профилактике зависимостей а ГОУ ВПО «УРГПУ»

Каневская Т.М., ассистент кафедры общей психологии Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»,, Екатеринбург, Россия, kanevskayat@mail.ru
Полный текст

В настоящее время со стороны государства уделяется большое значение вопросам здоровья и внедрению инновационных технологий здоровьесбережения. В то же время, проблема  воспитания  у  российского студента осознания ценности здоровья и здорового образа жизни остается одной из важнейших задач в образовательной среде. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента (на основании исследования ценностной сферы студентов УрГПУ), ценность «здоровье» находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.

Приоритетным направлением профилактической работы была и остается первичная профилактика, особенно в студенческой среде, как основном интеллектуальном потенциале модернизации России, провозглашенной Президентом Российской Федерации.

В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) профилактика зависимостей носит комплексный характер, направленный на своевременное предупреждение причин зависимости задолго до их возникновения. В УрГПУ  разработана и успешно реализуется комплексная система мер по профилактике зависимостей. Первичная профилактика зависимостей имеет основную цель - предотвратить возникновение нарушения или  болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития личности. Использование комплексной программы внеучебной работы со студентами по активизации личностного потенциала позволяет перейти от разрозненных воспитательных мероприятий к социокультурной среде, не приемлющей наркоманию, алкоголизм и другие виды зависимостей.

В нашем университете принимаются профилактические меры, направленные на осознание каждым студентом личной ответственности за свое духовное и физическое здоровье.

Процесс формирования ценностного отношения  к здоровью и ведению здорового образа жизни у студентов мы рассматриваем, как комплекс профилактических методов и педагогических задач.

В УрГПУ создана Программа комплексной профилактики зависимостей, социально-значимых заболеваний и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной среде Уральского государственного педагогического университета.

Цель программы:

Комплексная профилактика зависимостей и формирование ценностного отношения к здоровью и ведение здорового образа жизни в образовательной среде УрГПУ.

Задачи программы:

  1. Активизация работы по профилактике зависимостей, социально-значимых заболеваний в образовательном пространстве университета.
  2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в системах различного уровня отношений между субъектами образовательного процесса («студент-студент», «преподаватель-студент», «преподаватель-преподаватель» и т.д.).
  3. Объединение усилий учебных и структурных подразделений, а также общественных объединений работников и обучающихся УрГПУ для решения проблем профилактики зависимостей и формирования ценностного отношения к индивидуальному здоровью и ЗОЖ.

Приняты Программы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и профилактики ВИЧ инфекции / СПИД.

Под руководством проректора по социальной и воспитательной работе Середы В.А. организовано эффективное сотрудничество управления по ВР (начальник Управления воспитательной работы С.Ю Боровиков), кафедры анатомии, физиологии и валеологии (зав. каф. С.Н. Малафеева), лаборатории ЗОЖ, отдела психолого-педагогического сопровождения студентов (начальник отдела Т.М. Каневская) с внешними структурами и организациями по реализации программ здоровьесбережения детей и молодежи. В целях оптимизации и осуществления совместной деятельности  по формированию здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья у обучающихся и работников, профилактике ВИЧ – инфекции и других социально значимых заболеваний Уральским государственным педагогическим университетом заключены договора о взаимодействии с партнерами:

  •  ГУЗ СО «Свердловский областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции»;
  • «Свердловским областным центром планирования семьи и репродукции»;
  • ГБУЗ Свердловской области «Областной наркологический  диспансер»;
  • ГУЗ Свердловской области «Станция переливания крови №2 Сангвис»;
  • Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.

В сотрудничестве со ГУЗ СО «Свердловским областным центром по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции» создаются и обучаются волонтерские студенческие отряды по пропаганде ЗОЖ и профилактике ВИЧ-инфекции.

В Уральском государственном педагогическом университете с 2003 года функционирует Лаборатория здорового образа жизни. Цель деятельности лаборатории: формирование личностных ресурсов студентов на доминирование ценностей ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья и жизни; внедрение в образовательную среду инновационных интерактивных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих изменение отношения к своему здоровью и формирование мотивации на ЗОЖ.

В учебных корпусах и общежитиях оформлены и регулярно обновляются стенды по здоровому образу жизни и профилактике зависимостей. Отдельное внимание уделяется вопросам профилактики в рамках реализации программы адаптации студентов младших курсов, проживающих в общежитиях, входящих в группу риска.

Важное место в профилактической работе зависимостей занимает психологическая профилактика. Это направление курируется отделом психолого-педагогического сопровождения студентов. Профилактика направлена формирование у студентов психологической устойчивости: приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды; умение противостоять манипуляциям, направленным на употребление наркотиков и других ПАВ, минимизацию проявлений рискованного поведения.

Опираясь на результаты научных и социологических исследований, данные официальной статистики, которые свидетельствуют, что Свердловская область относится к одной из самых неблагополучных территорий России, например, 1место по абсолютному числу ВИЧ-инфицированных среди 89 регионов РФ (по материалам областной научно-практической конференции «Основные подходы к профилактике ВИЧ-инфекции в Свердловской области от 21.04.2010 г),  отдел психолого-педагогического сопровождения студентоввыделил работу по профилактике зависимостей в студенческой среде на 2010/2011 уч.г. как приоритетное направление в деятельности отдела (утверждено общим планом работы университета). 

Начиная с первых дней 2010/2011 учебного года, при поддержке Министерства по физической культуре и спорту Свердловской области, мы реализуем для студентов УрГПУ социально-психологический проект «Профилактика зависимостей в студенческой среде». Подчеркнем, что с целью развития доминанты здорового образа жизни у студентов УрГПУ, на базе отдела психолого-педагогического сопровождения студентов сформирована волонтерская группа (студенческое психолого-педагогическое общество «Независимые»), работающая в направлении профилактики зависимостей.

Специалистами отдела разработаны памятки для студентов и для волонтеров, работающих в направлении профилактики зависимостей.

В 2010/2011 учебном году охват индивидуальной работой составил около 1000 первокурсников, охват общей просветительской работой – около 5 000 студентов 1-5 курсов.

Цели проекта: профилактика зависимостей в студенческой среде; формирование психологической устойчивости личности к употреблению ПАВ; создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.

Задачи:

  • развитие у участников  проекта ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) – решающий фактор сохранения здоровья.
  • просвещение и информирование студентов в области социально-значимых заболеваний;
  • освоение и раскрытие участниками программы собственных ресурсов личности и здоровья;
  • развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;
  • выработка положительных эмоций, способствующих психическому благополучию – основы всех аспектов жизнедеятельности и здоровья.

Цели первичной профилактики достигнуты. По анкетам обратной связи все студентов отметили полезность и информативность занятий; создана атмосфера доверия и сотрудничества. Ответы студентов: «Запомнились ролики, фильм про ВИЧ. Изменилось отношение к таким людям», « …запомнилось, что СПИД– это не ВИЧ», «…не курю, а после этого тем более не буду курить» и т.д. «После занятий больше узнала о себе и о других»; «…узнала ближе своих одногруппников, наверное, за целый год бы не удалось так сдружиться», «чувствую себя уверенней», «Запомнилось и понравилось как эффективно выходить из конфликтных ситуаций,  чувствовать себя личностью», «у нас хорошая и дружная группа, а после тренингов стали еще сплоченней» и т.д.

Студенты-первокурсники выражают благодарность за проведенные  тренинги, семинары, специалистам и волонтерам - членам Студенческого психолого-педагогического общества «Независимые» (проект реализован по принципу «Равный обучает равного»).

Волонтеры (члены СППО «Независимые») готовы реализовать  профилактические мероприятия с подростками, передавая полученные ими на занятиях актуальные знания по профилактике и свой положительный опыт, что позволит нам выезжать с программой по профилактике зависимостей в образовательные учреждения города Екатеринбурга.

Мы считаем, что разработанную программу (проект) необходимо реализовать, не только в студенческой среде, но и в школах, а так же и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, поскольку именно в данных учреждениях мероприятия по профилактике зависимостей и формированию мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью проводятся в недостаточном количестве. А это, в свою очередь, способствует повышению попадания выпускников этих учреждений в «группу риска». Подобные занятия, формируя осознанность поведения в ситуации выбора, способствуют выработке психологической устойчивости у данной группы детей и подростков и их здоровьесбережению.

Так же следует особо уделить внимание тому, что мы провели исследование среди первокурсников на выявление психологических особенностей личности (на выявление склонности к аддиктивному (зависимому) поведению). В исследовании приняло участие 176 студентов из всех (19) учебных подразделений УрГПУ. Дальнейшие наши шаги: определение «группы риска», разработка специальной программы семинаров-тренингов, апробация программы и экспериментальная проверка эффективности программы.

В 2010 году УрГПУ является победителем областного конкурса программ по профилактике наркомании среди высших учебных заведений Свердловской области (проект «Профилактика зависимостей в студенческой среде» реализован при поддержке Министерства по физической культуре и спорту Свердловской области, координатор проекта Т.М. Каневская).

Отметим, что все профилактические мероприятия проводятся согласно разработанным планам воспитательной работы университета и планам учебных подразделений.

Мы считаем, что социально-психологические мероприятия в ВУЗе должны быть направлены на активизацию просветительской работы, развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков; воспитание психически здоровой личности, способной справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающейся в приеме ПАВ.

Профилактическая работа по формированию здорового образа жизни проводится в УрГПУ под руководством Координационного совета по профилактике зависимостей, являющегося организатором соответствующей работы всех заинтересованных вузовских структур (председатель, начальник Управления воспитательной работы С.Ю. Боровиков).

Таким образом, профилактика зависимостей в студенческой среде УрГПУ носит комплексный системный характер, направлена на своевременное предупреждение причин зависимости за долго до их возникновения.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика