Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7904Ключевые слова 19152 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Исследование потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений

Полный текст

Литературный обзор исследований посвященных потреблению населением России алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, показывает существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту их потребления. Темпы роста злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) особенно высоки среди подростков и молодежи.

Цель нашего исследования - изучение вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ учащихся ССУЗов.

Для достижения поставленной цели  были сформулированы следующие задачи:

  • выявление отношения учащихся к проблеме потребления ПАВ (табака, алкоголя, наркотических средств);
  • выявление уровня распространенности ПАВ в ССУЗах;
  • выявление факторов защиты учащихся от потребления ПАВ;
  • выявление факторов риска потребления ПАВ.

Исследование проводилось в целевой группе учащихся ССУЗов по специальностям: «Здравоохранение», «Образование», «Социальная работа», «Культура и  искусство», «Менеджмент», «Туризм» отобранных случайным образом. Всего охвачено 382 учащихся в возрасте от 16 до 20 лет. В качестве методов исследования были использованы: опрос, в форме многофакторного анонимного анкетирования и метод математической статистики.

Для проведения анкетирования нами разработана анкета, содержащая сведения о семьях учащихся, ценностях и интересах, формах проведения досуга, потреблении табачных изделий, алкоголя и наркотических веществ.

Социально-демографический состав опрошенных.

В исследовании участвовали юноши (52,5%) и девушки (47,5%). Возраст опрошенных от 15 до 19 лет, большая часть учащихся проживает в полных семьях (56,4%). Более чем у половины опрошенных (55,2%) оба родителя имеют специальное и среднее  образование, высшее образование у родителей учащихся представлено в меньшей степени – 16,7%.  Среднее образование лишь одного из родителей было выявлено в 10,2% случаев, часть родителей (9,1%) не имеют специального профессионального образования. Стоит отметить, что некоторые  учащиеся  не владеют информацией об образовании родителей.

Материальное положение своей  семьи учащиеся считают удовлетворительным (61,1%) и хорошим (34,7%). Стабильность финансового благополучия отметили лишь 4,2% учащихся.

По данным исследования большинство учащихся довольны отношениями в семье, и оценивают  взаимоотношения с родителями как хорошие (58,5%) и  удовлетворительные (21,7%) . Возникающие конфликтные ситуации в семьях опрошенных чаще решаются при помощи семейных дискуссий (59,1%).

Таким образом, можно считать, что большинство учащихся воспитываются в полных семьях, их взаимоотношения с родителями оцениваются как благополучные, кроме того  решения конфликтов в семьях происходят конструктивным способом; все это может являться фактором защиты в отношении потребления ПАВ учащимися. Группой риска по вовлечению в ситуации, связанные с употребление ПАВ, могут являться  учащиеся, в семьях которых употребление алкоголя является приемлемым.

Ситуация потребления ПАВ.

Изучение уровня употребления ПАВ в исследуемой группе показало, что большая часть учащихся имеет опыт употребления тех или иных психоактивных веществ. Так, доля курящих среди учащихся  составляет 77,8%. В большинстве случаев возраст первой пробы табака отмечен в 12 лет, большая часть опрошенных (74,8%)  употребляет табак более 2-х лет, ежедневно употребляют табачные изделия 64,5%.

Алкогольные напитки с той или иной частотой потребляют почти все учащиеся (79,8%), из них большинство употребляют алкоголь периодически (67,4%). Регулярно употребляют алкоголь  32,6% учащихся. Средний возраст начала употребления алкоголя составил 13 лет. Из числа употребляющих алкоголь (79,8%), большинство многократно испытывали состояние сильного алкогольного опьянения (71,5%).

Информированность учащихся о наркотических средствах поразительна. Очень высока информированность даже у той части молодежи, которая никогда не пробовала наркотики. В ходе исследования было названо более 40 наименований наркотических веществ.

Большей части опрошенных (66,2%) предлагались наркотические вещества хотя бы один раз, чаще предложения попробовать наркотик поступали от друзей учащихся (59,5%), также предложения поступали от знакомых людей (19,7%), от посторонних (14,9%) и от одноклассников (5,9%). Большинство учащихся отметили, что наркотики употребляют их знакомые (69,1%), друзья (38,2%) и родственники (17,2%). Наркотические средства не употребляют в окружении 43,8% учащихся. Личный опыт употребления наркотических средств имеют 44,1% опрошенных, из них употребляют наркотики систематически 25,2%, от случая к случаю – 33% и однократно – 51,8%. Средний возраст первой пробы среди употребляющих наркотические средства – 13 лет. Чаще всего впервые учащиеся пробовали наркотик в ночном клубе на дискотеке (51,2%), а также  во дворе на улице (29,8%). В учебном заведении (школа/училище) пробовали наркотические вещества  12,2% учащихся, дома или на даче – 6,8%. Среди употребляемых наркотических средств в большей степени опрошенные употребляют: коноплю и ее производные (67,2%), галлюциногены (21,3%), ингаляторы (18,4%), транквилизаторы (15,8%) и стимуляторы (6,7%).

Таким образом, основываясь на полученных данных, можно заключить, что учащиеся ССУЗов вовлечены в проблему потребления ПАВ; кроме того значительная часть учащихся имеет личный опыт неоднократного употребления наркотических средств, что является серьезной предпосылкой формирования аддиктивного поведения.

Установки по субъективному отношению к ПАВ.

Проведенное исследование показало, что  большинство  учащихся считают, потребление алкоголя и табака не опасным для здоровья человека. Так, табакокурение  считают для себя приемлемым 77,8% опрошенных, а употребление алкоголя -  80% опрошенных.

Наибольший риск для здоровья и жизни человека учащиеся связывают с употреблением наркотических средств. Так, более половины учащихся (58,6%) имеют однозначно негативные субъективные (личностные) установки  в отношении наркотиков, считая употребление наркотических веществ недопустимым. При этом было выявлено различное отношение к лицам, употребляющим наркотики, большинство учащихся высказали безразличное отношение (39,1%), сочувственное отношение выявлено в 31,7% случаев и отрицательное в 25,3% случаев. Большая часть учащихся (52,5%) полагают, что человек может самостоятельно отказаться от употребления наркотиков.

Полученные данные можно считать тревожными, поскольку  говорят о недостаточной информированности учащихся о влиянии и последствиях потребления ПАВ, что является ещё одним фактором способствующим вовлечению в ситуации  риска связанными с употреблением ПАВ и в частности наркотиков.

Ценности и социальные установки учащихся.

По результатам мониторинга, наиболее ценными для себя учащиеся считают состояние здоровья (48,3%), любовь (41,4%) и взаимоотношения с ровесниками (34,5%). По мнению учащихся, для уважения со стороны сверстников необходимо в первую очередь иметь хорошее здоровье (42,9%), хорошо учиться (29,8%) и иметь достижения в спорте (23,6%). Однако, около 20% учащихся считают совместное употребление ПАВ необходимым для завоевания статуса среди сверстников.

Основными составляющими жизненного успеха по оценке учащихся являются: крепкое здоровье (70%), успешная карьера (48,3%) и семейное благополучие  (31,5%). У большинства учащихся (43,8%)  представление  о собственном будущем   связано с надеждой и оптимизмом, 11,8% учащихся не задумываются о своем будущем.

Среди основных интересов учащихся преобладают: музыка (41,2%), спорт (26,2%),  автодело (25,4%) и мода  (14,1%).

Большинство опрошенных (78,1%), отметили важность профилактических мероприятий, 88,8% учащихся считают, что пагубные привычки наносят вред здоровью, заинтересованность и желание участвовать в семинарах, посвященных данной проблеме, высказали 42,4% учащихся.

Таким образом, можно заключить, что для большинства учащихся  основными жизненными ценностями являются учеба, и как результат обучения – успешная карьера, приносящая удовлетворение. При этом образ будущего у опрошенных в целом оптимистичен и  связан с  успехом. Данные тенденции могут выступать в качестве фактора препятствующего приобщению к потреблению ПАВ.

Основные результаты исследования.

  1. Проблема распространенности потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений продолжает оставаться актуальной.
  2. Первая проба психоактивных веществ приходится на возраст 13 лет.
  3. Большинство учащихся употребляют алкоголь и табак.
  4. Опыт употребления наркотических средств имеют 41,4% учащихся.
  5. Большинство учащихся относятся лояльно и с безразличием к людям, употребляющим наркотические вещества, и полагают, что человек, употребляющий наркотики, может самостоятельно прекратить их потребление.
  6. Выявлены противоречия в социальных установках учащихся (потребление ПАВ и в частности, наркотических веществ, не приемлемо) и собственно поведением учащихся (потребление ПАВ). При этом на первое место в системе ценностей выходят: состояние здоровья, успешная карьера, семейное благополучие, что не находит отражения в поведении самих учащихся.
  7. В группе учащихся были выявлены следующие факторы защиты: благоприятная обстановка в семье (конструктивные способы решения конфликтных ситуаций); жизненные ценности (названные в большинстве случаев): учеба, состояние здоровья и любовь; отсутствие в окружении учащихся лиц, употребляющих наркотические вещества.
  8. К выявленным факторам риска злоупотребления ПАВ нами отнесены: раннее начало потребления алкогольных напитков и табака; наличие в окружении учащихся лиц, употребляющих наркотические средства; наличие свободных предложений учащимся наркотических средств.

Результаты мониторингового исследования являются веским аргументом в пользу необходимости создания в средних специальных образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий, основанных на работе с факторами риска злоупотребления ПАВ и усилении защитных факторов. Профилактическая программа, реализуемая среди учащихся, должна строиться на укреплении ценности здоровья, образования, семьи. Такая программа предусматривает формирование таких факторов защиты, как  уверенность в себе (обучение эффективной коммуникации), креативность, умение действовать в ситуации неопределенности,  навыки саморегуляции поведения и эмоциональных состояний.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Айвазова А.Е.  Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.
  2. Методические рекомендации по организации и внедрению комплексной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. /Под. ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., - 2008
  3. Научно-методические основы территориального мониторинга наркоситуации: Методическое пособие. – СПб., 2006.
  4. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соц. педагогов / М-во образования и науки Рос. Федерации; под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. – М, 2004.
  5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде // Н.А.Сирота и др. – М., 2003.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика