Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7904Ключевые слова 19152 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Адаптационный потенциал подростков, склонных к компьютерной игровой зависимости

Котлярова Л.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, Москва, Россия, lnkot-konf@yandex.ru
Васильев О.А.
Полный текст

В последние годы наблюдается стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают коммуникативное и жизненное пространство людей. Возникновение глобального информационного пространства вызывает множество экономических, юридических, социокультурных и психологических последствий.

Новая информационная среда, наряду с позитивными влияниями, привносит и новые риски. Компьютерные и интернет-технологии оказывают воздействие на человека на всех уровнях его функционирования – индивидном, личностном, деятельностном и влияют на формирование индивидуальности.

Многие исследователи отмечают, что зависимость подростков от виртуального мира, порождаемая электронной техникой, может приводить к поведенческим и личностным девиациям (Змановская, 2010).

Появление компьютерных технологий повлекло за собой появление компьютерных игр, втянувших в эту индустрию огромные массы людей, многие их которых приобрели аддиктивные поведенческие расстройства. Особенно восприимчивыми к влиянию компьютерных игровых технологий являются подростки старшего возраста, которые переживают переходный период от подросткового возраста к взрослению. Основными новообразованиями в данный возрастной период являются формирование самосознания и нравственных принципов, становление системы ценностных ориентаций; начинает формироваться «Я-концепция», связанная с  новыми представлениями о будущем. Этот жизненный период является благоприятным для интенсивной социализации и становления целостной личностной системы – у подростков проявляется интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и потенциала (Реан А.А., 2006). В этом периоде жизни происходит непрерывная, многоуровневая и интенсивная адаптация к различным сферам жизнедеятельности.

Любая возникающая аддикция, в том числе и компьютерная, не может не оказывать неблагоприятного влияния на приспособление подростков к постоянно изменяющимся социальным и физиологическим условиям и формирование его личностной структуры. Общепризнано, что зависимое поведение личности представляет серьёзную социальную проблему и в своей выраженной форме может являться причиной социально-психологических конфликтов и противоправного поведения (Дозорцева, 2000).

Среди составляющих компонентов девиантного поведения, компьютерная аддикция является самым распространённым типом. Поэтому  изучение механизмов формирования компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения является актуальной проблемой многих исследователей.

Целью настоящей работы явилось изучение личностного адаптационного потенциала подростков старшей возрастной группы, склонных к компьютерной игровой зависимости.

Объектом изучения были 78 подростков в возрасте 16-17 лет, имеющие игровой опыт от 1 до 3 лет.

В соответствии с поставленной целью, для выявления личностного потенциала и адаптационных возможностей подростков использовали комплекс методов.

Для оценки личности использовался 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла и опросник  УСК, разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера и адаптированный Е.В. Бажиным с соавторами (Реан.1999). Методика Р. Кэттелла позволяет выявить факторную структуру личности, а методика УСК - уровень субъективного контроля над поведением. Для определения адаптационного потенциала использовался специально разработанный опросник «Адаптационный потенциал», который позволяет оценить общий адаптационный потенциал и его отдельные составляющие - социальную, личностную, энергетическую, информационную и временную компоненты. Автором  методики адаптация рассматривается как системный и многоуровневый процесс взаимодействия человека с окружающим его пространством. Личность постоянно стремится адаптироваться в значимой для себя сфере жизни. При невозможности реализации этого прямого пути развития, компенсаторные пути развития перемещается в другие сферы (Ростовский, 2010).

Анализ результатов методики УСК позволяет сделать следующие выводы. У большинства подростков (более 63 %) выявлены низкие показатели по шкале общей интернальности. Эти данные свидетельствуют о том, у подростков, склонных к компьютерной игровой зависимости, формируется экстернальный тип личности с низким уровнем субъективного контроля. Из теории Дж. Роттера следует, что экстернальные личности отличаются высокой конформностью, низкой толерантностью по отношению к другим, повышенной агрессивностью и тревожностью.

Выраженность личностных свойств определяли по методике Р.Кэттелла. Был составлен  усреднённый групповой профиль. В факторной структуре выявлены следующие особенности. Самые низкие показатели соответствуют факторам: Q2 (t=3.45) , отражающему такое свойство личности как склонность к зависимости от группы и  Q3(t=2.27) – неумение руководствоваться объективной реальностью, контролировать и управлять эмоциями. Высокие значения выявлены  фактора N (t=7.03) являются показателем таких качеств как легкомысленность, безответственность.

В результате изучения адаптационного потенциала были выявлены следующие особенности. Показатель общего адаптационного потенциала не отличался от нормативных значений для данной возрастной группы. В то же время обнаружена неравномерная выраженность отдельных составляющих адаптационного потенциала. Высокие значения, существенно отличающиеся от нормативных данных, обнаружились по показателям информационной адаптации (4.14 балла, нормативное значение-3.55 балла), личностной адаптации во внутреннем Я (3.96 балла, нормативное значение – 3.45 балла) и временной адаптации к переживанию прошлого времени (4.01 балла, нормативное значение – 3.40 балла). Самые низкие значения выявлены по показателям социальной адаптации, личностной адаптации к внешнему «Я» и адаптации к будущему времени.

Из полученных данных следует, что подростки, склонные к компьютерной игровой зависимости, легко адаптируются в информационном пространстве, внутреннем образе «Я» и переживаниях, связанных с прошлым временем. В то же время у них значительно снижены адаптационные возможности во внешнем образе «Я», социальном пространстве и в  будущем времени.

Обобщая результаты, можно сделать вывод о том, что у подростков, склонных к компьютерной игровой зависимости значительно снижен адаптационный потенциал, необходимый для социализации и личностного роста. Очевидно, что им требуется специальная психологическая помощь по коррекции данного вида поведения и формированию здорового образа жизни.

В целях профилактики развития аддиктивного поведения у подростков старшей возрастной группы, на наш взгляд, целесообразным будет проведение следующих мероприятий: оказание квалифицированной медицинской помощи и обеспечение психологического сопровождения в процессе выздоровления; консультирование подростков и их родителей о механизмах возникновения аддиктивного поведения, их специфических проявлениях и влиянии на формирование противоправного поведения; включение подростков в социально-культурные, оздоровительные программы, реализуемые образовательными учреждениями и муниципалитетами.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным поведением: Дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2000. – 457 с.
  2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. С. 103-108.
  3. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. – С.373-381.
  4. Реан А.А.Психология изучения личности: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С.93-112. 
  5. Ростовский В.П., Котлярова Л.Н. Педагогика и психология: учебное пособие. – Уфа.: Изд-во БГПУ, 2010. С.160-174.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика