Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Динамика потребления психоактивных веществ и формирования социальных установок у подростков Санкт-Петербурга

Солнцева Н.Е., доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии , Санкт-Петербург, Россия
Полный текст

Темпы роста злоупотребления психоактивными веществами особенно высоки среди подростков, и молодежи, однако данная целевая группа слишком обширна, чтобы говорить о тенденциях потребления и подростков в целом, необходимо провести анализ динамики потребления, формирования социальных установок, динамики факторов риска и защиты с младшего подросткового до юношеского возраста. Перед специалистами в области профилактических исследований стоит актуальная задача разработки и осуществления программ воздействия на молодежь с целью изменения их социальных установок в отношении психоактивных веществ.

Необходимо, чтобы методы профилактического воздействия основывались на адекватном представлении о положении, связанном с наркопотреблением в различных целевых группах. В профилактической работе необходимо учитывать не только возраст, зрелость ребенка, его способность адекватно воспринимать предлагаемый объем материла, но и непосредственно вовлеченность в проблему, степень затронутости ею. Нередка ситуация, когда специалисты, внедряющие программы первичной профилактики несколько опаздывают, ориентируясь на детей, не вовлеченных в потребление ПАВ, в то время как большинство в этом возрасте или имеют опыт эпизодического потребления, или систематически употребляют ПАВ. Соответственно, в этой ситуации сложно предполагать высокую эффективность профилактического воздействия.

С 2008 по 2010 год Центром превентологии и повышения квалификации по профилактике наркозависимости СЗФО Института специальной педагогики и психологии были проведены мониторинговые исследования в образовательных учреждениях среднего, среднего специального и начального профессионального образования Санкт-Петербурга.

Всего мониторинговым исследованием было охвачено 1327 учащихся в возрасте 11-12 лет (СОШ), 382 учащихся в возрасте от 15 до 16 лет (ССУЗ) , 710 учащихся в возрасте 16-19 лет (ОУ НПО).

При проведении опроса использовались формализованные социологические анкеты анонимного обследования,  разработанные сотрудниками Института специальной педагогики и психологии.

В основные задачи мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ, среди учащихся Санкт-Петербурга входило выявление отношения учащихся к проблеме потребления ПАВ (табака, алкоголя, наркотических веществ) и их социальных установок, исследование уровня распространенности наркотических веществ, анализ факторов риска защиты от потребления психоактивных веществ.

Анализируя динамику потребления ПАВ в исследуемых группах, можно отметить следующие тенденции.

1.Если ситуация с приобщением несовершеннолетних к курению в среднем звене общеобразовательной школы еще достаточно благополучная (регулярно курит лишь 3% 12-летних школьников, и опыт эпизодического курения имели 26%), то в средних специальных учебных заведениях численность регулярно курящих составляет уже 37%, причем 67% из них приобщились к курению в возрасте 12,5 лет. Стойкую никотиновую зависимость имеет 18% учащихся. Ситуацию с курением 16-17-летних учащихся можно назвать катастрофической: в учреждениях начального профессионального обучения регулярно курит 77,8% респондентов, причем подавляющее большинство указывают, что дебют произошел в 12-13 лет.

2.Динамика приобщения несовершеннолетних к алкоголю следующая.  52% школьников к 12-летнему возрасту имели опыт потребления алкоголя однократно, 15% испытывали сильное алкогольное опьянение, а 4% лишь в течение последнего месяца принимали более 5 доз алкоголя.

15-летние подростки указывают на первое близкое знакомство с алкоголем в возрасте 13 лет, периодически употребляет алкоголь 86%, и часто – 13,6% несовершеннолетних – учащихся.

В 16-17 лет регулярно потребляют алкоголь 32,6%, сильное алкогольное опьянение часто испытывают 71% из них. Дебют приобщения к алкоголю, указанный респондентами – 13 лет.

3.Тенденции потребления наркотических веществ в различных возрастных группах аналогичны. Школьники в 3% случаев имели опыт употребления марихуаны, причем половина из них – в течение последнего года. Численность знакомых с наркотическими веществами к 15-16 годам возрастает до 39% и к 16-17 годам до 44,1%.  25,2% употребляют наркотические вещества регулярно. Возраст первой пробы со слов респондентов колеблется от 13,5 до 14 лет. Наиболее часто используемыми наркотическими веществами во всех возрастных группах являются производные конопли. Осведомленность подростков о различных наркотических веществах значительно возрастает, начиная с 11-12 лет, когда более чем половине опрошенных незнакомы виды наркотических веществ и последствия потребления (прежде всего негативные), до 17 лет, когда учащиеся демонстрируют значительную осведомленность о проблеме, называя более 40 наименований различных наркотиков. Большинство учащихся относятся лояльно и с безразличием к людям, употребляющим наркотические вещества, и полагают, что человек, употребляющий наркотики может самостоятельно прекратить их потребление.

Интересной представляется динамика установок учащихся относительно потребления ПАВ. Тенденции, наблюдаемые в подростковой среде, пугающие и крайне опасные. В младшем подростковом возрасте связывает потребление наркотиков с риском для жизни и будущего 86%. Количество опрошенных, негативно относящихся к наркотическим веществам, возрастает к 15 годам и составляет уже 94,6%, но к 17 годам падает до 58,6%. Таким образом, если школьники, не вовлеченные в проблему наркопотребления, направлены на здоровый образ жизни и видят риск использования наркотических веществ, то к окончанию учебного заведения практически каждый второй учащийся не связывает потребление наркотиков с собственным здоровьем.

Установки несовершеннолетних в отношении алкоголя и табака еще более тревожны. Так, если среди школьников еще наблюдается неприемлемое отношение к табаку и алкоголю (у 70 и 86% соответственно), то к старшему подростковому возрасту численность негативно относящихся к данным явлениям снижается до 22,2 и 18,3% соответственно. Это в очередной раз подтверждает то, что для современной молодежи характерно не просто массовое потребление психоактивных веществ, а внедрение их в систему ценностных ориентаций несовершеннолетних. Подростки всех возрастных категорий не видят опасности и риска для здоровья в ежедневном употреблении алкоголя и табака в небольших количествах.

Проведенное мониторинговое исследование в очередной раз убедительно показало, что психоактивные вещества  в современном мире стали достаточно значительной частью жизни молодежи, причем приобщение к ним начинается уже в 11-12 лет и имеет устойчивые тенденции. Парадоксально, что в системе ценностей современных молодых людей в одном семантическом пространстве находятся такие понятия, как «здоровье», «учеба», «любовь», «сигареты» и «алкоголь». Очевидны противоречия в социальных установках учащихся (потребление наркотических веществ неприемлемо в обществе) и собственно поведением учащихся (потребление ПАВ). К счастью, наркотики еще не стали ценностью для учащихся, в отношении них присутствует определенная доля непринятия и страха.

Полученные данные, свидетельствующие о негативной динамике потребления ПАВ и формирования социальных установок в подростковом возрасте, доказывают необходимость превентивного воздействия в школьном возрасте, пока еще не сформированы негативные социальные установки и подростки не вовлечены в наркопотребление.

Результаты мониторингового исследования являются веским аргументом в пользу необходимости создания в образовательных учреждениях системы профилактики, основанной на работе с факторами риска злоупотребления ПАВ, усилении защитных факторов. Профилактическая программа, реализуемая среди учащихся, должна строиться на укреплении ценности здоровья, образования, семьи. Такая программа предусматривает формирование факторов защиты, таких как: развитие уверенности в себе (обучение эффективной коммуникации), развитие креативности, обучение действовать в ситуации неопределенности, выработка навыков саморегуляции поведения и эмоциональных состояний.

В современной школе в подавляющем большинстве случаев профилактическая работа ориентирована на старших школьников, что связано, по всей видимости, не столько с актуальной ситуацией, сколько с особенностями самих реализуемых программ и сложностями взаимодействия с родительской аудиторией.

Очень часто попытки специалистов начать профилактическую деятельность (это касается в основном специфической антинаркотической профилактики) в среднем звене общеобразовательных учреждений натыкаются на неприятие родителей, связывающих нежелание с убеждением, что любое превентивное воздействие может вызвать у ребенка интерес к проблеме. Однако сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда в 11-12 лет говорить о наркотических веществах с детьми может быть рано, а в 13 лет – поздно, поскольку, как мы видим, значительная часть подростков уже дебютировала в потреблении алкоголя, табака и наркотических веществ.

В связи со всем вышесказанным делается возможным определить оптимальный возраст целевой группы для реализации программ первичной профилактики. Вовлекая всех школьников среднего звена (до 13 лет) в систематическую, комплексную последовательную профилактическую деятельность в школе, мы можем способствовать изменению актуальной ситуации потребления ПАВ в образовательных учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аналитические материалы по результатам  мониторинга распространенности употребления наркотиков среди учащихся средних специальных учебных заведений различного профиля/ ИСПиП, СПб, 2007
  2. Методические рекомендации по организации и внедрению комплексной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. /Под. ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., - 2008
  3. Научно-методические основы территориального мониторинга наркоситуации: Методическое пособие. – СПб., 2006.
  4. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соц. педагогов / М-во образования и науки Рос. Федерации; под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. – М, 2004.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика