Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Проблемы организации системы эффективной помощи в России лицам с зависимым поведением

Юрпольская А.Б., зам. председателя Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», Москва, Россия
Полный текст

В последние годы активно и повсеместно ставится вопрос о необходимости организации сети реабилитационных центров для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Одна из наиболее острых проблем в этой области – отсутствие полноценных образовательных программ подготовки специалистов - программ, учитывающих необходимость рассмотрения духовных факторов для действительно эффективного решения проблем зависимости, а значит – принимающих во внимание эти факторы при подготовке специалистов.

Речь идет об острейшей необходимости нашей стране такой профессии, как профессиональный консультант и социальный работник, прежде всего – в сфере химической зависимости.

Ведь совершенно очевидно, что даже государства, которые имеют развитую систему мер социальной защиты населения, нуждаются для реализации этих мер в специалистах, которые могли бы грамотно, добросовестно и эффективно их реализовывать. При этом очевидно, что при явной недостаточности шагов, предпринимаемых в этом направлении государством, особую роль приобретает работа так называемого «третьего сектора» - общественных организаций, занятых оказанием помощи людям (прежде всего, различных некоммерческих благотворительных объединений).

Естественно, что для создания разветвленной сети этих объединений и для их результативной работы (как и государственных программ, которые, возможно, будут появляться) необходимы, прежде всего, специалисты, квалифицированно, профессионально грамотно, и безупречно с морально-этической стороны участвующие в этой деятельности. В странах Запада именно эти люди на практике осуществляют многочисленные программы помощи семье, детям и подросткам, одиноким матерям, престарелым и больным людям, программы поддержки и защиты наименее обеспеченных, наименее защищенных и наименее социально благополучных слоев населения. Именно эти люди помогают всем тем, кто без такой помощи вряд ли смог бы продолжать достойное человека существование.

Система социальной защиты и социальной помощи во многих странах, где она действует уже достаточно давно и имеет большой опыт работы, сформировала определенные профессиональные стандарты для людей, занимающихся такой работой – требования к специальности профессионального консультанта и социального работника. В западноевропейских странах и США специалисты этой профессии трудятся практически повсюду: в больницах и тюрьмах, в школах и воинских частях, в государственных учреждениях и частных домах, в роскошных кварталах и трущобах. Эти люди работают с алкоголиками и наркоманами, со стариками и психически больными, с трудными подростками и с солдатами, с внешне вполне благополучными детьми и с «изгоями общества». Они заботятся об одиноких и престарелых, помогают обрести новые жизненные ценности людям, отбывающим наказание в колониях и тюрьмах, работают с «трудными» детьми и подростками, содействуют, вместе с другими специалистами, возвращению утраченного взаимопонимания в неблагополучных семьях, и т.д.

Очевидна необходимость в специалистах такого рода и в России. К сожалению, потребность в этих профессиях лишь в самое последнее время стала осознаваться теми, кто ответственен за создание и реализацию новых программ повышения квалификации и подготовки специалистов,. Это осознание привело, например, к образованию в России сразу нескольких довольно крупных учебных центров, начавших заниматься проблемами профессиональной подготовки социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и т.д.

Однако, помимо явно недостаточной координации разрозненных усилий различных общественных, религиозных и государственных организаций, пытающихся готовить специалистов для такой работы, большинство этих организаций, к сожалению, не учитывает важнейшей специфики такой профессии, как консультант или социальный работник. Эта специфика состоит в том, что абсолютно все формы социальной патологии: войны, преступность, так называемые «социальные» болезни (алкоголизм, наркомания), проституция и прочие проявления неустроенности человека в обществе являются следствием серьезнейших нарушений в духовной сфере человека и общества. Именно эти нарушения приводят к отчуждению человека от других людей, от плодов его собственного труда, а часто и от самого себя. Именно эти нарушения ведут к тому, что люди пытаются найти себя в социально неприемлемых формах поведения, совершая преступления, прячась в алкоголь или наркотики, бросая на произвол судьбы собственных детей и родителей, и так далее.

И, следовательно, социальный работник или другой специалист подобного профиля может эффективно выполнять свои задачи только в том случае, если он будет понимать, что помочь другим он может, лишь содействуя созданию условий для восстановления и развития духовности человека.

А чтобы быть способным на выполнение этой задачи, специалист социальной сферы должен, прежде всего, сам иметь ответы на те жизненные вопросы, которые он собирается помогать решать своим предполагаемым подопечным. Большинство этих проблем, даже если внешне они выглядят вполне материально (пропитание, здоровье, работа, семья и др.), внутренне неразрывно связаны с тем, как человек отвечает (или прячется от ответа) на извечный вопрос о смысле и цели своего существования.

Ответы же на этот вопрос с очевидностью принадлежат к сфере духовного. Как нам представляется, понимание этого факта, и ориентация именно на духовные ценности, руководствование основанными на этих ценностях морально-этическими нормами, является непременным условием успешности и правомочности работы каждого, кто намерен быть консультантом или социальным работником.

К сожалению, практически ни в одной из стран Восточной Европы этого не происходит. Более того, зачастую как многие из направлений и стратегий решения социальных проблем, так и система подготовки специалистов для этих областей, явно или скрыто противоречат христианскому миропониманию и системе ценностей. Достаточно упомянуть некоторые из таких примеров: признание законными однополых «браков», распространение давно печально известной «концепции снижения вреда» вместе с тенденцией к легализации наркотиков, внедрение в системы государственного образования сайентологических или валеологических теорий.

Происходит это, по всей видимости, потому, что христианские церкви и сообщества различных конфессий и деноминаций пытаются либо ассимилировать существующие светские (например, наркологические) подходы, либо непосредственно, «в лоб», применить традиционные формы церковности к решению социальных проблем.

Даже при некоторой успешности отдельных попыток такого рода, приходится отметить, что в целом, христианская общественность не располагает ни реальными ресурсами помощи, ни возможностью повлиять на социальные масштабы проблем, ни достаточно полной информацией об их сущности и об имеющихся в мире способах их решения и профилактики. Такое положение усугубляется практически полным отсутствием в Восточной и Центральной Европе специализированных христианских высших и средних специальных учебных заведений, готовящих христианских консультантов или специалистов для социальной работы.

К тому же, совсем не приходится говорить и о выработке согласованных подходов к социальной работе и консультированию среди всех государственных ведомств и общественных и религиозных структур, задействованных в этой работе.

В то же время, очевидно, что противостоять эпидемическому распространению социальной патологии (в том числе - проблем зависимости, преступности, проституции и др.) возможно, лишь всем миром.

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что подготовка социальных работников и других специалистов в социальной сфере, должна включать следующие аспекты:

Во-первых, теоретические знания и практические навыки учащихся, которые они приобретают в процессе изучения ряда теоретических дисциплин на лекциях, семинарах и практических занятиях, должны быть системными и комплексными. В учебный план необходимо включить курсы, которые дадут учащимся представление о теоретических основах и важнейших принципах работы христианских консультантов, социальных работников, социальных педагогов и специалистов по социальной работе, о важнейших направлениях профилактики социальной патологии, о системе современных взглядов на природу различных форм этой патологии, о существующих методах ее коррекции и лечения. Важным элементом общей подготовки всех этих специалистов являются курсы по основам религиозной философии и религиозной антропологии. При этом основные акценты должны делаться не столько на изучении теологических или экклезиологических принципов, сколько на практическом и непосредственном взаимодействии этих принципов с реальной жизнью каждого обучающегося.

Во-вторых, будущие специалисты должны начать интенсивную работу со своими личностными проблемами, особенно с проблемами мировоззренческого, духовного порядка. Эта работа может стимулироваться участием в треннинговых группах, группах общения, группах самопомощи, рабочих супервизионных группах, а также регулярным индивидуальным общением со своими консультантами и/или духовными наставниками.

В-третьих, части этих специалистов предстоит стать основными инициаторами и организаторами создания различных общественных объединений, эффективно решающих социальные проблемы. Именно для этих объединений, в первую очередь, и необходимы подготавливаемые кадры специалистов, и именно эти объединения, таким образом, составят основу рынка рабочей силы в данной области. Из этого следует, что по крайней мере часть подготавливаемых специалистов должна получить профессиональную квалификацию в области христианского менеджмента, фандрайзинга, организации и управления производствами и т.д. Другой же части необходимы хотя бы элементарные сведения из этих областей, чтобы они могли сознательно участвовать в процессе формирования системы активных действий в своей области деятельности.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика