Мир "особого" ребенка

103

Аннотация

Стихи педагога-дефектолога из Оренбурга Натальи Калиман, посвященные ее ученикам и их семьям.

Общая информация

Ключевые слова: творчество, стихи об особых детях, нарушения развития

Рубрика издания: Творчество

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Калиман Н.А. Мир "особого" ребенка // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 3. С. 67–70.

Полный текст

Мир «особого» ребенка
КАЛИМАН Н.А.
Наталья Калиман - логопед-дефектолог по образованию уже с 17-тилетним стажем, работает с особыми детьми в некоммерческом образовательном учреждении «Диаконический Центр «Прикосновение» в городе Оренбурге. Стихи ее возникли как попытка объяснить проблемы особого ребенка «изнутри»: так, как он мог бы рассказать о них сам - если бы мог...
С Андрюшей мы начали заниматься два года назад. Многие вещи пугали Андрея и выводили из душевного равновесия. Начался долгий путь навстречу друг другу. Появились знаки для общения, удалось сформировать «сигнальную» фразу, и тогда стало возможным узнать, что же хочет Андрей. А однажды Андрюша взял меня за руку и сказал: «Хочу музицировать». Обозначив каждую ноту цифрой, мы выучили ноты и на Рождество порадовали всех игрой на фортепияно. А потом родились стихи....
У Андрея остается выраженная эхолалия, но это уже не мешает нам общаться.

АУТИСТ

Андрею В.
Для ребенка мир огромен,

Непонятен и проблемен.

Страшен он для аутиста:

Перевернут, непроверен.

Звуки, песни, шум голосый -

Все слилось в сплошное эхо. 

Нелогичен и запутан Мир его эхолаличный.

Словно шум морской, он страшен, 

Бездной смотрит он в пространство.

Осторожно! Там опасно!

Осторожно! Я напуган! 

Вы совсем мне непонятны!

Строки, тексты, цифры, буквы!

И мелодии невнятны,

Непонятны... Непонятны!!!
Если я эхолаличен,

То не значит - нелогичен.

Ноты с цифрами скрепляю, 

Есть и знаки для общенья.

Мир мой сложен - аутичен,

Мир мой попросту отличен.

 Достучитесь, дозовитесь!

Протяните мне вы руку.

Нелогичен. Аутичен.

Просто ВАМ Я недоступен.

Только специалисты поймут, что стоит за этим простеньким, забавным стишком. Почти год во время «терапевтического круга» Маше пытались объяснить, что она - Маша, прикладывали маленькую ее ладошку к груди, здоровались с безучастным ребенком. И вот, наконец, удалось преодолеть такую маленькую и незначительную для посторонних, но такую важную для Маши и ее друзей ступеньку.

МАНЯШКА Машеньке П.

А где у нас Маша?
Здесь.
Теперь-то я знаю, что здесь!
Теперь-то я знаю, что Маша есть. 
Мне все еще непонятно здесь, 
Но знаю я точно: Маша есть!
 И лица знакомые любят меня, 
И Маша - это, конечно же, Я. 
И руки Мои у Меня, Только не слушаются пока.
Но самое главное, что есть у меня, - Это МАМА моя!

 

Добрые, ласковые, заботливые человечки. Они остро чувствуют внутреннее состояние человека, его настроение. Умеют жалеть и любить, ничего не требуя взамен. Они похожи друг на друга и вместе с тем такие разные. Им очень трудно пробиваться через стереотип отношения к ним общества.

СИНДРОМ ДАУНА

Мы приходим в мир случайно 
И несем набор отличный, 
Генный он и нетипичный. 
Мы похожи друг на друга: 
Монголойдны, неуклюжи,
Добродушны и открыты, 
Понимаем смысл дружбы.
 Просто мы с другой планеты,
 Где ЛЮБОВЬ всего дороже,
Где добро всего ценнее, 
Дружба где всегда возможна. 
Помогите нам пробиться. 
Помогите выжить, влиться 
В вашу жизнь большой планеты.
 С нами в мире больше света!


Всегда потрясало упорство ребят с детским церебральным параличом. Они все очень сильные личности. Это «маленькие взрослые», дети-герои.

Д Ц П

Кириллу X., Карине Я. и многим, многим другим

ДЦП - диагноз страшный. 
Мир наш очень ограничен. 
Все становится пространство 
Неприступным, непривычным. 
Одеваться утром трудно.
Трудно сесть и встать мне прямо. 
Петь. Ходить. Тренироваться.
Только, к счастью, я упрямый! 
И всегда во мне упорство 
Не дает сковать все тело.
Верьте! Я смогу добраться. 
Верьте - и я буду смелым.
 Говорить я стану лучше,
 Ведь и вы не все умели. 
Помогите! Поддержите! 
Дайте мне дойти до цели.

 

В прошлом году я впервые увидела, как зародилась «особая» любовь - «особого» мальчика к «особой» девочке. Это было настоящее чувство, и оно было прекрасно. И оно имело право быть.

А ЭТО ПРОСТО ЛЮБОВЬ Саше Д.

Как мне выразить словами,
 Если слов как раз и нет, 
Как мне выразить делами 
Этот внутренний расцвет? 
Это чувство незнакомо 
И пугает всех вокруг!
Почему влюбиться - плохо? 
Расскажите мне вы вслух!
Я не знаю, что мне делать,
 Как и что мне говорить? 
Весь мой мир - он очень хрупкий – 
Он ошибок не простит.

ОСОБОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Мы сегодня ходили в Церковь.
Первый раз эта служба - для нас! 
Первый раз мы поставили свечи,
 И огонь их долго не гас.
Первый раз окропили водою, 
И на крики и смех наш никто
 Не грозил нам злою рукою, 
Первый раз всем нам было тепло. 
Словно мир нам открылся красивый,
 Словно ангелы пели с небес,
 Изо всей мы кричали силы, 
Что Христос и для нас Воскрес!

 

 

Я ПРИКАСАЮСЬ К МАЛЕНЬКОМУ ЧУДУ Посвящается Анне Львовне Битовой

Я прикасаюсь к маленькому чуду, 
Дотрагиваюсь кончиками пальцев. 
Я догадалась, как тебя «озвучить»,
 Я просто так взяла - и догадалась. 
Господь открыл мне маленькую тайну 
Большого мира умственно отсталых. 
Он приподнял свою завесу в малом -
 Открыл Он смысл миропониманья.

 Нам нужно в жизни многого добиться:
 Построить дом, создать семью и счастье,
 А им от нас нужна такая малость:
 Нужна любовь, что даром нам досталась.

МИР «ОСОБОГО» РЕБЕНКА

Мир «особого» ребенка 
Интересен и пуглив.
 Мир «особого» ребенка 
Безобразен и красив. 
Неуклюж, порою странен,
 Добродушен и открыт 
Мир «особого» ребенка. 
Иногда он нас страшит. 
Почему он агрессивен? 
Почему он так закрыт?
 Почему он так испуган?
 Почему не говорит? 
Мир «особого» ребенка – 
Он закрыт от глаз чужих. 
Мир «особого» ребенка 
Допускает лишь своих!

Информация об авторах

Калиман Наталья Адамовна, директор, Диаконический центр "Прикосновение", Оренбург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 386
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 103
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1