Отделение ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям Томского областного Государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

783

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, ранняя помощь , аутизм

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Для цитаты: Гнитько Л.П. Отделение ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям Томского областного Государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 1. С. 66–70.

Полный текст

 

Ранняя помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии, во всем мире является одной из приоритетных областей деятельности образования, здравоохранения, социальной защиты.

Уже несколько лет на базе Томского областного Государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» работает Отделение ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям.

Клиентами отделения являются семьи, имеющие детей от рождения до трех лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими, социальными факторами. Это дети, у которых выявлено отставание в развитии или которые имеют медицинские диагнозы, с вероятностью приводящие к отставанию в развитии, а также дети, проживающие в условиях социального риска, подвергающиеся серьезному стрессу или насилию.

Выявлению таких семей способствует профилактическая работа сотрудников отделения. Она начинается еще до появления младенцев, проводится в женской консультации и в «Школе сознательного родительства» во время проведения курса перинатального воспитания. Специалисты отделения - педиатр и психолог рассказывают о деятельности нашего учреждения и конкретно о работе отделения ранней помощи. Здесь же будущие матери узнают о возможности очень рано, уже с 2-х месячного возраста младенца определить уровень развития и выявить имеющиеся отклонения. В отделении патологии новорожденных психолог отделения ранней помощи информирует о предоставляемых услугах. Работники отделения рассказывают и будущим мамам, и тем, кто уже стал ими, как важен первый год жизни и особенно первое полугодие (это так называемый сензитивный период). Что мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие, что именно в это период закладываются основы речи, формируются первые двигательные навыки, развиваются зрение и слух. В течение всей последующей жизни мозг не будет уже столь активно и бурно расти и развиваться. И если именно в этот момент начать заниматься с ребенком, очень многих проблем можно избежать, предотвратить. Маленький ребенок обладает колоссальными возможностями для восстановления и развития, но сам он эти возможности реализовать не может. Основным источником информации для ребенка является мать. Именно материнское поведение имеет решающее значение для раннего интеллектуального, речевого и социального развития. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, ее чувств к ребенку, от условий существования семьи. Ребенку просто жизненно необходима помощь взрослых: грамотного специалиста и главным образом, мамы, обладающей необходимыми знаниями и навыками. Отделение ранней помощи как раз и призвано оказывать такую комплексную психолого-медико-социальную поддержку семье с момента рождения ребенка и до трех лет.

За период работы отделения ранней помощи выработана определенная система оказания такой помощи семье (таблица ).

Цель: Оценивание основных потребностей, сильных и слабых сторон ребенка и семьи Задачи: ) формирование терапевтического союза с родителями;

2)       сбор дополнительных данных;

3)       неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей;

4)       проведение формального тестирования;

5)       формулирование сильных и слабых сторон ребенка и семьи;

6)      предоставление обратной связи родителям,

7)       обсуждение возможных направлений обслуживания

Помощь семье начинается с первичного выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии. Этому способствует тесная взаимосвязь с педиатрической службой городской больницы, детским неврологом г.Нижневартовска, специалистами отделения патологии новорожденных.

Детям группы риска, направленным в отделение или обратившимся самостоятельно, в соответствии с «Положением об отделении ранней помощи», разработанным в начале деятельности отделения, гарантировано оказание услуг по раннему сопровождению.

Обратившимся в отделение родителям в отделении ранней помощи предлагается заполнить анкету и опросник, разработанные институтом Раннего вмешательства г.Санкт-Петербурга (KID и RCDI), об основных этапах развития их ребенка. Анкеты получают у старшей медицинской сестры Реабилитационного центра (диспетчера). Заполненные анкеты передаются специалисту для компьютерной обработки, затем анализируются специалистом команды ранней помощи - психологом или педиатром.

Первичный прием семьи ведет педиатр развития, она собирает анамнез, изучает медицинскую карту развития ребенка. По результатам первичного приема и в соответствии с запросом родителей ребенок направляется на единовременную консультацию к специалистам отделения ранней помощи или на междисциплинарный прием, где оцениваются основные области развития ребенка, определяется его психическое состояние, качественные особенности его отношений с родителями, другими членами семьи, выявляются основные социальные потребности ребенка и семьи в целом. Эту задачу осуществляют педиатр развития, психолог, специалист по ранней коммуникации (логопед). Дополнительно для всех детей от 6 до 0 месяцев проводится оценка состояния слуха и зрения. При подозрении на их нарушения ребенок направляется на дообследование. Информация о ребенке, собранная на первичном приеме педиатром, доводится до всех специалистов отделения на консилиуме. Здесь же принимается решение о выборе стратегии вмешательства, о ведущем специалисте, индивидуальном плане работы. Специалисты учитывают в первую очередь потребности самого ребенка и возможности семьи. Комплексная помощь оказывается по составленному индивидуальному плану работы с семьей. Основной задачей специалистов отделения является обеспечение родителей необходимой информацией о возможностях ребенка, обучение наблюдению и пониманию поведения малыша, постепенно, шаг за шагом, вводя его в жизнь семьи, ближайшего окружения.

Поэтому одним из организационных видов помощи в отделении является группа кратковременного пребывания. Ребенок приходит сюда вместе с мамой на 3 часа в день для специальных занятий: с педагогом, музыкантом, психологом, специалистом ЛФК, одновременно он может получить комплекс массажа и физиопроцедур, лечение мануального терапевта и многие другие лечебные процедуры, назначенные неврологом. Занятия в группе организованы таким образом, что мама является их главным участником. Педагог лишь создает такую возможность и обучает маму самостоятельно и грамотно подбирать методы и приемы коррекционной работы. Ведь большую часть времени мама проводит с ребенком одна, и гораздо полезнее ей самой понять и научиться создавать дома такую обстановку, чтобы малыш постоянно находился в развивающей среде. Именно этому матери и обучаются в отделении ранней помощи. Эти знания, как и помощь специалистов всего отделения, они могут получить как в группе, так и на разовых консультациях. Программа помощи семье имеет семейно-центрированную направленность, охватывая всю семью, а не только ребенка с особыми потребностями. Индивидуальные консультации психолога, педиатра, логопеда помогают семье пережить стресс и принять своего необычного ребенка, помогают морально подготовить родителей к тому, что они могут и должны растить своего малыша, что в их силах облегчить его судьбу.

Увидеть успехи ребенка позволяет проводимая каждые три-шесть месяцев повторная оценка его развития с помощью тех же шкал KID и RCDI, что и при составлении программы сопровождения. Анализ показателей в динамике позволяет сделать вывод об эффективности коррек­ционно-педагогической работы, проводимой с учетом имеющихся нарушений и опирающейся на закономерности развития ребенка. Мамы и сами ведут дневники наблюдений за успехами своего ребенка, ежедневно отмечают уровень самостоятельного усвоения программных задач, приобретение умений и навыков, анализируя информацию вместе с педагогом, внося коррективы и необходимые изменения в программу.

Одна из главных задач отделения - это подготовка детей к переходу в другие программы и учреждения. Это может быть и общеобразовательный детский сад, и специализированные группы в таких садах, и дальнейшее самостоятельное посещение дневного отделения Реабилитационного центра. На этом этапе важно подготовить родителей к восприятию предстоящих изменений, объяснить, что это промежуточный этап в жизни их ребенка, связанный, прежде всего, с подготовкой его к обучению в школе и к самостоятельной жизни.

Специалисты отделения ранней помощи осуществляют свою деятельность в тесном деловом контакте с другими отделениями Реабилитационного центра, организуя совместные консилиумы, обсуждение программ комплексной помощи семье.

Эффективность индивидуальных программ ранней помощи семье напрямую зависит от слаженной работы всего коллектива учреждения. Благодаря эмоционально положительной атмосфере в учреждении вокруг каждой семьи, стало возможным получение квалифицированной медицинской и психолого-педагогической реабилитации младенцев. Особый ребенок и его семья ежедневно ощущают заботу и внимание окружающих взрослых. Любовь специалистов к каждому ребенку, способствуют установлению отношений доверия и симпатии, уверенности, между специалистами и семьей.

Работа над комплексной программой медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста продолжается. Мы ищем новые организационные формы оказания как можно более ранней помощи детям, имеющим особые потребности. Психолог и педиатр отделения с этой целью создали «Беби-клуб», который посещают молодые родители с детьми от рождения до одного года. В этот самый сложный период формирования родительства семья сталкивается с массой проблем, решить которые самостоятельно порой не в силах. Тут важна профессиональная помощь, которая, наряду с родительской взаимопомощью и общением, способствуют обретению уверенности и сознательного отношения к воспитанию малыша. Получаемые знания о закономерностях и особенностях развития ребенка помогают формировать правильное отношение родителей с детьми, созданию здоровой развивающей среды для ребенка, а значит профилактике отклонений в его развитии, социального сиротства и неблагополучия в семье.

Участие специалистов отделения в тематических встречах, проводимых для всех желающих родителей, имеющих детей до трех лет, тоже способствует информированию и их просвещению. Беседуя на интересующие их темы, родители становятся компетентными, заинтересованными и знающими.

Поиск новых форм работы с семьей продолжается, впереди организация «лекотеки игрушек» для семей, посещающих наши клубы, сейчас ею пользуются только те, кто находится на сопровождении в отделении ранней помощи. Изменения произойдут быстрее с укреплением материальной базы, пополнением игрового материала. Над этим сейчас и работают сотрудники отделения ранней помощи. Посещение на дому детей уже частично осуществляется педагогом отделения, предстоит еще организовать посещения семей педиатром развития и психологом.

Отделение не смогло бы эффективно работать без помощи коллег-медиков из детской поликлиники, роддома, отделения патологии новорожденных. От их партнерской работы напрямую зависит и раннее выявление детей, нуждающихся в помощи. По долгу службы они первые сталкиваются с ребенком, у которого не все благополучно. Мы просим наших коллег создавать у родителей позитивный настрой. Давать им максимально полную и объективную информацию о состоянии и перспективах развития ребенка, о возможностях оказания ему помощи.

Рождение проблемного малыша создает семье массу сложностей, но есть специалисты, службы, которые помогут такой семье, расскажут, как жить с их ребенком, и что нужно делать для его развития. Положительный опыт работы отделения ранней помощи подтверждает: ребенок в состоянии преодолеть очень многие проблемы, если достаточно рано к работе подключаются, наряду с медиками, и другие специалисты: психолог, логопед, педагог. Главное - не отчаиваться и как можно раньше обращаться в учреждения, где помогут детям с особыми потребностями и их семьям.

Гнитько Л.П.,

Руководитель отделения ранней помощи Областного государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Информация об авторах

Гнитько Лариса Петровна, педагог-психолог, руководитель службы ранней помощи детям с нарушениями в развитии, Томское областное Государственное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Томск, Россия, e-mail: zvezdochka.19@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 767
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1