Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

56 место — направление «Психология»

0,154 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,725 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сформированность некоторых аспектов эмоциональной регуляции поведения у детей 6-7 лет с эмоциональными нарушениями 959

Селютина Н.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель факультета клинической и специальной психологии, заведующая учебно-производственной лабораторией социально-педагогического колледжа ИГТ МГППУ, МГППУ, , Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование различных компонентов и аспектов эмоциональной регуляции поведения при различных дизонтогенетических расстройствах могло бы помочь при определении важнейших характеристик формирования эмоциональной сферы как в случае нормального, так и отклоняющегося развития. К сожалению, имеется незначительное количество работ, посвященных изучению особенностей механизмов организации поведения у детей с нарушениями развития, что и обусловливает актуальность исследования данной проблемы.

В отечественной психологии изучены закономерности развития эмоциональной сферы и её функционирования в детском возрасте, а также сформировано представление о регулирующей функции эмоций (Л.С. Выготский, 2000; В.В. Лебединский, 1990; А.В. Запорожец, 2000; Е.П. Ильин, 2001; Г.М. Бреслав, 2004; Е.И. Изотова, Е.В.Никифорова, 2004 и др.).

Основополагающим принципом эмоциональной регуляции психических функций является положение Л.С. Выготского (2000) о связи аффективных и когнитивных процессов («аффекта и интеллекта»). Именно на таком взаимовлиянии эмоциональных и интеллектуальных функций строится процесс психического регулирования, названный А.В. Запорожцем «эмоциональной коррекцией поведения». Эти механизмы складываются и начинают функционировать к концу дошкольного возраста, что определяет значимость эмоционального развития в этот возрастной период. Эмоциональная регуляция поведения обеспечивает «приведение общей направленности и динамики поведения в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта, для удовлетворения его потребностей и интересов, для реализации его ценностных установок».

Литература
  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М., 2004.
  2. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал, 1998. - № 4. - Т. 19.
  3. Виленская Г.А. Развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе. Дисс... канд. психол. наук. - М., 1999.
  4. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.
  5. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности с позиции системного подхода // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19-24 мая 1986. - М., 1986.
  6. Дрокина О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков. Автореф. … канд. психол. наук. - М.,1999.
  7. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1986.
  8. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986.
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997.
  10. Иванова М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дисс…. канд. психол. наук. - Иркутск, 1998.
  11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – М., 2004.
  12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
  13. Лебединский В.В., Никольская О.Г., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
  14. Лубовский В.И., Ясман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики. - Таллин, 1977.
  15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  16. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. - СПб., 1997.
  17. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М., 2000.
  18. Сорокина Т.И. Семантическое оценивание как фактор эмоционально-смысловой регуляции поведения психических больных // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19-24 мая 1986. - М., 1986.
  19. Чупров Л.Ф. Особенности эмоционально-волевой регуляции внимания у неуспевающих младших школьников // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19-24 мая 1986. - М., 1986.
  20. Bell M.A.& Wolfe C. Emotion and Cognition: An Intricatly Bound Developmental Process// Child Development, 2004, Volume75, Number 2.
  21. Bishop S.J., Dalgleish T., Yule W. Memory for emotional stories in high and low depressed children.// Memory, 2004, Vol.12 #2, 214-230.
  22. Boekaerts M. Intensity of Emotions, Emotional Regulation and Goal Framing: How are they relayed to adolescent’s choice of coping strategies?// Anxiety, Stress and Coping, 2002 Vol.15, №4 pp.401-412.
  23. Cole P., Martin S., Dennis T. Emotion Regulation as a Sientific Construct: Metodological Challenges and Directions for Child Development Research// Child Development, 2004, Volume75, Number 2.
  24. Eisenberg N., Spinrad T. Emotionai-related Regulation; Sharpening the Definition // Child Development, 2004, Volume75, Number 2.
  25. Eisenberg N., Moore B.S. Emotional Regulation and Development. // Motivation and Emotion.,1997,Vol. 21, #1,1-6.
  26. Emotions in Personality and Psychopatology. Ed. By Carrol E. Izard, NY, 1979.
  27. Epanchin Betty C. & Paul James L. Emotional problems of childhood and adolescence. A multidisciplinary perspective. Merrill Publishing Company. USA, 1987.
  28. Kopp C.B. Regulation of Distress and Negative Emotions: A Developmental View// Developmental Psychology, 1989, vol.25, #3, pp.343-354.
  29. Penza-Clyve S., Zeman J. Initial Validation of the Emotion Expression Scale for Children (EESC) //.Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology2002 Vol.31 № 4, 540-547
  30. Pulkkinen L. Self-control and Continuity from Childhood to Late Adolescence//Life-span Development and Behavior, 1992, vol.4, pp.84-105.
  31. Pulkkinen L. Behavioral Precursors to Accidents and resulting Physical Impairment // Child Development, 1995, vol.66,pp.1660-1679.
  32. Thayer J.F, Rossy L.A., Ruiz-Padial, Johnsen B.H. Gender Differences in the Relationship Between Emotional Regulation and Depressive Simptoms // Cognitive Therapy and Research, 2003, Vol.27, № 3, 349-364.
  33. Wilton M.M., Craig W.M., Pepler D.G. Emotional Regulation and Display in Classroom Victims of Bullying: Characteristic Expressions of Affect, Coping Styles and Relevant Contextual Factors. Social Development, 2000 V.9 № 2, рp.226-245.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика