Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний 784

Манелис Н.Г., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, n.manelis@gmail.com
Медведовская Т.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, medved-0809@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из фундаментальных способностей, приобретаемых ребенком в процессе развития, является способность понимать ментальные состояния (mental states) как у самого себя, так и у других людей. Под термином ментальные состояния имеются в виду такие процессы или состояния как думать, знать, быть убежденным, заблуждаться и пр. Осознание этих состояний у самого себя теснейшим образом связано с развитием самосознания, а способность понимать, что другие люди также имеют мысли, чувства, намерения, которые, во-первых, могут быть разными у разных людей, а, во-вторых, во многом обусловливают их поведение, является необходимым условием для полноценного общения и социализации.

В последние десятилетия в психологии появился целый ряд направлений, которые исследуют эту проблему экспериментально и на основе полученных данных пытаются создавать теоретические концепции.

В 1978 году Premak D. и Woodruff G. было введено понятие «theory of mind».

Русские эквиваленты этого термина, которые используются чаще всего, - «теория сознания» или «модель психического».

«Модель психического» - это:

• Способность человека осознавать ментальные состояния. (Наличие понятий

«знать», «не знать», «видеть», «помнить», «забыть» и пр.).

• Возможность приписывать эти состояния как себе, так и другим. («Я знаю, хочу,

не помню…», «он знает, хочет, забыл…»).

• Способность связывать эти состояния между собой. («Я знаю, потому что ви-

дел», «он думает, что я забыл» и пр.).

Литература
  1. Брушлинский А. В. , Сергиенко Е. А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // В кн. Ментальная репрезентация: динамика и структура. – М. : Институт психологии РАН, 1998.
  2. Манелис Н. Г. Развитие представлений о ментальных состояниях в онтогенезе //Школа здоровья. – 2004. - № 4.
  3. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями / Дисс-я… канд. пс. наук. – М, 1999.
  4. Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge. MA: MIT Press. 1995.
  5. Baron-Cohen S. From attention-goal psychology to belief-desire psychology: the development of a theory of mind. and its dysfunction. Understanding other minds. Perspectives from autism. Oxford University Press 1993. P. 59-82.
  6. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg. D. Cohen (Eds) Oxford University Press. 2000. P. 3-20.
  7. Baron-Cohen S. , Leslie A. , Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. 21. 1985.
  8. Baron-Cohen S. , Leslie A. , Frith U. Mechanical. behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children. The British Journal of Developmental Psychology. vol. 4. № 2. 1986. P. 113-126.
  9. Baron-Cohen. S. Are the autistic children behaviorists? An examination of their mental-physical and appearance-reality distinctions. Journal of autism and development disorders. 19. 1989. P. 579-600.
  10. Frith U. Autism: explaining the enigma. Blackwell. 1989.
  11. Frith U. Cognitive development and cognitive deficit // The Psychologist. 1992. 5. 13-19.
  12. Gopnik А. , Capps L. , Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg. D. Cohen (Eds) Oxford University Press. 2000. P. 50-72.
  13. Happe F. Autism and introduction to psychological theory. UCL Press Limited. 1994.
  14. Happe F. , Frith U. Theory of mind in autism. Learning and cognition in autism. Plenum Press. NY and London 1995.
  15. Lempers. J. D. , Flavell E. R. and Flavell. J. H. The development in very young children of tacit knowledge concerning visual perception. Genetic Psychology Monographs. 95. 1977. P. 3-53.
  16. Leslie A. M. Theory of mind as a mechanism of selective attention // The New Cognitive Neuroscience. 2nd Edition. Gazzaniga M. (Ed). Cambridge. MA: MIT Press. 1999. P. 1235-1247.
  17. Lohman Y. , Tomasello M. The role of language in the development of false belief understanding: a training study. J. Child development V. 74. № 4.
  18. McGurk H. Visual perception in young infants. In «Early cognitive development». London 1974. P. 111-128.
  19. Meltzoff. A. N. Elements of a developmental theory of imitation. In «The imitative mind: development. evolution. and brain bases». edited by A. N. Meltzoff and W. Prinz. Camrige University Press 2002. P. 19-42.
  20. Meltzoff. A. N. and Moore M. K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates. Science. 198. 1977. P. 75-78.
  21. Meltzoff. A. N. and Moore M. K. Newborn infants imitate adult facial gestures. Child Development. 54. 1983. P. 702-709.
  22. Mundy P. , Sigman M. and Kasari C. Theory of mind and joint attention in autism. In Understanding other minds: Perspectives from autism. (eds. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg and D. Cohen). Oxford University Press 1993. P. 181-204.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика