Аномалии развития двигательной сферы

727

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, нарушения двигательной сферы, моторная коррекция

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Плаксунова Э.В. Аномалии развития двигательной сферы // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 57–59.

Полный текст

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином дизон- тогенез. Дизонтогенез - это развитие индивида в отличие от развития вида. «Аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках (Н. Л. Литош, 2001).

Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная (двигательная) недостаточность, которая может проявляться в несформированности тонких, целенаправленных, дифференцированных движений, зрительно-моторной координации, ручного праксиса. Специфика двигательного развития имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.

Практика показывает, что, например, снижение произвольности движений у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно без излишнего напряжения и скованности, - те свойства, которые необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей. Но именно их недостаточность чаще всего ограничивает двигательную деятельность детей с аутизмом.

Нарушения регуляторных механизмов ЦНС, сенсорных коррекций, обеспечивающих регулирование позы и движений, рецепторных систем (проприорецепции, вестибулярного аппарата), нервно-мышечных механизмов, проводящих путей и других структур, участвующих в управлении движениями, являются главными причинами «разбалансированности» и координационных расстройств в двигательной сфере аномальных детей (Вайз- ман Н. П. , 1976; Мастюкова Е. М. , 1985).

В этиологии аномалий развития двигательной сферы играют роль различные генетические факторы, чаще обусловливающие негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики, внутриутробные, натальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы.

Особые формы аномалий развития моторной сферы наблюдаются при раннем детском аутизме. Тяжёлые двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга. Своеобразные нарушения моторного развития могут иметь место и при явлениях эмоциональной депривации.

Особенности клинико — патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы.

Нарушение отдельных компонентов моторики по-разному влияет на общее психомоторное развитие ребёнка (М.И. Гуревич, Н.И. Озерецкий, 1930; М. Стамбак, 1963; А. Гезелл, 1974 и др. ).

Так, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений.

Большое значение имеют нарушения тонуса, играющего ведущую роль в предна- стройке движения, его стойкости, стабильности, эластичности, акцентуации формы. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность и обучение.

Как показал А. Валлон (1959), патологический гипотонус вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, падение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточностью пластичности также ведёт к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Нарушения тонуса иногда связаны с патологическим состоянием аффективной сферы. В исследования И. Рибль (1962) была описана моторика детей с явлениями «госпитализма», находящихся в условиях тяжёлой эмоциональной депривации. Динамика этих нарушений в начальных стадиях характеризовалась двигательной пассивностью, задержкой моторного развития; в тяжёлых случаях в дальнейшем иногда возникали кататаноподобные расстройства. При стойких аффективных нарушениях в младенческом возрасте может иметь место и повышение моторного тонуса с гиперак­тивностью, двигательной возбудимостью (Ж. Ажуриагерра, 1970).

Ряд двигательных расстройств, связанных с нарушениями темпа и ритма движений, также имеет преимущественно подкорковую локализацию. Нарушения темпа чаще выражаются в замедленности движения. Ритмические разряды в виде ритмических рас­качиваний головы и туловища, наблюдаемые у детей младшего возраста — чаще между 9 месяцами и 2 годами, являются показателем незрелости нервной системы (Ж. Ажуриа- герра, 1970) и обычно связаны с утомлением и снижением уровня бодрствования.

В патологии же такие ритмические разряды наблюдаются независимо от возраста. Дефектность ритмической организации движений имеет отрицательное значение для психического развития ребёнка, так как в этих случаях замедляется формирование различного вида синергий, необходимых для выработки навыков, требующих автоматизации. При недостаточности подкорковых образований нередко нарушается и формирование автоматизма движений. Страдает синхронность движений рук при ходьбе, поворотах туловища, также автоматизм защитных движений, затрудняется формирование выразительности движений, в первую очередь, мимических, наделённых особым смыслом, метафоричностью.

Отставание в развитии выразительных движений, особенно на ранних этапах детства, когда ещё недостаточно развита речь, обрекает ребёнка на примитивные формы сотрудничества и тем усугубляет нарушения его развития. Такой механизм патологического дизонтогенеза имеется при некоторых генетически обусловленных эндокринных нарушениях, когда избыточное развитие крупной мускулатуры препятствует формированию мимики и выразительных движений (К.С. Лебединская с соавт., 1969).

Значительное недоразвитие выразительной моторики наблюдается при умственной отсталости и аутизме: невы- раженность, обеднённость, монотония мимики, жестов, защитных и автоматических движений (К. Якоб, 1924).

При поражении же кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий. Патология кортикального уровня движений формирует разнообразную симптоматику нарушения моторного развития, зависящую от локализации поражения. При повреждении ядерных зон сенсорных отделов будут страдать отдельные компоненты движения: сила (парезы, параличи), точность, скорость.

При патологии премоторных, пост­центральных отделов головного мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединённые общим названием апраксия. При премоторном дефекте возникает дисфункция «кинестетической мелодии» движения (А.Р. Лурия, 1962). Из плавного оно превращается в толчкообраз­ное, дезавтоматизированное, состоящее из отдельных, не связанных друг с другом элементов.

При постцентральных нарушениях головного мозга наблюдается так называемая афферентная апраксия с недостаточностью коркового анализа кинестетических импульсов, выражающаяся в затруднениях выбора нужной комбинации движений (А. Р. Лурия, 1962).

В детском возрасте отдельные стороны двигательной сферы ещё находятся в процессе становления. Поэтому наблюдаются меньшие, чем у взрослых, чёткость, локальность и изолированность нарушений. Чаще имеет место более диффузная симптоматика, сочетающая явления повреждения двигательной сферы с её недоразвитием.

К явлениям недоразвития относятся синкинезии — содружественные движения отдельных сегментов тела или непроизвольные движения, сочетающиеся с произвольными и не связанные с ними по смыслу. Так, ребёнок при попытке закрыть один глаз одновременно закрывает и второй; при движении пальцев одной руки возникают аналогичные движения в другой. Синкинезии бывают у детей и в норме, но с возрастом они уменьшаются, особенно быстро между 8-ю и 14-ю годами. При различных видах патологии наблюдается их стойкое сохранение.

Показателями общего недоразвития двигательной сферы являются недостаточные точность и стабильность движений и действий, их лёгкая «сбиваемость» под влиянием различных воздействий: шума, ограничения времени выполнения задания, смены орудия или материала.

Учитывая большое количество конституциональных вариантов особенностей моторики и физиологическую незрелость ряда её компонентов в детском возрасте, экспериментально выявляемые особенности двигательной сферы, находящиеся на уровне негрубых отклонений, не обязательно указывают на патологический уровень расстройств. В этом отношении первостепенное значение имеет их сочетание с клиническими данными.

Таким образом, двигательные проявления аномальных детей обусловлены многими факторами: уровнем поражения ЦНС, этиологией, степенью интеллектуального дефекта, особенностями эмоционально­волевой сферы, нейродинамики и др. а

Литература

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М. : Педагогика, 1976.
  2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

 

Информация об авторах

Плаксунова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия, e-mail: elvira_4791@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1644
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 727
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 17