Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития 908

Рахманова А.В., преподаватель, изостудия «Радуга» при МУЦСД «Атлант», Москва, Россия, mu-atlant@mail.ru
Полный текст

Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития

                                                                            РАХМАНОВА  А.В.

           Для  чего  необходимо   заниматься  развитием  эмоциональной  сферы  у  детей,  и  с  какими  проблемами  сталкиваются   современные  педагоги? Год от года  растет  число  гиперактивных  детей, детей  с  поведенческими  проблемами, с  аутистическими  чертами. Педагоги  в массовых школах сталкиваются с тем, что  дети с нормальным  интеллектом  плохо  усваивают  знания, преподаваемые  по классическим  методикам, не  по  возрасту  медленно  осваивают  социальные  нормы  поведения. Если  разобраться  в  причинах  аномального поведения  этих   детей,  оказывается, что  главная  проблема  - в  недоразвитии эмоциональной  сферы. Ребенок  не  понимает, не  чувствует  состояния  другого  человека либо,  наоборот, настолько "без кожи", что  ловит переживания  посторонних  людей,  нисколько  его  не  касающиеся (например,  в  общественном  транспорте), и  его  захлестывают  чужие  эмоции,  с  которыми  он  не  в  состоянии  справиться. Эти проблемы мешают взаимодействию детей друг с другом и с педагогами, мешают эффективно учиться.

           Диагнозы   детей,  посещающих  наш  Центр лечебной педагогики  и дифференцированного обучения «Наш дом», разнообразны: аутизм, глубокая  умственная  отсталость, тяжелые  формы  эпилепсии, генетические  заболевания,  такие  как  миопатия  по  Дюшену, ломкая  Х-хромосома  и  т.д. Почти у всех наших детей имеются серьезные проблемы социальной адаптации.    В то же время, в  результате  многолетней  практики, а  также  обобщения  опыта  коллег, выяснилось, что наиболее серьезным  препятствием для адаптации  к  жизни  в  социуме и в  том  числе  к  обучению, являются  как  раз   не  интеллектуальные, а   эмоциональные  нарушения. Вне  деятельности  ребенок  ничего не  может  усвоить, а в  основе любой деятельности  - эмоциональное  отношение  к  миру.

         Если  ребенок  не  понимает  арифметическую  задачу, не  запоминает  правило,  ему  могут дать  в  школе дополнительное  задание  или  объяснить  еще   раз. Но  если   ребенок  в 8 лет  не  владеет  своими  эмоциями, не  понимает  состояния  другого  и  не  может  объяснить,  что  происходит  с  ним самим,  его  отказываются  обучать  даже  во  вспомогательной  школе.   Для  него  оказываются  закрытыми  двери  кружков  и  секций, а  в  связи  с  отсутствием  соответствующей  возрасту  развивающей  среды  еще  более  обедняется  его  мир, и  увеличивается  разрыв  между ребенком и  миром  здоровых  сверстников.

Очень  показателен  пример  из  жизни: один ребенок  с  относительно  высоким  интеллектом  легко  ответил  на  вопросы: каким  цветом  будешь  рисовать учительницу, кота, маму? Он сказал соответственно: синим, коричневым, зеленым. Но  когда  спросили,  какого  цвета  он  сам,  - чуть  подумав,  ответил - черного. У этого мальчика  большие проблемы с пространственным восприятием, с  соблюдением  границ, правил, низкая  самооценка. От  большинства  предложений  что-то поделать  он отказывается: не могу, больно. Возможно, он  выбрал  черный,   интуитивно  почувствовав, что  это  есть  отсутствие  цвета: он  себя  не  знает, не  ощущает.

        Именно  в  творчестве,  и  особенно  в  эмоционально  окрашенной  изобразительной деятельности,  наиболее  полно  и  непосредственно  выражено  наше Я. Даже  дети,  владеющие  фразовой  речью,  часто   разговаривают  готовыми  клише, отвечают  на  простой  бытовой  вопрос  словами  песни,  и  мы  не  можем  в  точности  сказать:  является  ли  этот  ответ     опосредованным  выражением  их  мыслей  и  чувств  или  просто  последним  из  недавно заученных  штампов. Но  в  том,  как  ребенок  выбирает  цвет, которым  будет  рисовать, как  он  ведет  линию, делает  мазки,  всегда  проявляется  индивидуальность. Даже  когда  взрослый  помогает  ребенку  удерживать  кисть  в  руке,  по  рисункам  всегда  можно   безошибочно  сказать:  кто  из  знакомых детей  это  рисовал. О  том, как  правильно  помогать  ребенку, не  подменяя  его  действия  своими,  будет  сказано  ниже.               

Нам, лечебным  педагогам,   бесконечно  близки  слова  Б.М. Неменского  (Неменский, 2000) о том, что  искусство  может  то, на  что  не  способна  наука. Ведь  именно  наука  когда-то  признала  этих  детей необучаемыми. Но более  чем  20-летний  опыт  работы  с  людьми  с  ограниченными  возможностями  как  у   нас, так  и   за  рубежом, растущий  интерес  к  арт-терапии, драмотерапии  подтверждают, что есть  два  пути, две  сферы  познания  мира.  Нет  необучаемых, есть  люди  более  расположенные, более способные  к рационально-научному, логическому  пути  познания  мира  или  люди, предпочитающие  эмоционально-образный, интуитивный путь. И  только  посредством   взаимопроникновения, взаимодополнения  этих  форм  можно  воспитать  гармоничную  личность, способную  найти  свое  место  в  социуме. Нет необучаемых детей. В педагогической среде, способствующей  развитию  даже  самых  слабых  творческих  импульсов, самостоятельности, каждый ребенок может продвигаться вперед. 

За  годы  работы  мы, коррекционные педагоги,  утвердились в мнении о  необходимости  реабилитации  всей семьи, имеющей больного ребенка. Легко  давать  маме   советы: "Больше  совместных  занятий, делайте  все  эмоционально, радостно!" Но  мы  знаем, что  многие  матери  детей- инвалидов  сами  годами  ничего  не  видят   кроме  кухни  и  стирки. Оставить  такого  ребенка, чтобы  сходить  на  концерт,  в  музей  или  хотя  бы  в  гости  часто  не с кем, а  брать  с  собой не только физически тяжело, но и страшно:  родители опасаются  встретить  непонимание, а  порой  и  открытую  неприязнь  со стороны  окружающих. Происходит  аутизация  семьи, с  годами  нереализованный  творческий  потенциал  ее членов выливается  в  агрессию  и  самоагрессию.  И  надо  видеть, как  расцветают  и    родители,   и  дети, когда вместо  надоевших  упрощенных  дидактических  заданий  у  них  появляется  возможность  выразить  себя  в  творчестве, почувствовать себя  партнерами.

    Система  Б.М. Неменского  особенно  привлекает потому, что она  универсальна. Предлагаемые в  ней  методы  и  приемы  работы:  рисование  от  пятна, обрывная  аппликация  и  др.  не  требуют  длительной  профессиональной  подготовки, снимают  страх  неуспешности  не  только  у  детей, но  и  у  взрослых. В  моей работе с детьми   использовалась и  программа  по обучению изо-деятельности для  детских  садов, и  программа  Б.М. Неменского  для  средней школы,  поскольку  развитие  детей крайне  неравномерно.  Их  интеллектуальные  возможности  часто  сильно  отстают   от  физических.  Многие  достаточно  зрелые  по  своему  поведению  воспитанники  готовы  принять  правила  работы  в  мастерской, но  методика  выполнения  работ, сами операции  должны  быть  максимально  упрощены.  Здесь  предпрофессиональная  подготовка   многое  заимствует  у  дошкольных  методик.     

       Из-за особенностей  развития  детей,  посещающих «Наш дом», даже  с  5-ти, 7-ми, а  то  и   с  10-летними  детьми  приходится  начинать  с  приемов  и  методов,  разработанных  для  здоровых  детей  моложе  2,5 лет, так  как  зрительный  контроль, связь  рука -  глаз у наших детей очень  слабые  или  вовсе  не  сформированы. Проблема  усугубляется  еще  и  тем, что у  большинства  ребят  развитие  идет  неравномерно,  и  ребенок  7-10-ти  лет  при  полной  невозможности  соответствовать  возрастным  нормам  уже имеет  некоторое  представление  о  том,  как  «должно быть», несет  на  своих слабых  плечах  тяжелый  груз  негативного  опыта. К сожалению,  в  наше  просвещенное  время, когда  большинство  людей  уже  знает, что  даже  находясь  без  сознания  (в состоянии  агонии, не   полностью  очнувшись  от  наркоза),  человек   слышит  и  остро  воспринимает  речь  других  людей, большинство  родителей  и  даже  воспитатели  считают  возможным  обсуждать  своих  неговорящих   детей  в  их  присутствии  так, как  если   бы  это  были  каменные  истуканы.  В  результате  ребенок  полутора  лет, быть  может  случайно впервые взявший  карандаш, рисующий  в  движении  по  случайному   импульсу, слышит  от  мамы: "Ты  мой  художник, умница". А  ребенку  с  проблемами  развития, страстно  пытающемуся  хоть  как-то  выразить  себя, старательно  и  сосредоточенно  выводящему  на  листе  свои  ломаные  и  спирали,  она говорит: "А  у  нас  до  сих  пор  одни  каляки!  Хватит, хватит, уже до  дырки  протер!"  Когда  мы  показываем  рисунки, сделанные  в  школе,  родители  удивляются: "Ну  не  знаю! Дома  никогда  не  рисует, только  карандаши  ломает!" Ребенок  в  школе и  дома  один  и  тот же, но как отличаются  ожидания, так  же  различны  и  результаты.

 

Методика работы

               Для  создания  благоприятной  психологической обстановки  знакомства  с материалом мы  используем  на  занятиях  только  экологически  чистые  материалы, специальные  краски  для  рисования  руками, медовую  акварель, натуральную  вощину, крупы, горох.

    В  первые  годы   занятий дети открывают  для  себя  мир  художественных  материалов. Они могут  брать  краски  руками и  даже  класть  их  в  рот. То  же  относится  к  глине  и  воску.   Такие  выигрышные  с  эстетической  точки  зрения  материалы  как  бисер  и  керапласт, используются  преимущественно  в  предпрофессиональных  мастерских с  детьми,  прошедшими  длительный  курс обучения. Нельзя  грубо  прерывать  таинство  приобщения  к  творчеству  резкими  замечаниями: "Выплюнь  сейчас  же! Живот  заболит!" Детям  необходимо  пройти  через  это, но  если  дальше  мы   ничего  не  предложим, то  они   все  время  будут  повторять  один  и  тот  же  "рисунок", то  есть просто  смешивать  на  листе  бумаги  разные  краски, которые  в  конце  концов сольются  в  одно  цветовое  пятно. И  так  может  продолжаться  в  течение  многих  лет.        

  Как  помочь  ребенку  продвинуться  дальше  в  области  изобразительного  творчества? Для  этого необходимо  помочь  ему  пройти  весь  путь от  овладения  основами  пластического  языка  до свободного  выражения  своей  души  в  пластических  искусствах.  Атмосфера  мастерской  полезна  всем  детям, особенно  подросткам, прошедшим  первый  период  адаптации  к  школе, социализации. Задачи  же  ставятся  разные  в  зависимости  от  возраста, склонностей  и  способностей  ребенка, от  степени  самостоятельности  выполнения. При  этом педагог  должен  четко  представлять  себе  основные принципы  программы  и  методы  подачи  материала:

1. Блоково-тематический  принцип  построения  содержания.

2. Триединство  окружающих  нас  пластических  искусств.

3. Связи пластических  искусств  с  другими  видами  искусства.

 

Блоково-тематический  принцип  построения  содержания  

          Вся  программа  обучения является  взаиморазвивающимся  сплавом двух  линий: линии  осознания  связи  искусства  с  жизнью и  линии  накопления  практических  навыков работы  с  различными  материалами. Содержание же, решающее  задачу  развития  творческого  потенциала, идет  через  все  задания: как  через  конструкцию  задач, так  и  через  методику  проведения   уроков.

     И  структура  содержания, и методика  нацелены  на  формирование  возможностей  и  условий для  сопереживания, проживания  тех  эмоционально-содержательных явлений, которые дети в  данный  момент проходят  по  программе. Вне  удовольствия, радости от  художественных  явлений, с  которыми  сталкивается человек, воспринять их  нереально. Поэтому  в  программе  все нацелено на то, чтобы  создать  учителю  и  ученику возможности  эмоционального  освоения  искусства (Неменский, 2000).

  В  основе  всех  блоков лежит  связь  искусства  с  жизнью  ребенка. Именно  это     отличает программу  от  всех  других. Это  ее  основной  принцип. Здесь  содержанием  являются  не  знания  и   навыки  станкового  или  декоративного  искусства, а их  «жизненность»: нити, связывающие  с  повседневной, простой  жизнью, нити  человеческих  чувств  и  отношений  ко  всем  явлениям  бытия, те  чувства, которые  открывает  ученик  в  себе  или  в  изучаемых произведениях искусства, сопереживая  им  и  обогащая  ими  свою  душу  в  процессе  творчества  и  сотворчества. Искусство  - это привнесение  в  личный  опыт  человека  многовекового   опыта  предков  по  чувственному  осознанию  добра  и  зла, выступающих  в  форме  прекрасного  и  безобразного.

  Однако  необходимо  также  уделять  внимание  и  специфике  видов  искусств, так  как  без  этого нет  пути  к  их  содержанию. Особенно  ярко  это  видно  на  примере  архитектуры. Конечно,  никто  из  наших  воспитанников  не станет  архитектором и  даже  участником  при  выполнении  серьезного  проекта, но с  помощью  конструирования  из  бумаги, глины  и  природных  материалов  дети  могут  приобщиться  к  искусству  архитектуры, научиться  понимать  взаимодействие  форм и объемов в  пространстве, воспринимать  архитектурные  памятники  в целом, а  не только  отдельными  фрагментами.     

В работе с детьми педагоги  учитывают особенности  каждого  класса. Причем  как  постоянные и  предсказуемые - возраст, специфику  заболеваний, "медленные " или  "быстрые"  дети  преобладают   в  классе,  так  и  сиюминутные - резкую  смену  погоды (большинство  детей  метеозависимы) или  домашние  проблемы. Особенно   это  важно  при  проведении  индивидуальных  занятий, где  арт-терапевт  порой  работает  как  психолог,   и  в  процессе  интерактивной   изотерапии (это взаимодействие  психолога   и  клиента  в  изодеятельности при  ведущей  роли  первого) не  должен  пропускать  выявившихся  проблем.   Так, придя  на  работу  с   планом  урока  о  подвигах  Геракла  и с заготовками  для  льва  и  гидры,  нужно  быть  готовым  вместо  этого  рисовать  спокойную  морскую  гладь  и  улиток  на  пляже. То  есть  педагог  должен  не  только   передавать  знания, умения  и  навыки   в  соответствии  с    заранее  составленным  учебно-тематическим  планом, но  и  уметь  быстро  принимать  решения, гибко  менять  структуру  или  даже  тему  занятия  в  соответствии  с   состоянием  детей. Терапевтичность - главное  требование     к  занятиям  искусством  в  нашей  школе,  поскольку чтобы  научить  детей  считаться  с  чувствами  других,  мы  сами должны  прежде  научиться  их понимать.      

              

  Триединство  окружающих  нас  пластических  искусств

         Виды  пластических  искусств  возникли  из  первобытных  форм  художественной  деятельности, и  в  основе  их  лежат  три  формы  художественного  мышления: изобразительная, конструктивная, декоративная. И   не  случайно  между  порожденными  ими  группами  искусств  нет непроходимых  границ. Дело   в  том, что  каждая  из  этих   групп  сформировалась  на  базе  не  одной, а  всех  трех  форм  художественного  мышления.     

Основы  образных  языков  всех  пластических  искусств  абсолютно  идентичны. Это  пластика  цвета, линии, формы, объема, пространства...

 Но  из  этих  элементов  рождается  принципиально  разный  образный  строй  трех  групп  пластических  искусств: конструктивных                     (архитектура, дизайн), изобразительных (живопись, графика, скульптура)  и декоративно- прикладных.  Суть, смысл  существования  пластических  искусств  совершенно  разный,  и  поэтому  им  необходим  разный  образный  строй,  язык. Все  вместе  они  могут  рассматриваться  как  особая  форма  самосознания  и  самоорганизации  человеческого  общества, без  которой  оно  не  могло бы  сформироваться  и  не  может  существовать.

  И  пусть  никто  из  наших  учеников  не  сможет  в   совершенстве  и  во  всей  полноте  овладеть  этими  искусствами, но  понимать  их  язык, знать  его  основные  закономерности    для  гармоничного  и  спокойного  восприятия  окружающего  мира необходимо. Понимание  побеждает  страх!

 

Принцип  связи  пластических  пространственных  искусств с временными  искусствами

   В  жизни  пластические  искусства  существуют  в  постоянном  взаимодействии  с  искусствами  временными (музыка, литература, театр, кино). Так же  они   должны  взаимодействовать  и  в  учебных заведениях для детей. Ведь  в  этих  искусствах  роль  художника  чрезвычайно  значима, и проигрывая  эту  роль, дети  познают  образный  язык  театра  и  кино.

    Особенно  наглядно  это  на    театральных  занятиях. Занятия  литературой или живописью  в том  виде как  они  проводятся  в  обычной  школе,  для  наших  детей   недоступны, т. к. даже  те, кто немного  читает, сами  не  в  состоянии  обобщить  смысл  прочитанного  рассказа. При прослушивании  литературного  произведения  они  очень  чутко  улавливают  общее  настроение, его ритм, но  разобраться  в   сюжете, характерах  и  взаимоотношениях  отдельных  персонажей  самостоятельно  не  могут.

     Однако  если  произведение  изучается  методом  проживания, при  синтетическом  подходе  к  обучению,  детям  становятся  доступны  даже  такие  шедевры  мировой  классики как  "Евгений  Онегин"  или  "Ромео  и   Джульетта". Но  для  этого  произведение  многократно  прочитывается, обсуждается (как  в  сокращенном  пересказе, так  и  оригинальный  текст)  проигрывается  по  ролям (пантомима  под  чтение  слов  персонажа  педагогом)  в  костюмах,  приближенных  к  эпохе  и  подобранных  по  цвету  в  соответствии  с  характером  персонажей. Учитель  должен  быть  очень  внимателен  к  мимике  и  жестам  детей, "не  замечая" не  подходящие  к  ситуации  движения  и возгласы  и громко  одобряя  уместные.

         Затем  на  уроке  изо рисуются  иллюстрации  или  коллективно делаются  декорации. И  наконец  под  музыку проигрывается  инсценировка. Только  после  этого  можно  считать,  что  ребенок  действительно  воспринял, присвоил   себе  данный  общечеловеческий  опыт. Ведь  восприятие  - это  живой  процесс, строящийся  на  основе  чувств  и  ощущений  ребенка. Поэтому  так  важно  использовать  метод  Б.М. Неменского единства  восприятия  и  созидания, сочетая  его  с методом  эмоционально-педагогической драматургии.

 На  чем  бы  не  строилось  каждое  отдельное  занятие,  эмоциональное  заражение, создание  особой  сказочной  атмосферы  необходимы  нашим  детям  как  духовное  молоко.

   В  работе с детьми с особенностями развития педагоги нашего центра активно применяют следующие методы   Б.М. Неменского:                                                  

       Метод  единства  восприятия  и  созидания. Без восприятия нет художественной деятельности.  Мышление  ребенка  сенсомоторно-образное. Для                                                

формирования  восприимчивости - способности  присвоения, наслаждения  красотой, необходимо  обращение  к  практическому  опыту  ребенка, в  том  числе  и  бытовому.  В  случае с учащимися  нашей  школы - часто  и  создание  такого  опыта:  со  многими  из  них  редко  гуляют, стараются  не  допускать  на  кухню. А  ведь  украшение  салата  или  приготовление  печенья  тоже  опыт  конструктивного  и  декоративного  творчества, и  что  особенно  важно  для  нас, -  эмоционально  окрашенный опыт.

           Метод  сравнений  и  сопоставлений. Прежде  чем  рисовать  яблоко  или  другие  фрукты  необходимо  дать  детям  потрогать  их, понюхать, попробовать, показать  на  картинке, сравнить  живое  яблоко  с  макетом, большое  с  маленьким, некоторым  можно  даже  дать  обвести  яблоко  на  листе  бумаги. Здесь педагоги ведут детей  от  конкретных  вещей   к  их  изображению.

Метод коллективных  и  групповых  форм. Любая  коллективная  деятельность  - это  активная  форма  социализации  ребенка. Именно  в  сотворчестве,  сотрудничестве  формируются  такие  социально  значимые  качества  как  культура  общения, межличностные  отношения. Это существенно как  для   детей  с   задержкой  или  особенностями  развития, так  и  для имеющих   поведенческие  проблемы.  Для  аутистов  такие  формы  работы  особенно  важны,  так  как  даже  пассивное  присутствие  при  коллективном  творчестве  является  для   них   событием.

   Метод  личностного  эмоционально-образного осмысления  ребенком окружающего  мира. Развитие наблюдательности и развитие фантазии – два необходимых условия творчества и две составляющих художественного образования. Эмоциональное отношение    помогает ребенку в творчестве, в познании мира.

 

              Практические  советы

 

  Хотя  каждое  занятие  уникально, поскольку используются  разные  техники, художественные  материалы требуют  разных  приемов, но  есть   правила,  которые  необходимо  применять  на  каждом  уроке.

    Подготовка  к  занятию изобразительными  искусствами проводится так:

- листы  перед  занятием   необходимо  закреплять, например,  с  помощью   бумажного скотча, чтобы  детям  не  приходилось их придерживать. Кроме  того,  при  работе  с  жидкими  красками  это  предотвращает  деформацию во время высыхания.

- На  столах  не  должно   быть  лишних  предметов, даже  баночек  с  водой  и  красок, пока  не  закончится  объяснение.

- Если необходимо работать  рука  в  руке,  педагог  должен  чутко  улавливать  импульсы  ребенка, не  подменяя  его  волю  своей. Иногда   возможен  обратный  вариант. Если  ребенок  боится  взять  кисть  или  карандаш, педагог  сам  берет  карандаш  своей расслабленной  кистью, а  руку  ребенка  кладет  поверх  своей, предлагая  ему  направлять  его  движения. Однако  как  только  вы  видите, что  ребенок  увлечен, следует  незаметно  ослабить   или  вовсе  убрать  помощь.

- Очень  важно  постоянно  контролировать  направление  взгляда ребенка, в  том   числе,  если  он  работает  самостоятельно.  При  этом  нельзя  забывать, что  у  некоторых  детей  прериферическое  зрение  развито  лучше, чем  центральное. Если  ребенок  приходит  на  занятия  впервые,   важно  заранее выяснить  это  у  воспитателей.

 

                 Особенности  работы  с  детьми

                 при    некоторых  заболеваниях

   Безусловно,  невозможно  в  нескольких  словах  описать  все  особенности, влияющие  на характер, моторику  ребенка и на восприятие  им окружающего  мира,  даже  при  одинаковых диагнозах и часто  встречающихся  заболеваниях.  Специальный  педагог, в  какой  бы  области он  не  работал,  обязан  читать  медицинскую  и  лечебно-педагогическую  литературу, посещать  семинары, общаться  с  коллегами  других  специальностей, работающими  с  данной  категорией  детей. Я готова поделиться несколькими  наиболее   важными наблюдениями и выводами, сделанными во время многолетней практики.

 

    Дети с аутизмом

 1. Аутисты не  терпят  фамильярности. «Успокаивающие»  жесты,  как  то: обнять  за   плечи, посмотреть   в  глаза – не для них. Они только  оттолкнут  и  испугают  ребенка. Для  того чтобы  он  вам  это  позволил,  должно  пройти  время, иногда  годы.

 2.Обязательность  ритуала. Одни  и  те  же  слова  или  звук  начинают  и  заканчивают  занятие, лучше использовать одно и  то  же  помещение, желательно, чтобы  оно  было  предназначено  только   для  данного  вида  деятельности.

 3.Эти дети не любят  и  боятся  нового. Если  вы  решили  ввести  новую  тему,  не  меняйте  все  сразу: используйте любимый  цвет ребенка или  привычный  материал.

4. Не  должно  быть  резких звуков, нужны тихие, спокойные  интонации, даже  похвала  возбуждает  и  может  испугать ребенка, если  она  слишком  эмоциональна.

5. Эхолалии. Отвечая  на  вопрос,  большинство  детей  повторяют ваше последнее  слово. Например: " Рисовать  будем  синим  или   красным ?" - "Красным". - "Или  лучше  синим?" - " Синим". И  это  не  означает, что  ему  все  равно, просто  выбор  для  него  не  всегда  связан  с   речью,  поэтому  даже  с  говорящими  детьми нужно  больше  ориентироваться  на  жест.

 

      Дети  с  глубокой  умственной  отсталостью

  Эти  дети  по  своим   реакциям,   как  правило,  противоположны  аутистам. Они  очень  любят  ласку  и   обычно  легко  идут  на  физический  контакт. Им  необходимы  яркие  наглядные  пособия, эмоциональная, преувеличенно  выразительная  речь, громкая  похвала. Говорят  дети иногда  невнятно, с  трудом, но  именно  то,  что  хотели сказать.   

 

      Дети  с  ДЦП

  Каждый  ребенок  не  похож  на  другого, особенно  верно  это  для  детей  с   ДЦП.  Двигательные  проблемы  есть  у  всех:  от  легких  нарушений  походки  и  координации  до  невозможности  самостоятельно  передвигаться  и  даже  держать  ложку. Уровень  интеллекта  может  быть  любым:  от  значительно  превышающего  средний  уровень  до  глубокой  умственной  отсталости, при  этом  он не  связан  с  физическим  развитием. Можно   только  отметить  характерную  для  всех  некоторую  вязкость, ригидность  мышления. Это  медленные  дети, их  необходимо  ждать. Если  вам  кажется, что   ребенок отвечает  невпопад, подумайте: скорее  всего,  он  ответил  на  ваш  предыдущий  вопрос. 

 

          Советы  родителям з  личного  педагогического  опыта)  

          С  детьми  с  различными  психоневрологическими  нарушениями  я работаю  уже    около  15  лет.  Кроме  того,  рождение  собственного   обычного ребенка  14  лет  назад  заставило  по-новому  посмотреть  на  проблемное  поведение  "особых" детей  и  их  родителей.

Занятия  изобразительным  искусством  являются  одним  из  самых  доступных  и  эффективных  путей  развития  эмоциональной  сферы.  Сама  я с  детства  любила  рисовать, посещала  изостудию  при  музее  изобразительных  искусств,  мне  очень  хотелось  поделиться  с  детьми  той  ни  с  чем  не  сравнимой  радостью, которую  дает  творчество, но  как  рисовать  с  ребенком, чтобы  избежать  у него фрустрации  от   неудачи?  Как  помочь  ребенку   сделать  работу  законченной, не  подменяя  его  идею  своей  волей  и  своими  представлениями  о  том, как  это  должно  выглядеть? 

     Обычно  при  рисовании  красками  первоначально   удачный  рисунок, забавная  фигурка  моментально  портятся, сливаются  с  фоном; при  попытке  нарисовать  небо  и  землю  появляются  грязные  затеки. И вместо  радости  - разочарование.

  После  того как  я прошла  курс  обучения   по  программе  Б.М. Неменского  " Первые  шаги  в  мире  искусства",   я  начала  проводить  занятия  изобразительной деятельностью   как  с  детьми    с  тяжелыми  формами  аутизма  и  умственной  отсталости,  посещающими  только   наш  центр, так  и  с  теми,  кто  учится  во  вспомогательных  школах, а  в «Нашем доме» посещают  подростковый   клуб и  получают  необходимую  индивидуальную  поддержку  и  эмоциональную  разрядку. 

      Конечно,  в  рамках  данной  статьи  трудно  подробно  рассказать  об  этой  методике, но  вот  несколько  советов, которые  помогут  вам сделать  общение  с  ребенком  более  разнообразным  и  радостным.  Главное  отличие  нашей работы с детьми  от  той, о которой вы  можете  прочесть  в  многочисленных  художественных  журналах, -   непрерывность  процесса  и  немедленный  результат.  Даже  обычный  маленький  ребенок  не  в  состоянии  работать  над  рисунком  в  несколько  этапов  с  перерывами  "пока  высохнет", зато  готов  вдохновенно  заполнить  2-3  листа  подряд.

Занятие, как уже упоминалось,  проводится  в   два дня (если  в  один  день, то с  перерывом, чтобы  высохли краски).

       Предложите  ребенку  на  первом  листе  нарисовать  размытый  пейзаж, полюбоваться переливами  цвета. При   этом  не  давайте  всю  коробку  с  6-8  цветами, а  2-3  сочетающихся  между  собой. Например,  желтый  и  синий или белый  и  синий, или  белый,  синий  и  пурпурно-красный. Можно  позволить  выбрать  один  цвет, но к  нему  взрослый  сам  подбирает   остальные.

   Затем  на  следующем  листе  на  белом  фоне  рисуются "персонажи"- фигурки  животных, людей, деревья   и  т.д. и  вырезаются. Чтобы  сохранить   живость  движения  кисти  ребенка и  оттенить  фигурку  желательно  оставить  чуть-чуть  белого. В  это  время  фон  успеет  подсохнуть,  и  вы  можете  помочь  ребенку  расположить  фигурки на  листе.

   Даже  если  после  того  как  все  высохнет,  вы  приклеите  все  сами,  это  будет  лучше,  чем  дорисовывать вместо ребенка.  Это  лучше, чем  обычная  аппликация,  т.к.  в  стандартных  наборах  цвета  бумаги часто  блеклые, неживые. К тому же  ребенок  удовлетворен  аккуратным  видом  работы  (особенно  при использовании клеящего  карандаша  вместо  жидкого  клея  и   кисточки), и у него  не появляется  страх  работы  с  красками (я  не  умею, я  испачкаюсь).

   Кроме  того,  для  фона  очень  успешно  используется  техника   отпечатков.  Лист  бумаги  складывается  пополам, на  одну  сторону  наносят густые сочные  цветные  пятна гуаши, после  этого  лист быстро разворачивают  и  снова  сгибают  в  другую  сторону  так, чтобы  белая сторона  накрыла  цветную. Многие  дети  любят  шлепать  ладошкой  по  листу  и  этим  портят  рисунок, а в этом случае даже  необходимо  как  следует  прижать, прихлопнуть, чтобы  вторая  сторона  рисунка  пропиталась  краской. Так можно рисовать симметричные  сюжеты:

цветы, бабочки, кроны  деревьев.

       В  заключение   хочется  напомнить,  что,  начиная  заниматься  с  ребенком  изобразительной  деятельностью - рисовать, лепить,   конструировать  из  бумаги, важно  определить  ваши  цели  и   задачи  в  данном  конкретном  случае  и  в   этот  момент  времени. Важно  помнить  о  том, что,   помогая  ребенку  начертить  длинную ровную  дорогу, предлагая  ему нарисовать  "заборчик " из одинаковых   ровных  палочек  или  кружочки - колесики,  домик  из  квадрата  и  треугольника  и  т.д.,   мы  занимаемся  подготовкой  руки  к  письму, геометрией  и  арифметикой, но  отнюдь  не  рисованием.  Если  же  вы  хотите  все  совместить,  то,  нарисовав  эти  схемы,  необходимо  внести  в  них  хоть  немного  жизни  и  фантазии: возьмите  широкую  кисть  или  клей  и  вату  и  положите  снег  на  крышу  дома  и  на  забор, "сломайте "  с  помощью  ластика  пару  досок  и  пририсуйте  у  дыры  собаку  или  поросенка , не  забыв  перед  этим  спросить  у  ребенка: какое  время года  у  него  на  картине, тепло  или  холодно, кто  хочет  пройти  в  сад... А  под  ровными  колесами  машины добавьте широкую  лужу  с  извилистыми краями  и  брызги  или  кучу  песка. Вот  тогда  схема  не  будет   закреплять  стереотипы,  обеднять   фантазию  ребенка  и  на  вас наводить скуку  от  общения  с  ним.

  Почаще  радуйтесь  друг  другу!  Творческих  успехов  вам!

 

Приложения

 

Конспект  занятия  по  теме «Облака»

 

Цели:

-  когнитивная:  познание  окружающего  мира, соотнесение  форм, понятие  похожего, подобного;

  - терапевтическая: эмоциональное  насыщение  цветом; называние, обозначение  своих  эмоций.

Материалы:

силуэты  животных, репродукции:

                        И.И. Левитан «Перед  грозой».

                       Ф.А. Васильев  «Облака. После  грозы».

                       Н.А. Билибин  Иллюстрация  к  сказке  «Царевна-Лягушка».

                        К.А. Трутовский «Украина».

.

          Художественные  материалы: скотч  бумажный, гуашь  художественная:  белила цинковые, ультрамарин, фиолетовая; кисти: плоская  щетинная  № 20, круглая № 5 , бумага  для   рисования, бумага  для  эскизов и  образцов.

Порядок  проведения  занятия

Проводится беседа  о  том,  какие  бывают  облака. Облачко -  облако - туча. Почему  перистые  облака  так  называют. А  кучевые?

                   Прочесть детям  «Ночевала  тучка  золотая…»

  Рассматриваем  репродукции; смотрим, какие  облака  за  окном: веселые  или  грустные, на  что  похожи.  Сравниваем  с  силуэтами. 

  Педагог  рисует  при  детях  свой  вариант. Начинаем  с  неба,   от  краев  к  центру.  Затем  широкой  плоской  кистью  белилами  (по  сырому!)  синие  облака. После  нескольких  широких  мазков  смотрим, обсуждаем:  на  что  похоже. После  этого  тонкой  кисточкой  добавляем  несколько  деталей, возможно,  используя  более  темную  краску.

           Подводя  итог,  по  возможности  подбираем  поэтический  образ. 

Например, Царевна-Лебедь:

                       Глядь - поверх  текучих  вод

                       Лебедь  белая  плывет...

                       И  крылами  замахала,

                       Воду  с  шумом  расплескала...

                      Встрепенулась, отряхнулась 

                       И  царевной  обернулась...

 

 

Конспект  занятия  по  теме «Подводный  мир»

 

Цель:

гармонизация  психического  состояния. Повышение  самооценки.

Материалы:

            Репродукции: «Платок» художник А. Урбан (батик).

            Иллюстрации Подивиловой О.В.  к  книге  «Африка»,

            Котляр Е.С.  «Боги и герои. Мифы  народа Бауле».

              Цветные  фотографии (иллюстрации  к  книге "Рыбы" Ф. Оммани. Изд-во " Мир").

           Художественные  материалы: скотч  бумажный, бумага  для  рисования,  гуашь  художественная: ультрамарин, лимонная, охра  светлая, зеленая  темная, краплак  красный;  кисти:  плоская  щетинная  № 20,  круглые № № 3, 5; ножницы,  клей-карандаш.

Порядок  проведения  занятия:

Занятие  проводится  в   два  этапа (если  в  один  день, то с  небольшим  перерывом, чтобы  успели  высохнуть  краски).

   Проводится беседа  о  подводном  мире, особенностях  освещения, обитателях морей и океанов. Вспоминаем  сказки, связанные  с  подводным  миром.

     Показ  репродукций.

1. Рисуем  подводное  пространство, дно. Для  рисования  дна  предоставляем  выбор  из  двух   желтых (лимонная  и   охра). Лимонным  по  непросохшему  синему  чуть-чуть  добавляем  водоросли, не  увлекаясь! Из  прямоугольных  заготовок  вырезаем  рыб, раскрашиваем  в  яркие  цвета  по  выбору  ребенка. Не  следует стремиться  к  идеальному  закрашиванию: у  рыб  могут  быть  белые  полоски. Важна  самостоятельность  ребенка.

2. Приклеиваем  рыб  и  дорисовываем  им  хвосты  и  плавники. Теперь  можно   добавить  водорослей. Обязательно  спрашиваем  ребенка в  конце: хочет  ли  он что-нибудь  добавить.

В завершение  занятия – похвала ребенку, подбор поэтического  образа. 

 

Литература:

 

1. Левин С.Д. Беседы  с  юным  художником. - М.: Советский  художник, 1988.

2. Неменский  Б.М.  Познание  искусством. -  М.: УРАО, 2000.

 3. Патрик  Сансон. Психопедагогика  и  аутизм: опыт  работы  с  детьми  и  взрослыми. - М.: Теревинф, 2006.

 

 

 

         

 

 

                 

               

 

 

 

 

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Левин С.Д. Беседы с юным художником. - М.: Советский художник, 1988.
  2. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: УРАО, 2000.
  3. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. - М.: Теревинф, 2006.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика