Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом * 1539

Плаксунова Э.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия, elvira_4791@mail.ru
Полный текст

Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом[1]

 

Плаксунова Э.В.

 

Интерес специалистов к проблеме обучения детей с аутизмом обусловлен значительным увеличением количества таких детей за последние годы и недостаточно эффективным решением неотложных вопросов коррекционно-развивающего воздействия на психофизическую сферу аутичных детей.

Карл Гилберт и Тео Питерс (2002) выделяют следующие подгруппы аутистов:

·      преимущественно с дисфункциями височных или лобных долей мозга;

·      с преобладанием патологии мозжечка или ствола мозга.

Известно, что нарушения в височной области снижают способность понимания разговорной речи  и уровень развития эмоциональной сферы. Функциональная несформированность лобных долей мозга приводит к тому, что дети медлительны, монотонны, с недостаточностью саморегуляции и самоконтроля. Дисфункция ствола мозга приводит к мышечной гипотонии. Причинами такой гипотонии также могут быть и дисфункции мозжечка.

 Поскольку детский аутизм ведет к аномальному развитию всех областей психики, и нормальный ход развития ребёнка не только нарушается и задерживается, но и явно искажается,  искажённым оказывается и моторное развитие ребёнка. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения.

Педагогическое наблюдение показало, что у детей с аутизмом задерживается формирование навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. В развитии основных движений у таких детей  следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемежениями, застыванием, с широким размахом рук, на цыпочках. Движения детей могут быть вялы или, напротив,  напряжённо скованы, механистичны, с отсутствием пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений присутствует и в прыжках, что проявляется в невозможности одновременного отталкивания двумя ногами. Для детей также трудными являются упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой.

Своеобразие двигательной сферы детей с аутизмом заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев рук, в кружениях, беге по кругу, машущих движениях пальцами или кистями.

В целом у детей отмечается слабость реакции на помощь взрослого во время обучения, сопротивление при оказании помощи, а также затруднения в имитации движений взрослого.

          Адаптивное физическое воспитание целенаправленно влияет на развитие детей с аутизмом, способствует гармоничному росту двигательных качеств, сглаживает, корригирует и компенсирует двигательные и интеллектуальные нарушения. Проблема развития двигательной сферы детей с аутизмом является на сегодняшний день  значимой и актуальной.

Целью нашего исследования являлось изучение двигательной сферы детей с аутизмом и возможностей её развития средствами адаптивного физического воспитания.

В ходе работы проводились:

1. Изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент, включающий в себя апробирование диагностического комплекса по исследованию психомоторики.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования г. Москвы. В исследовании принимали участие 60 детей с аутизмом в возрасте 8-10 лет, посещающие школьное отделение центра. У детей изучались показатели уровня развития психомоторики.

Состояние психомоторики определялось по четырём тестам, оценивающим сенсомоторную координацию, статическую и динамическую координацию, реципрокность движений, пространственную ориентировку. Оценка результатов тестов производилась по 11-балльной шкале (от 0 до 10 баллов). При оценке уровня развития психомоторики учитывалось то, что при нормальном развитии дети в возрасте 8-ми лет данные тестовые задания выполняют на 10 баллов.

Моторный профиль испытуемых представлен на рисунке 1.

1 тест – «Бросок мяча в цель»

2 тест – «Аист»

3 тест – «Прыжок»

4 тест – «Фонарики»

5 тест – «Двигательная память».

 

Рис. 1. Моторный профиль детей с аутизмом 8 -10-ти лет.

На рисунке 2 представлен моторный профиль детей с аутизмом 8-10-ти лет в сравнении с моторным профилем здоровых 5-6-летних дошкольников. На рисунке показано значительное отклонение по всем показателям не только от возрастной нормы, но и от показателей 5-6-летних детей.

 

1 тест – «Бросок мяча в цель» (сенсомоторная координация) 

2 тест – «Аист» (статическая координация)

3 тест – «Прыжок» (динамическая координация)

4 тест – «Фонарики» (реципрокность движений)

5 тест – «Двигательная память» (пространственная ориентировка).

 

Рис. 2.  Моторный профиль детей с аутизмом 8-10-ти лет в сравнении с моторным профилем здоровых дошкольников 5–6-ти лет.

 

На рисунке 3 представлены нарушения психомоторики 8-10 летних детей с аутизмом, выраженные в процентах от общего числа обследуемых:

·      85 % обследуемых детей с аутизмом имеют нарушения реципрокной координации движений и нарушения пространственной организации действий;

·      90 % детей имеют нарушения сенсомоторной координации движений;

·      у 100 % детей выявлены нарушения статической и динамической координации движений.

1  – Нарушения реципрокной координации движений

2 – Нарушения пространственной организации действий

3 – Нарушения сенсомоторной координации движений 

4  – Нарушения динамической координации движений

5  –  Нарушения статической координации движений

 

Рис. 3.   Процентное соотношение  выявленных нарушений двигательной сферы  у 8-10-летних детей с аутизмом.

 

Данное исследование выявило низкий уровень развития   психомоторики у детей с аутизмом, что показывает необходимость и важность дальнейшей разработки проблем развития двигательной сферы и обозначает некоторые подходы к организации обследования моторики детей с аутизмом.

 

 

Литература:

1.    Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2.    Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.



[1]      Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом». Проект № 08-06-00399А ЦПМССДиП 2009.

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика