Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии

4163

Аннотация

Музыкальный педагог ЦПМССДиП описывает различные музыкальные занятия с детьми, приводит образцы упражнений, музыкально-дидактических игр и занятий по вокалотерапии.

Общая информация

Ключевые слова: музыкальная терапия, дети с нарушениями в развитии, вокалотерапия, развитие координации, развитие коммуникативных навыков

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: доклад

Для цитаты: Фомина Н.Е. Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 4. С. 46–51.

Полный текст

(Сл. 1) Добрый день, я Фомина Наталья Евгеньевна, хочу поделиться с вами тем, как я провожу музыкальные занятия с детьми нашего центра. В ЦПМССДиП я работаю учителем музыки седьмой год.

(Сл. 2) В нашем центре получают коррекционную поддержку дети с аутизмом, эндогенными заболеваниями, СДВГ, с задержкой психического развития, речевыми нарушениями.

Исходя из особенностей детей, весь музыкальный материал подбирается мною по принципу возрастания сложности, поэтапности и преемственности. В своей работе я использую (сл. 3) программу «Музыка» под общей редакцией Ю.Б. Алиева, авторские программы и методические пособия:

  • «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

  • Е. Железновой.

  • М.И. Родиной.

  • А.И. Бурениной

  • В.И. Петрушина.

  • С.В. Шушарджана.

Я работаю также с собственными авторскими песнями и попевками, применяю формулы психологической устойчивости, направленные на снятие напряжения, выработку стрессоустойчивости, формирование оптимистического настроения и на многие другие цели.

В нашем центре дети получают коррекционную помощь индивидуально, в коммуникативной группе, в школе и в группе подготовки к школе (ГПШ).

Совместная поэтапная работа специалистов нашего центра (психологов, дефектологов, психиатров и т.д.) дает возможность в полной мере отслеживать развитие и динамику ребенка.

Я расскажу вам о тех формах работы, которые оказались наиболее эффективными.

Формы эти достаточно разнообразны и интересны (сл. 4):

  • Музыкальное приветствие.

  • Упражнения для концентрации внимания.

  • Музыкально-дидактические игры.

  • Двигательные упражнения, хороводы, танцевальная деятельность.

  • Игровая деятельность.

  • Упражнения на развитие голоса, дыхания, артикуляционного аппарата.

  • Театрализация.

  • Вокалотерапия.

  • Прощание.

На каждом этапе обучения (коммуникативная группа, ГПШ, школа) материал для занятия подбирается по принципу возрастания сложности и преемственности.

Я вас приглашаю почувствовать себя детьми на музыкальном занятии. Вы сможете увидеть, как это выглядит на деле.

Каждое занятие начинается с музыкального приветствия (сл. 5).

Музыкальное приветствие:

  • является частью привычного, необходимого ритуала, создает ощущение стабильности,

  • является пусковым механизмом, включающим детей в работу,

  • ритуал приветствия помогает поддерживать доверительные отношения между педагогом и ребенком.

Практика:

  • показ «на гостях» приветствий из сада и ГПШ, видеоотрывка.

После приветствия следуют различные упражнения для концентрации внимания (сл. 6).

Практика:

  • В самой младшей группе это различные пальчиковые упражнения («Вот как пальчики шагают», «Лопаются почки»).

— Упражнения с предметами (сл. 6). Упражнения с мячом и листьями.

— Или, например, упражнение, которое не только концентрирует внимание, но и готовит к многоголосию. (Практика со слушателями «изобрази инструмент»). Если упражнение выполняется с музыкальным сопровождением, я включаю аудиозапись.

Следующая форма деятельности — Музыкально-дидактические игры (сл. 7). Они:

  • Учат различать и воспроизводить музыкальные звуки по длительности, тембру, высоте.

  • Развивают чувство ритма, тембрового и динамического слуха.

  • Обогащают внутренний мир ребенка, способствуют творческой активности.

  • Способствуют развитию функций программирования и контроля.

Но самое главное, что яркий иллюстративный материал игр помогает заинтересовать даже детей с крайне неустойчивым вниманием, гипперактивных.

  1. При знакомстве самых маленьких детей с различной звуковысотностью я показываю многоэтажный домик.

  2. При знакомстве с жанрами музыки мы отправляемся на «поляну», у нас есть такая специальная игра.

  3. При знакомстве с ладом в музыке я использую специальные карточки (мажор, минор).

  4. При изучении длительности нот дети младшей группы знают, что для паузы у нас есть специальная картинка и т.д.

Практика:

  1. Раздается задание по группам (ритмический рисунок отхлопывается, отщелкивается, отшлепывается, отстукивается).

  2. На аудиокассете звучит «Веселая полька».

Следующая форма: Двигательные упражнения, хороводы, танцевальная деятельность.

  • Учат выразительности исполнения, умению воспроизводить в движении заданный ритм и темп.

  • Помогают выполнять движения в пространстве, управлять своим телом, регулировать мышечный тонус.

  • Способствуют коррекции отклонений в развитии моторики, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

В младшей группе это шаги, бег, простейшие песенки-игры, сопровождающиеся ритмическим движением:

Практика:

Пример упражнения (пропевается):

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик.

Или:

Я к Сереже подхожу,

На Сережу погляжу.

Я ладошки покажу

И на танец приглашу.

Это могут быть несложные хороводы с использованием элементов костюмов и театральных шапочек (например, «У лягушки юбилей»). Костюмы очень организуют детей.

Когда в группе между детьми уже налажен контакт, часто исполняем парные танцы (например, «Парная пляска сада»).

Дети постарше очень любят творческие танцы, когда они сами придумывают движения, а остальные за ними повторяют.

Школьники танцуют на уроках и на праздниках хороводные, коммуникативные и тематические танцы, которые отличаются простотой исполнения. Костюмы и их элементы (например, шапочки) помогают снижению тревожности и снятию напряжения.

А сейчас я предлагаю вам встать парами по кругу и исполнить парный танец. А я покажу несложные движения («Становись в кружок»).

Следующая форма: Игровая деятельность (сл. 9). Повышает заинтересованность, развивает коммуникативные навыки, ориентировку в пространстве, координацию движений, возможность действовать по правилам.

В работе применяется большое количество различных игр, но сейчас рассмотрим только некоторые из них:

  • Коммуникативные музыкальные игры.

  • Музыкальные игры с предметами.

  • Игры, сопровождаемые пением.

  • Ролевые музыкальные игры.

Очень важным фактором для усиления заинтересованности ребенка и повышения эффективности занятий является подбор педагогом интересного и адекватного материала с учетом предпочтений самих детей.

Например, во время игр с предметами я заметила интерес детей к играм с платочками, лентами. Я использовала это в работе:

Песня с платком

Осторожно мы платочки возьмем

И платочком, и платочком взмахнем.

Спрячем личико свое мы за платок,

Не увидит, не увидит нас никто...

Ку-ку.

Песня с лентой

По кружочку я хожу,

Детям ленту покажу.

Кому ленту покажу,

Того на танец приглашу.

В работе с маленькими детьми очень помогают игры с куклами-прыгунками. Они развивают координацию движений, учат терпению, улучшают ориентировку в пространстве. Можно заниматься в группе и индивидуально.

Коммуникативные музыкальные игры имеют решающее значение для всех возрастов. Например, попевка:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

На ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.

Или:

Я — хороший,

Я — спокойный,

Я люблю тебя.

Ты — хороший

Ты — спокойный,

Я люблю тебя.

Я, ты, он, она — вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева.

Упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, артикуляционного аппарата (сл. 10). На музыкальных занятиях им уделяется довольно мало времени, но они очень важны:

  • Развивают артикуляционный аппарат.

  • Укрепляют дыхательную систему.

  • Снимают напряжение.

  • Формируют вокально-слуховую координацию.

Для развития голоса у маленьких детей мы используем речевые игры, подражание голосам птиц, животных, пение попевок, считалок, пропевание своего имени. У более старших ребят это ритмодекламация (текст в заданном ритме) — очень эффективный прием в работе с плохо говорящими детьми.

Практика:

Варит мама кашу, кашу-малашу.

Сахар положила, солью посолила.

Вкусная каша, гречневая каша.

Особое внимание нужно обратить на привлечение родителей и других членов семьи к работе с ребенком на занятиях и дома. Очень эффективной является помощь мам, их совместное с ребенком пение дома, например, «Глаза в глаза» — ласково. Если сама мама не эмоциональна, нечетко произносит звуки, сложно будет и ребенку, и педагогу.

Театрализация (сл. 11)

  • Способствует укреплению психологического статуса.

  • Способствует развитию речи, памяти, воображения.

  • Создает большие возможности для социальной адаптации детей.

  • Развивает творческие способности, эмоционально-волевую сферу.

При проведении занятий используются (сл. 12):

  • Штоковые куклы.

  • Пальчиковые куклы.

  • Куклы-прыгунки.

  • Перчаточные, варежковые куклы.

  • Куклы-марионетки.

  • Разнообразный театральный реквизит.

Штоковые куклы развивают мелкую моторику, гибкость пальцев, кисти, запястья. Варежковые куклы развивают гибкость и подвижность рук. Куклы-марионетки развивают координацию, внимание.

На всех праздниках и мероприятиях мы стараемся сделать так, чтобы каждый ребенок выступил, даем детям роли, исходя из их возможностей и состояния. Мы ставим спектакли, мюзиклы, делаем инсценировки. В качестве музыкального сопровождения на праздниках используем также плюсовые фонограммы, которые помогают детям более уверенно исполнить свою роль.

Вокалотерапия. Формулы музыкального самовнушения (сл. 13).

Музыкальная терапия — один из видов арттерапии, являющейся достаточно эффективным средством воздействия на детей с нарушениями. К активной музыкальной терапии относится вокалотерапия. Во- калотерапия помогает развивать речь, артикуляцию ребенка; улучшает звукопроизношение. Этот вид занятий направлен на расслабление, успокоение, на выработку психологической устойчивости.

Большое значение в вокалотерапии играют формулы психологической устойчивости, при этом используются коротенькие песни-формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка, основанные на самовнушении положительных установок. Большая часть этих формул — авторские, написанные мной для решения имеющихся или возникающих проблем:

  • «не дерись»,

  • «тучки не боюсь»,

  • «нужно дружить»

и т. д.

Например, формула «тучки не боюсь» была написана специально для одного ребенка с выраженным страхом облаков.

Мое выступление подходит к концу. Я желаю вам всем добра и любви и приглашаю всех вместе исполнить одну из формул (исполнение всеми формулы добра и любви (сл. 14).

У нас с ребятами есть свой завершающий аккорд, последний этап ритуала музыкального занятия. Попевки «Начинается урок» и «Окончился урок» мы сочиняли вместе с моими учениками.

Вот так и проходят наши музыкальные занятия. Спасибо за внимание, мне было очень приятно, что вы принимали активное участие в мастер-классе.

 

 

[1] Автор мастер-класса использует для показа слайды, музыкальные и видеозаписи. Слайды помещены в конце текста.

Информация об авторах

Фомина Наталия Евгеньевна, учитель музыки ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: natalifomina@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1159
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 4163
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2