Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

56 место — направление «Психология»

0,154 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,725 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Как мы понимаем поведение других людей, или "модель психического" 1166

Медведовская Т.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, medved-0809@mail.ru
Лебедева Е.И., Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, при этом происходит сложный процесс, когда один человек объясняет себе и предсказывает дальнейшее поведение других людей. Способность к прогнозированию и интерпретации поведения необходима для эффективного и адекватного социального функционирования. Она не появляется внезапно, не является предметом специального обучения, а приобретается естественным путем. Понимание поведения осуществляется через приписывание одним человеком другому независимых психических состояний, таких как мнения, желания, убеждения, намерения, эмоции. Такие состояния получили название ментальных. «Эти ментальные состояния должны быть независимы как от реального мира (потому что люди могут верить в вещи, которые в реальности не являются правдой), так и от ментальных состояний других людей (потому что люди могут верить, хотеть и желать разные вещи)» (цит. по Сергиенко, Лебедева 2003). Способность приписывать независимые ментальные состояния себе и другим, чтобы объяснять и предсказывать поведение, получила название – «Theory of Mind» – «модель психического», или «теория сознания или разума». Термин был введен в психологию в 1978 году D.Premaсk и G.Woodruff (Premack, Woodruff, 1978). «Теория» понималась как система знаний и допущений о существовании у себя и у другого непосредственно ненаблюдаемых ментальных состояний. И эта система знаний дает возможность предсказывать и объяснять поведение другого.

 

Литература
  1. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями: автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1999.
  2. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. – М.: Наука, 2003. – № 4. – С. 54-65.
  3. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
  4. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition, S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Cohen (Eds). Oxford University Press, 2000. P. 2-20.
  5. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. V. 21. P. 37-46.
  6. Baron-Cohen, S. Are autistic children behaviourists? An examination of their mentalphysical and appearance-reality distinctions // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1989. V. 19. P. 579-600.
  7. Baron-Cohen, S. Autism and symbolic play // British Journal of Developmental Psychology. 1987. V. 5. P. 139-148.
  8. Baron-Cohen, S., Cross, P. Reading the eyes: evidence for the role of perception in the development of a theory of mind // Mind and Language. 1992. V. 6. P. 173-186.
  9. Charman T. Theory of mind and the early diagnosis of autism. // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition, S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Cohen (Eds) Oxford University Press, 2000. P. 422-441.
  10. Corcoran R. Theory of mind in other clinical conditions: is a selective “theory of mind” deficit exclusive to autism? // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition, S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Cohen (Eds) Oxford University Press, 2000. P. 391-421.
  11. Gopnik A., Astington J.W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and appearance-reality distinction // Child Development. 1988. V. 59. P. 26-37.
  12. Hobson P.R. Autism and the Development of Mind, Lawrence Erlbaum Associates Ltd, 1993.
  13. Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read. A practical guide for teachers and parents. 1999.
  14. Leslie A.M., Roth D. What autism teaches us about metarepresentation. / Understanding other minds: Perspectives from autism. S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg & D. Cohen (Ed.), Oxford: Oxford University Press., 1993.
  15. Meltzoff A.N. Elements of a developmental theory of imitation // Meltzoff A.N., Prinz W. (Eds.) The Imitative Mind: Development, Evolution, and Brain Bases. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  16. Meltzoff A.N., Moore M.K. Newborn infants imitate adult facial gestures // Child development, 1983. V. 54. № 6P. 701-709
  17. Perner J. Understanding the Representational Mind. — Cambridge, MA: MIT Press, 1993.
  18. Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. V. 1. Р. 515 – 526.
  19. Ruffman T., Olson D.R., Ash T., Keenan T. The ABCs of Deception: do young children understand deception in the same way as adults? // Developmental Psychology. 1993. V. 29. No. 1. P. 74-87.
  20. Sodian B. The development of deception in young children // British Journal of Developmental Psychology. 1991. V. 9. P. 173-188.
  21. Wimmer, H., Perner, J. Beliefs about beliefs: representations and constraining functions of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. V. 13. P. 103-128.

 

Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика