Формирование лексико-семантического понимания и эмоционального восприятия текста у детей с аутизмом

1589

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, обучение чтению, эмоциональное восприятие, лексико-семантическое понимание

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Свободина И.Е., Кучаева С.В. Формирование лексико-семантического понимания и эмоционального восприятия текста у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2011. Том 9. № 3. С. 13–29.

Фрагмент статьи

Нарушения речи при аутизме могут носить разнообразный характер. В тех случаях, когда дети владеют речью, она кажется очень необычной и отмечена рядом характерных нарушений. Считается (Гилберт, Питерс, 2002), что специфическими для аутизма являются следующие речевые расстройства: эхолалии, неправильное использование личных местоимений, своеобразная интонация, отсутствие попыток компенсировать речевые проблемы с помощью невербальных средств коммуникации, таких как мимика, жесты и т.д., также отмечаются трудности построения высказываний. У детей с достаточным интеллектуальным потенциалом понимание речи может быть довольно хорошим. Однако оценка уровня понимания обращенной речи затруднена, принимая во внимание трудности установления контактов. Нужно отметить также, что собственная речь детей-аутистов часто имеет незначительную коммуникативную ценность.

Литература

  1. Баенская Е.Р. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (РДА) / Специальная дошкольная педагогика. Учебн. глава под ред. Стребелевой Е.А. – М.: Академия, 2001.
  2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М.: Полиграф, 2001.
  3. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993.
  4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
  5. Гуси-лебеди. Русская народная сказка. – М.: Детская литература, 2005.
  6. Кодзасов С.В. Комбинированная модель фразовой просодии // Просодический строй русской речи. – М., 1996.
  7. Кодзасов С.В. Уровни, единицы и процессы в интонации // Проблемы фонетики. Вып. 3. – М., 1999.
  8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1990.
  9. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. – М., 2002.
  10. Манелис Н.Г., Меликян Н.В., Ахутина Т.В. Особенности грамматической структуры речи у детей с ранним детским аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – № 4.
  11. Мейер О.А. О некоторых интонационных особенностях речи детей с нарушениями психического развития // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – № 2.
  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003.
  13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. (Особый ребенок). – М.: Теревинф, 2007.
  14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
  15. Свободина И.Е. Метод изучения слов с непроверяемыми орфограммами // Школа здоровья. – 2004. – № 1.
  16. Федоренко И.Т. Зрительные диктанты. – М.: Восход, 2001.
  17. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Береславская М.И., Подойникова Г.А. Преодоление трудностей при обучении чтению // Школа здоровья. – 2006. – № 1.
  18. Ferrari P. L autisme infantile. – Presses Universitairies de France– PUF / Paris, 4e ed. 2004.
  19. Frith U. Autism. Explaning the enigma. – Oxford.: Basic Blackwell, 1989.
  20. Hobson R.P. Beyond Cognition: A Theory of Autism / in. Autism, Nature, Diagnosis & Treatment / Ed. by G. Dawson. – N.Y.– L.: The Guilford press, 1989.

 

Информация об авторах

Свободина Ирина Евгеньевна, Москва, Россия

Кучаева С.В., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1249
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1589
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3