Новости, хроника событий, документы

783

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, коррекция, аутизм

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Для цитаты: Новости, хроника событий, документы // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 1. С. 64–72.

Полный текст

Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля 2013 года

Благодаря Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма удалось повысить международное внимание к аутизму и другим нарушениям развития, затрагивающим миллионы людей во всем мире.

На своей нынешней сессии Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла новую резолюцию по этому вопросу, продемонстрировав приверженность оказанию помощи индивидам и семьям, которых затрагивает аутизм. Резолюция призывает государства-члены и другие круги активизировать исследовательскую работу и расширять услуги, оказываемые ими в здравоохранительной, образовательной сферах, в части трудоустройства и в других существенно важных секторах.

На своей предстоящей майской сессии Исполнительный комитет Всемирной ассамблеи здравоохранения тоже займется темой расстройств аутистического спектра.

Такое международное внимание имеет насущное значение для преодоления стигма­тизации, неосведомленности и неадекватности структур поддержки. Современные исследования показывают, что раннее вмешательство может помогать людям с признаками аутизма добиваться значительного совершенствования своих способностей. Настало время потрудиться над тем, чтобы сделать общество более инклюзивным, выявить таланты затронутых аутизмом людей и обеспечить возможности, позволяющие им реализовать свой потенциал.

Генеральная Ассамблея проведет 23 сентября заседание высокого уровня для рассмотрения условий, в которых находится более чем миллиардный контингент людей с инвалидностью, в том числе с расстройствами аутистиче­ского спектра. Я надеюсь, что лидеры воспользуются этой возможностью и добьются значимых результатов, которые помогут этим людям и вообще всей нашей человеческой семье.

Давайте продолжим работать рука об руку с людьми, у которых наблюдаются расстройства аутистического спектра, и помогать им развивать свои сильные стороны, преодолевая при этом возникающие перед ними сложности, чтобы они реализовывали свое исконное право - жить полнокровной жизнью.

Источник: http://www.un.org/ru/sg/ messages/2013/autismday.shtml

ПИСЬМО Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года  №ИР-535/07

О коррекционном и инклюзивном образовании детей

В связи с реализуемой в рамках вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Мин­обрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзив­ного образовании детей.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

М. Реморенко

О коррекционном и инклюзивном образовании детей

В связи с обращениями депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ломакина-Румянцева А.В. и коллективов образовательных учреждений ряда субъектов Российской Федерации по вопросу о реструктуризации образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу 1 сентября 2013 года

(далее - Федеральный закон), Департамент считает необходимым отметить следующее.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В рамках разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, подготовлены проекты приказов Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (размещены на сайте: regulation.gov.ru).

Согласно статье 79 Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты) (далее - СКОУ).

В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1 804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1 708 -211 тыс. детей).

Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае - 4, Калининградской области - 5, Ивановской области - 6, Красноярском крае - 7, Тверской области - 8, Пермском крае - 9, Свердловской области - 10, Краснодарском крае - 14, Новгородской области - 18.

Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).

Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.

В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2181-р (далее - Программа), реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно­двигательного аппарата.

Реализация мероприятий Программы позволит в течение 5 лет (в 2011-2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей- инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.

В этой связи Департамент обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - инклюзия (интеграция) ради инклю­зии (интеграции).

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися.

Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико­педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

Департамент считает необходимым обратить внимание на функционирование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого­педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении системы образования субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента

Е.А. Сильянов

Общественные слушания по проблемам аутизма в Общественной Палате Российской Федерации

Проблемы ранней диагностики аутизма обсудили в Общественной палате РФ специалисты и представители общественных организаций 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Организаторы общественных слушаний - Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан и Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности - предложили рассмотреть возможные пути оказания комплексной помощи на государственном уровне детям с аутизмом и их семьям.

Сегодня не существует статистики о том, сколько людей с аутизмом живет в России. Из-за того, что проблема аутизма недооценивается, отсутствует и государственная система помощи в этой сфере, отмечает заместитель председателя Координационного совета, эксперт Общественной палаты РФ Елена Клочко.

Одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются родители детей с аутизмом в России, - отсутствие ранней диагностики заболевания. Диагноз детский аутизм не ставят до трехлетнего возраста. Его подменяют умственной отсталостью и другими диагнозами. Это не позволяет начать лечение раньше, отмечает заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО Ольга Никольская. Дети с аутизмом должны получать комплексную помощь, считает специалист, с ними должны работать педагоги, психологи и дефектологи. Между тем из-за неверного диагноза или его отсутствия они попадают на обучение в обычные школьные классы, учителя которых не подготовлены к работе с такими детьми.

Даже если с детьми-аутистами работают специалисты, они не говорят о перспективах их дальнейшей жизни, отметила представитель родительской общественности Елена Бага- радникова. «Они отводят глаза, когда я спрашиваю, где мой ребенок сможет получить образование после школы», - сказала она. Но в большинстве случаев проблемы возникают еще раньше. Помочь решению проблем могут ресурсные центры по поддержке детей с аутизмом, считает ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. На данный момент Москва - единственный город России, в котором создан такой Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Его сотрудники занимаются ранней диагностикой и последующей реабилитацией детей с нарушениями аутистического спектра. На базе центра работает начальная школа.

Участники слушаний планируют обратиться в правительство с просьбой создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы помощи аутистам. В нее должны войти представители Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда РФ, а также сотрудники НКО и родительских организаций. Рабочая группа сформулирует концепцию специализированной помощи людям с аутизмом и их семьям, а также определит конкретные меры по ее реализации.

Источник: Агентство социальной информации 04.04.13

Москва

1-я Московская международная конференция «Аутизм. Вызовы и решения»

С 18 по 20 апреля 2013 года в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» прошла 1-я Московская международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения».

Организаторы конференции: Профессиональное сообщество практик «Превентивная медицина», Центр Проблем Аутизма. При поддержке: Агентства Стратегических Инициатив, Российской Венчурной Компании, Российского агентства международной информации «РИА Новости», Autism Research Institute (USA), УК «Сбережения и инвестиции», Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход».

В течение трех дней более 700 участников посетили мероприятие. Конференция явилась не только площадкой по обмену профессиональным опытом, где можно было прослушать лекции и семинары, но стала началом активных действий по решению серьезной медико­социальной проблемы, которая в России до сих пор не находила должного внимания.

Источник: http://prev-med.ru/ru/event/back-event/autism.html

Общественные слушания в ОП по инклюзивному образованию

7 июня 2013 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялись Общественные слушания: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?» Слушания были приурочены к годовщине ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

Общественные слушания вели первый заместитель председателя думского Комитета по образованию, куратор Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию, председатель общественного движения «Образование для всех» О.Н. Смолин и председатель Экспертного совета, директор ФГНУ ИКП РАО, академик РАО Н.Н. Малофеев.

В ходе слушаний обсуждалось множество вопросов:

- Требуется ли доработка нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования?

- Право родителей на выбор образовательного учреждения для ребенка: закон и реальность.

- Ранняя коррекционная помощь: целесообразна ли ликвидация детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья - коррекционных и компенсирующего вида?

    Коррекционные образовательные учреждения: резервация или дорога в общество?

   Инклюзивное образование инвалидов - экономия средств или увеличение расходов?

   Инклюзивное образование: путь к интеграции или фактор дискриминации?

Итоговым документом Общественных слушаний станет подготовленный рабочей группой проект решений. После его утверждения Экспертным советом по специальному и инклюзивному образованию Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации документ будет направлен Президенту и Правительству страны.

Стенограмму Общественных слушаний можно прочесть: институт-коррекционной-педагогики.рф/ ob-institute/novosti-instituta/obschestvennye- slushanija-inkljuzivnoe-obrazovanie-lic

 

II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология»

В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы 26-28 июня 2013 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология»

Организаторы конференции:

   Министерство образования и науки Российской Федерации

          Департамент образования города Москвы

   Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»


    Московский городской психолого-педагогический университет

    Институт проблем инклюзивного образования МГППУ

    Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Основные направления работы конференции:

    Психолого-педагогические и организационные аспекты инклюзивного процесса в дошкольном образовании и в школе

    Профессиональное образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

    Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования

    Доступная образовательная среда: организация, экспертиза, результаты

         Семья и инклюзивное образование

    Личностное и профессиональное становление лиц с ОВЗ в инклюзивном образовании

    Реабилитационные функции инклюзивно­го образования

Источник: Mrnny^/presses/show/106

Городской круглый стол «Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях»

Круглый стол прошел 28 августа 2013 года в ЦПМССДиП Московского городского психолого-педагогического университета.

Темы докладов:

   Вариативные формы дошкольного образования как первичное звено в адаптации ребенка с РАС в ДОУ

    Факторы, препятствующие адаптации детей с РАС в ДОУ и методы, направленные на их преодоление

   Организационные условия психолого­педагогического сопровождения развития детей с РАС. Проблемы и перспективы развития;

   Организация среды для работы с детьми, имеющими РАС, в ДОУ

   Организация сопровождения детей с РАС специалистами ОЦПМСС

   Индивидуально ориентированная программа развития ребенка и работа с семьей в инклюзивном ДОУ

    Модель сопровождения детей с нарушениями аутистического спектра в ЦО 1496 в современных условиях развития образовательной системы

   Алгоритм включения детей с РАС в игры и занятия в инклюзивной группе ДОУ

    Групповая логопедическая работа, направленная на развитие коммуникативной функции речи у детей с РАС.

Второй международный форум «Каждый ребенок достоин семьи» будет проведен фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» в Москве 14-17 октября 2013 года

В этом году он будет посвящен теме: «Аутизм. Эффективные методы оказания помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Российский и зарубежный опыт».

Основными темами Форума станут: вопросы выявления и диагностики расстройств аути­стического спектра, нормализация жизни людей с подобными расстройствами, вопросы коммуникации, взаимоотношений с семьей и интеграции в образовательный процесс и общество в целом.

Источник: http://www.nakedheart.org/ru/news- events/event/

 

Минск, Беларусь

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма в Беларуси

2 апреля в Галерее современного искусства «У» состоялась пресс-конференция «Готово ли белорусское общество принять людей с аутисти­ческими нарушениями?» Участники конференции: родители детей с аутистическими расстройствами, объединившиеся в МБОО «Дети. Аутизм. Родители», психологи и дефектологи, имеющие опыт работы с такими детьми, представители систем образования и здравоохранения, священнослужитель Белорусской Православной Церкви и волонтеры православного Братства Иоанна Богослова. Общество «Дети. Аутизм. Родители» создано 3 декабря 2011 года несколькими семьями, воспитывающими детей с аутистическими нарушениями. Сейчас в объединении более 120 семей, на форуме сайта www. autism.by зарегистрированы 235 участников.

2 апреля в Галерее «У» прошел эксклюзивный показ документального фильма Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау «В ауте», в основе которого дневники российской девушки с диагнозом аутизм Сони Шаталовой. Также в галерее состоялась презентация фотопроекта Виктории Щербаковой, чьими героями стали матери, воспитывающие детей с аутистиче­скими нарушениями. 5 апреля кинорежиссер и кинокритик Любовь Аркус (Россия) в кинотеатре «Победа» представила свой фильм «Антон тут рядом». Вышедший в 2012 году документальный фильм о мальчике-аутисте Антоне Харитонове уже удостоен ряда наград, в том числе «Серебряной мыши» 69-го Венецианского кинофестиваля.

Источник: http://autism.by/component/content/ article/14-sample-data-articles/183-release02-04-2013

ТашкенТ, узБекисТан

Лучший передовой опыт в решении такой медико-социальной проблемы как аутистиче­ские расстройства был рассмотрен на международной конференции, организованной в Ташкенте 28 марта Республиканским общественным детским фондом «Sen Yolg’iz Emassan» («Ты не одинок»), сообщает НИА «Туркистон-пресс».


Фото Шерзода Икрамутдинова и РОДФ «Sen Yolg’iz Emassan»

Форум, помимо аналитической направленности, имел и четко выраженную практическую, заключающуюся в поддержке разработки государственной стратегии профилактики и комплексной помощи детям с аутизмом на основе современных достижений. Не случайно в числе партнеров конференции были Республиканский центр социальной адаптации детей (РЦСАД), министерства здравоохранения, народного образования, труда и социальной защиты населения, высшего и среднего специального образования Узбекистана.

С докладом по вопросу осуществления международных норм и использования опыта системной адаптации людей с синдромом аутизма выступила постоянный представитель Узбекистана при ЮНЕСКО, председатель попечительского совета фонда «Sen Yolg’iz Emassan» и РЦСАД Лола Каримова-Тилляева.

Были отмечены существующие проблемы в диагностике, терапии и комплексном подходе к абилитации и социальной адаптации детей с диагнозом аутизм, даны практические рекомендации и предложения о необходимости согласованности действий в этом вопросе между государственными и ведомственными структурами.

В работе конференции приняли активное участие представители России: заместитель руководителя ЦПМССДиП Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития» Н. Манелис, сотрудники Института коррекционной педагогики Е. Баен- ская, О. Аршатская.

СанкТ-ПеТерБург

Международная научная конференция «Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению»

Конференция проведена 1-3 июля 2013 года в Санкт-Петербурге на факультете психологии СПбГУ. Конференция предоставила уникальную возможность широкому кругу специалистов из 42 стран мира обсудить проблемы, связанные с развитием научных исследований и практики ранней помощи. Содержание пленарных докладов позволило соотнести результаты последних инновационных исследований в области психического здоровья детей с имеющимися мировыми традициями в области ранней помощи ребенку и его семье. Проблемное поле 109 симпозиумов и семинаров было представлено несколькими глобальными направлениями: семья, психическое здоровье детей, дети в сиротских учреждениях, программы сопровождения, организационные модели и законодательные инициативы, профессиональное развитие и другое.

Источник: институт-коррекционной-педагоги- ки.рф/ob-institute/novosti-instituta/konferencija-rannee- vmeshatelstvo-i-psihicheskoe

Кишинев, Молдова

6 августа 2013 г. в Кишиневе прошла пресс-конференция, посвященная проблеме детей, больных аутизмом

Организация Intelegem Autismul призвала власти и общество обратить внимание на людей с аутизмом. В ходе пресс-конференции был показан ролик о ребенке с аутизмом. Сотрудники Intelegem Autismul рассказали о том, что следует знать родителям при выборе программы реабилитации для ребенка, каким образованием и профессиональными навыками должен обладать специалист, работающий с ребенком с аутизмом. Особое внимание специалисты уделили АВА терапии для детей с аутизмом и процессу интеграции детей в детские сады и школы. Также обсуждались проблемы освещения данной темы в Молдове, недостатка квалифицированных специалистов и специальных учреждений для реабилитации и поддержки, отсутствия достоверных статистических данных о количестве детей с аутизмом в стране, недостаточной финансовой поддержки государства, дорогостоящих услуг частных специалистов, отсутствия программ инклюзии в общеобразовательную систему.

Источник: http://pan.md/news/V-Kishineve-obsudyat-temu-autizma-detey/40924

АлМаТы, КазахсТан

В Алматы откроется центр помощи детям, страдающим аутизмом. Здесь с ребятами будут заниматься опытные казахстанские и зарубежные специалисты. Центр появится при поддержке фондов «Добровольное общество “Милосердие”» и «Самрук-Казына». Инициаторами его создания стали 30 родителей малышей-аутистов. Сегодня в Казахстане более 700 таких детей. Но для них не было ни реабилитационных центров, ни специализированных школ. И вот недавно в Алматы презентовали проект нового центра «Аутизм победим!».

Работать с ребятами будут учителя и психологи по специальным методикам. Родители с надеждой смотрят в будущее. Директор фонда «ДОМ» Аружан Саин вспоминает, как точно так же несколько лет назад начиналась акция «Подари детям жизнь». А сегодня благодаря ей спасены уже 472 ребенка.

Источник: http://total.kz/society/2013/05/17/ v_almaty_otkroetsya_centr_pomosc/

Киев, Украина

Министерство образования и науки Украины создало экспертно-консультативный совет по вопросам аутизма. Основной целью Совета будет обеспечение межведомственного сотрудничества органов исполнительной власти и общественных организаций по обеспечению права на образование детей с расстройствами спектра аутизма.

«Образование - главное для детей с аутизмом, так как именно оно дает им возможность стать полноценным членом общества. Наши европейские коллеги, которые активно работают с аутистами уже последние 30 лет, готовы предоставить нам всяческую помощь, чтобы мы могли учесть их опыт для организации системы образования для наших детей. И мы благодарны Министерству образования за то, что оно готово активно работать с этим опытом и адаптировать его под наши реалии», - сообщила консул «Аутизм-Европа» Инна Сергиенко.

Источник: http://autism.in.ua/ru/publikatsii/ novosti/229-mynobrazovanyja-razrabotaet-uchebnye- programmy-dlja-autystov-y-pedagogov

Пермь, Россия

7-9 ноября 2013 года в Перми пройдет VII международная научно-практическая конференция «Комплексная помощь людям с РАС»

Инициатива проведения конференции принадлежит Коалиции общественных организаций родителей детей с расстройствами аути­стического спектра. Поддержку обеспечивают ряд общественных и государственных структур. Организация, подготовка и проведение конференции поручены Пермскому «Обществу помощи аутичным детям» - одной из наиболее успешных и активных общественных организаций Коалиции.

Источник: http://autisminrussia.ru/html/science/action-conf-2013.htm

Метрики

Просмотров

Всего: 1095
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1