Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Окончание*

2008

Аннотация

Созданная авторами и апробированная в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (г. Москва) модель помощи детям с тяжелыми нарушениями развития в течение пяти лет использовалась для формирования у детей эмоциональных реакций, интереса к предметному миру, двигательных и бытовых навыков. В работе педагогов большое внимание уделялось передаче семье психолого-педагогических и коррекционных умений, что в итоге вело к облегчению ухода за детьми и помогало в их продвижении.

Общая информация

* Окончание. Начало см. в № № 3, 4, 2012 г., № 1, 2013 г.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, множественные нарушения развития, трудности произвольной регуляции поведения, коммуникативная активность, двигательные навыки, бытовые навыки

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рязанова А.В., Ермолаев Д.В., Шапиро М.С., Артамоненкова С.И., Долотова И.А., Зарубина Ю.Г., Вялитов Р.Р. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Окончание // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 2. С. 45–57.

Фрагмент статьи

В течение пяти прошедших лет для отслеживания динамики обучения и развития ребенка мы использовали различные системы описания, в том числе длительное время осуществляли ее на основе критериев, используемых в Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [41] и в программе «Каролина» – американской программе оценки развития детей с особенностями развития. Данные системы предполагают анализ состояния ребенка по областям функционирования (таким как двигательные функции и мобильность, межличностное взаимодействие и отношение, бытовые навыки и самообслуживание, познавательное развитие и др.), а также количественную оценку этих параметров.

Литература

  1. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. – СПб.: Институт раннего вмешательства, 2001.
  2. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2004. № 1. С. 29-44.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр Медиум, 1995.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: МПА, 1995.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007.
  6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1984.
  8. Выготский Л.С. Орудие и знак в психическом развитии ребенка // Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 6. М.: Педагогика, 1982.
  9. Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций // Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Academia, 2004.
  12. Дименштейн Р.П., Киселева А.В. Основные принципы терапевтической работы с детьми, имеющими нарушения общения // http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/dimens05.pdf
  13. Еремина А.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта. Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения // http://www.unesco.ru/files/docs/educ/2007/publications/33_chechen_publ/Eremina.pdf
  14. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. Вып. 5. М.: Теревинф, 2006. С. 9-33.
  15. Зарубина Ю.Г, Попова М.Г. Игровое занятие «Круг» // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. Вып. 5. М.: Теревинф, 2006. С. 133- 149.
  16. Захарова И.Ю. Ермолаев Д.В. Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения // http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/zaharova07.pdf
  17. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, коррекция): Дисс… д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2002.
  18. Клочкова Е.В. Нормализация жизни. Что такое инвалидность? // http://www.osoboedetstvo.ru/children children-info/normal/invalidnost.htm
  19. Клочкова Е.В. Нормализация жизни. Что такое нормализация жизни? // http://www.osoboedetstvo.ru/children -info/normal/normal.htm
  20. Кутузова Д. «Быть семьей»: взгляд с точки зрения социального конструкционизма. Обзор работ Л. Белла и ее сотрудников // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1(2). С. 72-92.
  21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia, 2007.
  22. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006.
  23. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. М.: Теревинф, 2008.
  24. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. М.: Просвещение, 1993.
  25. Рязанова А.В. О родительских группах // Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. С. 41-63.
  26. Рязанова А.В. Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения // Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. С. 22-40.
  27. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети: Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2007.
  28. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. – М.: Инноватор-Bennet College, 1997. Вып. 7. С. 177-185.
  29. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // http://www.healthmanagement.ru/win/faculty/socialwork/tarasenko-sw-russia.rtf
  30. Форман Ю. От чего зависит активность родителей. Результаты научного исследования // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. Вып. 5. М.: Теревинф. С. 65-88. С. 133-149.
  31. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргородская. М.: Теревинф, 2006. (Лечебно-педагогические программы).
  32. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс. 2002.
  33. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
  34. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  35. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993.
  36. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: ИП РАН, 2000.
  37. Barker R.G. Stream of Individual Behavior. Inhabitants, Environment and Human Behavior. Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station 1947-1972. – San Francisco: Jossey-Bass, 1978.
  38. Coster W. Occupation-centered assessment of children // American Journal of Occupational Therapy. – 1998. – № 52. – P. 337-344.
  39. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. – New York, Basic Books, 2000.
  40. Grove N., Walker M. The Makaton vocabulary: using manual signs and graphic symbols to develop interpersonal communication // Augmentative and Alternative Communication. – 1990. – Vol. 6. – № 1. – P. 15-28.
  41. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). World Health Organization, 2001.
  42. Oliver M. The Politics of Disablement. – Houndmills, Basingstoke, Hampshire : MacMillian, 1990.
  43. Oliver M. Understanding Disability: from Theory to Practice. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave, 1996.
  44. Bundy A.C., Lane S.J., Murray E.A. Sensory integration: Theory and Practice. – Philadephia: F. A. Davis. Parham, L. D., 2002.
  45. White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. – New York: W.W.Norton, 1990.
  46. White M. Narrative Practice and Community Assignments // The International Journal of Narrative Therapy and Community work. 2003. № 2. P. 17-55.
  47. Wolfensberger W. A Brief Intoduction to Social Role Valorization: A High-order Concept for Addressing the Plight of Societally Devalued People, and for Structuring Human Services. – New York: Training Institute for Human Services Planning, Leadership& Change Agentry (Syracuse University), 1998.
  48. В Москве создадут условия для качественного образования детей-инвалидов //http://www.rg.ru/2009/05/27/invalidy-zakon.html
  49. Власти Москвы попросили год на превращение столицы в рай для инвалидов // h t t p : / / w w w. g z t . r u / t o p n e w s / s o c i e t y / - m o s k v u - b u d u t- p e r e s t r a i v a t j - p o d -invalidov-/303142.html?from=linksfromshorttop

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 2342
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2008
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0