Использование методов и технологий прикладного анализа поведения (АВА) в обучении навыку пользования туалетом ребенка с РАС

1767

Аннотация

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, зачастую зависит от применения педагогами специальных методов, учитывающих особенности детей. Описано обучение навыку пользования туалетом с использованием специальных приемов и технологий прикладного анализа поведения. Усвоенный навык помогает в дальнейшей работе по социализации ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, социализация, прикладной анализ поведения, метод формирования поведения, навык пользования туалетом, туалетный тренинг

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сударикова М.А., Эрц Ю.М. Использование методов и технологий прикладного анализа поведения (АВА) в обучении навыку пользования туалетом ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 51–55.

Фрагмент статьи

Для детей с расстройствами аутистического спектра характерны качественные нарушения социального взаимодействия, коммуникации, а также стереотипная  деятельность и интересы. Также важной особенностью детей с РАС являются нарушения в обработке сенсорной информации, что взаимосвязано с развитием всех остальных навыков [4].

Литература

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. 2014. Изд-во «Бахрах-М».
  2. Сандберг М.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индиви- дуального плана вмешательства VB-MAPP. Изд-во «Медиал».
  3. Azrin N.H., Foxx R.M. (1971). A rapid method of toilet training the institutionalized retarded. Journal of Applied Behavior Analysis, 4, 89–99.
  4. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5®)
  5. Kroeger K.A., Sorensen-Burnworth R. Toilet training individuals with autism and other developmental disabilities: a critical review. Research in Autism Spectrum Disorders (2009).

Информация об авторах

Сударикова М.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: msudarikova@gmail.com

Эрц Юлия Михайловна, сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения (ВСВА), Независимый специалист, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9654-8331, e-mail: yuliaerz@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2034
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1767
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6