Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ ВИНИТИ EBSCO DOAJ
CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Организация комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области 476

Хотько С.В., заместитель председателя, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия, sv_hotko@lenreg.ru
Полный текст

Организация комплексного сопровождения детей с расстройствами

аутистического спектра в Ленинградской области

 

Хотько С.В.,

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области,

Санкт-Петербург, Россия,

sv_hotko@lenreg.ru

 

 

 

Большая площадь Ленинградской области и разбросанность мест проживания детей с расстройствами аутистического спектра осложнили работу по построению в регионе модели комплексного сопровождения детей с аутистическими чертами. Описаны этапы работы и перечислены учреждения и организации, участвующие в процессе построения модели комплексного сопровождения детей и их родителей.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, Ленинградская область, комплексное сопровождение, сетевое взаимодействие.

 

Для цитаты:

Хотько С.В. Организация комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С.  -  . doi: 10.17759/autdd.2017150401

 

Хотько Светлана Валерьевна, заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: sv_hotko@lenreg.ru

 

Особенности Ленинградской области,

осложняющие организацию комплексной

работы служб сопровождения детей с РАС

 

Для понимания условий, затрудняющих организацию доступной помощи детям с РАС, в которых работают службы сопровождения в регионе, следует привести статистику.

Ленинградская область  с запада на восток протянулась на 500 км, а наибольшая протяженность с севера на юг составляет 320 км. В области проживают почти 1 млн. 800 тыс. человек. Регион включает 1 городской округ и 17 муниципальных районов, в состав которых входят 64 городских и 135 сельских поселений, т.е. преобладает сельская местность. Администрация Ленинградской области располагается в Санкт-Петербурге. В половине городских поселений население составляет более 10000 человек, а самыми крупными являются города Гатчина, Выборг и Всеволожск. Детей в Ленинградской области более 278 тысяч.

По данным Пенсионного фонда, 1,7% детей региона имеют инвалидность, из этого числа обратились и получают социальные услуги 1,3% семей с детьми. В 392 детских садах обучаются более 81 тыс. детей, в том числе более 10 тыс. детей с ОВЗ и почти 500 детей-инвалидов. В 373 школах обучаются более 152 тыс. школьников, из них 8 тыс. детей с ОВЗ и более 2 тыс. детей с инвалидностью.

По результатам мониторинга, в Ленинградской области на всех уровнях образования обучаются 115 детей с расстройствами аутистического спектра, в том числе в детских садах – 55, а в школах – 60 детей. На сегодняшний день обучение детей с РАС организовано в 24 детских садах и 33 школах, в том числе в 10 школах, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями. Большинство детей имеют задержку психического развития или умственную отсталость.

Из сопоставления численности детей, имеющих аутистические расстройства, и общей характеристики региона становится понятным, что дети с аутизмом проживают в разных частях огромной по площади Ленинградской области, а учитывая психологические особенности детей, организовать их обучение в отдельных образовательных организациях и даже в отдельных классах в настоящее время в области не представляется возможным. Поэтому перед регионом была поставлена цель создать такую модель сопровождения детей с РАС, которая в существующих условиях и при использовании всех имеющихся ресурсов региона была бы экономически обоснована.

 

Задачи построения модели

сопровождения детей с РАС

 

При построении модели комплексного сопровождения детей с РАС специалисты учитывали запросы семей и потребности детей в социальной адаптации, обучении и медицинском обслуживании, максимально обеспечивая взаимодействие всех участников процесса сопровождения. Решение этих задач было невозможно без комплексного подхода к организации дела: мониторинга численности детей, информирования населения о проблемах РАС, подготовки специалистов и методических пособий, поддержки семей, имеющих детей с РАС, координации работы органов социальной защиты, образования, здравоохранения региона, трансляции и обобщения опыта работы, расширения спектра услуг, оказываемых детям и семьям.

 

Начало работы по построению

модели сопровождения

 

В апреле 2017 г. было проведено рабочее заседание группы представителей органов образования, здравоохранения и социальной защиты региона: Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, областного психоневрологического диспансера Ленинградской области и Ленинградского областного института развития образования. В результате заседания подтверждена необходимость развития межведомственного взаимодействия для оказания эффективной комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в регионе.

В мае 2017 г. подписано соглашение между Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Московским государственным психолого-педагогическим университетом о сотрудничестве в целях развития в Ленинградской области системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра. В рамках этого соглашения запущен процесс сотрудничества с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, в котором накоплен большой опыт работы с такими детьми. Следует отметить, что регион уже получает серьезную научную, методическую и практическую поддержку от ФРЦ. Рабочая группа специалистов различных сфер из Ленинградской области посетила в Москве Федеральный ресурсный центр и Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», ознакомилась с моделями оказания помощи детям с РАС в условиях мегаполиса в отдельной образовательной организации.

С 1 сентября 2017 г. на базе Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создано структурное подразделение «Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с РАС», специалисты которого начали осуществлять методическое сопровождение педагогов, деятельность по поддержке родителей, имеющих детей с РАС. Специалисты регионального ресурсного центра прошли бесплатное обучение в Федеральном ресурсном центре.

В регионе разработан проект плана действий по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на территории Ленинградской области, который в ближайшее время будет утвержден Распоряжением Правительства Ленинградской области. В региональный план мероприятий Правительства Ленинградской области «Десятилетия детства» будут включены мероприятия плана действий по организации комплексного сопровождения детей с РАС. По плану предусматривается мониторинг численности детей, разработка необходимой методической и нормативной базы, мониторинг качества оказываемых услуг, обучение и сопровождение специалистов, разработка и проведение мероприятий для детей.

13 ноября 2017 г. в рамках задачи информирования населения и специалистов о проблемах РАС в Ленинградской области был проведен первый вебинар для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими РАС. На вебинаре выступили главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава в Северо-Западном Федеральном округе; руководитель областного ресурсного центра рассказал о его возможностях и о перспективах работы; заведующий кафедрой коррекционной педагогики Ленинградского областного института развития образования сообщила об особенностях организации обучения детей с РАС; также был представлен опыт работы с детьми, имеющими РАС, в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивангородский центр ранней помощи для детей с ОВЗ».

Ежегодно в регионе проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня распространения информации о проблемах аутизма (2 апреля).

 

Комплексное сопровождение детей с РАС

в Ленинградской области

 

Комплексное сопровождение детей с РАС в Ленинградской области осуществляется учреждениями образования, социальной защиты и здравоохранения.

Процедуры диагностики и установление диагноза проводятся в медицинских учреждениях, откуда детей направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию и в региональный ресурсный центр для определения условий организации обучения, получения консультаций и для составления программы индивидуального сопровождения. Для получения статуса ребенок-инвалид дети направляются на медико-социальную экспертизу. В медицинских учреждениях подбирается при необходимости медикаментозное лечение.

Обучение детей организуется в ресурсных классах и группах общеобразовательных организаций по месту жительства детей. В организации учебного процесса принимают участие тьюторы.

Социальное сопровождение детей с РАС и их семей проводится в учреждениях социального обслуживания в муниципальных районах Ленинградской области.

В течение всего срока обучения осуществляется сопровождение ребенка, родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС, специалистами психолого-медико-педагогического школьного консилиума и при необходимости специалистами регионального ресурсного центра.

В Ленинградской области создана многоуровневая система психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Областной и муниципальный уровни психолого-медико-педагогического сопровождения Ленинградской области сегодня представлены 18 районными (по одной в каждом муниципальном районе и городском округе) и одной региональной психолого-медико-педагогической службой, что свидетельствует о решении задачи получения данной услуги.

Одним из важнейших звеньев системы сопровождения обучающихся в Ленинградской области являются психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

За последние три года значительно возросло число специалистов служб сопровождения в общеобразовательных муниципальных организациях, в том числе педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и тьюторов.

Областным законом об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов утверждены повышенные нормативы финансирования детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, с учетом тьюторского сопровождения (при соответствующем заключении ПМПК), обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области.

Несмотря на то, что в сельской местности существует проблема педагогических кадров, на сегодняшний день проблема решается привлечением молодых специалистов, организацией профессиональной переподготовки педагогических работников учреждений и четким построением сетевого  взаимодействия.

Необходимое оборудование закупается в рамках реализации государственных программ Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» и «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области».

 

Опыт системной работы с детьми с РАС в учреждениях

Ленинградской области

 

В настоящее время уже можно говорить об имеющемся положительном опыте работы с детьми с РАС в различных учреждениях Ленинградской области.

Во всех образовательных организациях, где учатся дети с аутизмом, созданы специальные образовательные условия с учетом потребностей каждого ребенка: информированные специалисты, адаптированные образовательные программы, комфортное образовательное пространство, зонированные помещения, имеются отдельные помещения для индивидуальных занятий, спроектированы интерактивный пол, интерактивные столы, приобретены специальное учебное оборудование, пособия и приспособления (например, для предупреждения у детей дезадаптивного поведения из-за сенсорных перегрузок используются наушники, для неговорящих детей и детей с речевыми проблемами - коммуникативные доски). Для детей с РАС специально организуются учебная деятельность и время перемены.

В работе педагогов и специалистов службы сопровождения используются, методы и приемы, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка, – расписания, методы альтернативной коммуникации, арт-терапия, игротерапия, элементы телесной и песочной терапии, наглядные методы и информационно-коммуникативные технологии.

На каждого ребенка в учреждении разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, осуществляется постоянный мониторинг его состояния и динамики развития, по результатам которых программа корректируется.

Учреждениями проводится большая работа с родителями детей с РАС, а также с другими участниками образовательного процесса, направленная на понимание особенностей детей и на формирование у детей стереотипа учебного поведения и навыков взаимодействия. Важная цель педагогов – добиться от окружения ребенка с РАС его принятия.

Опыт Приозерской школы-интерната подтверждает, что планомерная работа с ребенком и его окружением позволяет от индивидуальных занятий с тьютором в специально оборудованном помещении школы или на дому постепенно перейти к обучению в ресурсном классе при постоянном сопровождении тьютора, а со временем включаться во фронтальную работу класса.

С 2016 г. в структуре государственного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной психоневрологический диспансер» функционирует «Кабинет диагностики и лечения расстройств аутистического спектра». Цель работы кабинета – обеспечение качественной и своевременной профилактической, квалифицированной лечебно-диагностической помощи пациентам с РАС. Важными задачами в работе кабинета являются: осуществление ранней диагностики РАС; оказание комплексной медико-психологической и социальной помощи детям и подросткам, имеющим аутистические черты, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ. В основу работы кабинета положен бригадный принцип. Бригада формируется из лечащего врача-психиатра, клинического психолога, психотерапевта и логопеда. Благодаря бригадному подходу осуществляется выявление и своевременная диагностика нарушений психоэмоционального развития у детей, уточнение диагноза и особенностей состояния для подбора адекватных видов терапии и лечебной тактики. В реабилитационных целях используются семейная психотерапия и арт-терапия. В настоящее время в «Кабинете диагностики и лечения расстройств аутистического спектра» наблюдаются 64 ребенка.

В условиях реабилитационного центра дети с РАС получают медицинскую реабилитацию с использованием лечебной физкультуры, ручного и аппаратного массажа, физиотерапевтического лечения, которое включает в себя и водолечение. Для оздоровления и для снятия повышенной тревожности у детей активно используются галокамера («соляная пещера») и массажные комплексы с применением метода эластичного псевдокипящего слоя.

В Ленинградской области в комплексном сопровождении детей с РАС и семей их воспитывающих активно участвуют учреждения системы социальной защиты населения – центры и отделения социального обслуживания, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям. В настоящее время 18 учреждений социальной защиты населения оказывают социальные услуги детям с РАС и их семьям.

В целях продуктивной коррекционно-образовательной деятельности, реабилитации и социализации детей с расстройством аутистического спектра в центрах реабилитации детей-инвалидов разработаны и реализуются специальные программы.

Сопровождение ребенка с РАС невозможно без поддержки семьи. В 2013 г. специалистами Реабилитационного центра для детей с органичными возможностями «Дарина» Гатчинского муниципального района для обмена опытом между родителями и оказания им психологической поддержки организован «Клуб родителей детей с РАС».

Основной целью всей проводимой работы с детьми и молодыми людьми с РАС является их максимально возможная социальная адаптация и интеграция в общество. В учреждениях соцзащиты и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи работают группы социализации, которые совместно посещают дети и родители. Основные задачи таких групп – формирование социальной мотивации, развитие у детей и взрослых коммуникативных навыков, в том числе с использованием средств дополнительной коммуникации; усвоение и закрепление правил поведения в различных социальных ситуациях; овладение приемами саморегуляции, развитие у детей произвольности,. В коррекционной работе с детьми, имеющими РАС, используется множество методов и приемов, среди них - иппотерапия, широко применяемая для социализации ребенка, развития у него координации, моторики и речевых навыков.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» создано в 2015 году, основной вид его деятельности - профессиональное обучение молодых людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, расширение возможностей их последующего трудоустройства и занятости путем развития трудовых навыков, сопровождения профессиональной ориентации.

Примером результативного сопровождения ребенка с РАС служит история выпускника Лесобиржской школы-интерната, который, имея расстройство аутистического спектра и легкую степень умственной отсталости, по окончании школы поступил на обучение в Мультицентр социальной и трудовой интеграции и успешно освоил профессию изготовителя художественных изделий из бересты.   Благодаря тесному взаимодействию учреждения с родителями молодого человека было организовано семейное предприятие по изготовлению изделий из бересты. Сегодня молодой человек вместе с родителями принимает активное участие в областных выставках и других мероприятиях, проводит мастер-классы, обучая приемам этого ремесла.

Однако, несмотря на существующую практику и имеющиеся ресурсы для сопровождения детей с РАС, в Ленинградской области остается ряд проблем и требующих решения вопросов по координации деятельности организаций системы комплексной помощи детям с РАС и их семьям; по эффективному обмену накопленным опытом, его анализу, обобщению и дальнейшему распространению; по унификации программно-методических ресурсов; совершенствованию системности и преемственности комплексной помощи, по повышению уровня информированности специалистов различных организаций и населения в вопросах оказания комплексной помощи детям РАС. Также признана необходимость увеличения числа организаций, включенных в сетевое взаимодействие.

Открытие в Ленинградской области и развитие «Регионального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС» позволит решить поставленные задачи.

 

 

Ссылка для цитирования

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика