Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Современные проблемы психологии личности: теория и практика

Издатель: Психологический институт РАО

Год издания: 2008

 

Наследие Л.И. Божович в разработке методологических основ психологического консультирования по проблемам, связанным с девиантным поведением подростков

Елизаров А.Н., кандидат психологических наук, доцент Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, Москва, Россия, psychologia@narod.ru

Рубрика: (null)

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...

Английское слово «adolescence» (юность) происходит от латинского слова adulescentia. Этим словом обозначался возрастной период от 17 до 45 и даже до 50 лет. Первоначально имелась в виду способность носить оружие. Но, видимо, со временем этот термин трансформировался и стал обозначать время поиска себя, выстраивания мировоззрения, в отличие от зрелости, олицетворяющей мудрость. Юность человека заканчивается формированием мировоззрения, которое делает человека по настоящему независимым от различного рода обстоятельств и, тем самым, самостоятельным. Поэтому проблемой является несформированность законченной формы мировоззрения у физически зрелого человека, что определяет его зависимость, незрелость.

М.Р. Гинсбург [1996, с. 55], подытоживая результаты своих исследований, приходит к выводу, что существенной характеристикой юношеского возраста является ценностное и смысловое проецирование себя в будущее, при этом значимость проблемы смысла жизни в его анализе неотделима от наличия референтных лиц по этому вопросу [см. Гинсбург, 1996, с. 30].

И.В. Дубровина [2004, с. 16] пишет, что Д.Б. Эльконин придавал в воспитании большое, даже решающее значение посреднической роли конкретного взрослого. Имеется в виду, что взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм. Иными словами, как пишет И.В. Дубровина [2004, с. 16], согласно Д.Б. Эльконину, развитие личности и индивидуальности – это опосредованный общением со взрослым процесс освоения и присвоения ребенком ценностей, форм, отношений и деятельностей исторически развивающейся культуры.

Отсюда психолога-консультанта должно интересовать, насколько родители, которые обращаются в психологическую консультацию по поводу проблем, связанных с деструктивными и затяжными родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка, способны оказывать помощь своим детям в плане формирования у них мировоззрения.

...

Литература
  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. Гинсбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дис. … докт. психол. наук. – М, 1996. – 60 с.
  4. Дубровина И.В. Даниил Борисович Эльконин и современная практическая психология образования // Мир психологии. Научно-методический журнал. – 2004. – №1(37). – С. 14 – 19.
  5. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
  6. Елизаров А.Н. Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – №4. – С. 31 – 39.
  7. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие): пер. с франц. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
  8. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ленинград, 1968. – 16 с.
  9. Леонтьев Д.А., Бузин В.Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. Научный журнал. – 1992. – №3. – С. 22 – 30.
  10. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 256 с.
  11. Мудрик А.В. Время поисков и решений или Старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990. – 189 с.
  12. Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности / Отв. ред. – А.Н. Кочергин. – Новосибирск: Изд-во Наука. Сибирское отделение, 1987. – С. 5 – 27.
  13. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 136 с.
  14. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М.: Наука, 1989. – 352 с.
  15. Скрипкина Т.П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1984. – С. 115 – 126.
  16. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
  17. De Wuffel, F.J. Attachment beyond childhood (Individual and development differences in parent-adolescent attachment relationships). – Nijmengen-Stellingen, 1986. – 109 p.
  18. Dreyfus E.A. Adolescence: Theory and experience. – Columbus (Ohio): Merrill, 1976. – 210 p.
  19. Grotevant H.D., Cooper C.R. (ed.) Adolescent Development in The Family. – San Francisco, ets.: Jossey-Bass, 1983. – 116 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика