Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Современные проблемы психологии личности: теория и практика

Издатель: Психологический институт РАО

Год издания: 2008

 

Осознаваемость мотивов как условие регуляции поведения подростков

Князюк О.В., Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, Беларусь, o_knzuk@mail.ru

Рубрика: (null)

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...

Резкая смена социальных норм и жизненных ценностей приводит людей к ожесточению в повседневной жизни, к неуклонному росту агрессивных проявлений, особенно среди подростков. Проявляясь в правонарушениях, которые влекут за собой уголовную ответственность (убийство, изнасилование, разбой, ограбление и т.д.) деструктивное  поведение представляет собой действия субъекта, направленные на разрушение, причинение вреда имуществу или жизни других людей и себя, сопровождающиеся жестокостью и агрессией. Важно подчеркнуть, что данное поведение подростков обусловлено не только негативными факторами социальной среды, но и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних, определяющими специфику реагирования на разные жизненные ситуации.

При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. «Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий» [4, с. 3]. Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей цели и мотивационно не санкционирует ее. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.

Не менее интересна точка зрения заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.

...

Литература
  1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
  2. Братусь, Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности//Вопросы психологии. – 2004. - №4. – С.102-112
  3. Забродин, Ю.М., Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека// Вопросы психологии. – 1989. - №6 – с100-108
  4. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. - №1. – С.60-71
  5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Питер, 2004. – 509 с.
  6. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – 512 с.
  7. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.:Изд-во Московского университета 1993. – 304 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика