Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Современные проблемы психологии личности: теория и практика

Издатель: Психологический институт РАО

Год издания: 2008

 

О механизме, составлящем "внутреннюю логику" развития личности в периоды взрослости

Салихова Н.Р., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института педагогики и психологии Казанского университета, Казань, Россия, Nailya.Salihova@ksu.ru

Рубрика: (null)

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...

Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства обнаруживает возрастную специфику [7]. Зафиксировано преобладание барьерных зон в юности, что отражает специфику внутренней позиции человека в начале взрослой жизни, связанную с расширением, завоеванием и освоением социального пространства. В ранней взрослости происходит повышение реализуемости, а в периоды средней взрослости зафиксирована разнонаправленная динамика, зависящая от социокультурных и профессионально-деятельностных детерминант [12].

С изменениями внутренней позиции человека в системе жизненных отношений можно связать и обнаруженный нами факт изменения рельефа жизненного пространства внутри одного возрастного периода в зависимости от фазы развития личности в рамках стабильной социальной ситуации развития [7]. Так, после вхождения в новую социальную ситуацию развития преобладают барьерные смысловые типы ценностей, а в рамках освоеннойреализуемые. Но несмотря на то, что актуально человек еще может продолжать находиться в рамках освоенной социальной общности, подготовка к выходу из нее и ориентация в своем внутреннем переживании на будущую перспективу, переход в новые социальные общности, для которых человек еще «не родился» [13] и степень освоенности которых еще минимальна, также проявляется в преобладании барьерной и понижении реализуемой составляющей в процессах смыслообразования. Это означает, что конструкт барьерности-реализуемости схватывает те аспекты внутренней позиции личности, которые составляют ее субъективно переживаемую сторону, отражающую степень освоенности ею жизненного пространства.

...

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
  3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
  5. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2005. – С. 36-49.
  6. Лэнгле Л. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. – С. 3-21.
  7. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. – Казань: Издательский центр КГУ, 2005.
  8. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Издательство ТулГУ, 2006. – С.149-165.
  9. Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и защитных механизмов личности // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 7 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Издательство ТулГУ, 2006. – С.163-179.
  10. Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и когнитивных стилей // Поверх барьеров: человек, текст, общение: Тезисы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М: Смысл, 2006. – С. 101-103.
  11. Салихова Н.Р., Закиева Г.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей в связи с личностным выбором в юности // «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Материалы I Всероссийской конференции, 29 июня – 1 июля 2007 г. – Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. – С. 383-385.
  12. Салихова Н.Р. Специфика типов смыслообразования в контексте личностных ценностей и в связи с особенностями профессии // Психологические исследования личности и ее ценностного мира в современном российском обществе. Сборник научных трудов / Ред.-сост. И.М.Городецкая / Отв. ред. Б.С.Алишев, А.Л.Журавлев, М.Г.Рогов. – Казань: КГТУ, 2007. – С. 177-184
  13. Слободчиков В.И., Цукерман Е.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996, № 5. – С. 38-50.
  14. Emmons, Robert A. The Psychology of Ultimate Concerns: Motivation and Spiritually in Personality. – New York; London: The Guilford Press, 1999.
  15. Nuttin Joseph. Motivation, planning and action: a relation theory of behaviour dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика