Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2226-5708

ISSN (online): 2312-0754

Издается с 2011 года

Периодичность: 2 раза в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная компетентность нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде 1168

Гаврилушкина О.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, olpega@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования социального взаимодействия современных дошкольников и младших школьников разных категорий: с нормальным интеллектом, задержкой психического развития и умственной отсталостью, а также младших школьников (по 50 человек). Было выдвинуто предположение, что социокультурная ситуация является депривационной с точки зрения развития у современных детей социальной компетентности. Экспериментально исследовалось взаимодействие детей в коммуникативно-деятельностных ситуациях. Выявлены основные трудности, которые в различной степени проявляются в овладении совместной деятельностью у всех детей перечисленных категорий. Наиболее типичными являются: слабое осознание общности цели и зависимости своих действий от действий другого, отсутствие распределения и планирования действий, низкий уровень программирования собственных действий и понимания программы действий партнера, недостаточность произвольности и регулирующей роли диалога и пр. С целью развития социальной компетентности современных детей в образовательном процессе должны быть созданы психолого-педагогические условия для овладения инструментарием совместной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Преобразования экономического и политического государственного устройства в нашей стране привели к радикальной «ломке» общественного сознания, общест­венных отношений и социокультурной ситуации. На выездном заседании Президи­ума РАО Д.И. Фельдштейн выступил с докладом, в котором дал подробный анализ социально-психологической сферы жизнедеятельности современного человека и ус­ловий значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Он выделил области развития современного ребенка, которые находятся в зоне особого социального ри­ска: «…имеется неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который под­крепляется ослаблением многих факторов, обладающих противодействием нараста­ющим негативным влияниям (курсив. — Д.Ф.), «…отмечается недостаточность соци­альной компетентности 25 % детей младшего школьного возраста, их беспомощ­ность в отношениях со сверстниками, неспособность решать простейшие конфлик­ты, «…неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей,… рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности…»
Литература
  1. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у до­школьников. М., 2006.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь //Избранные психологические исследова­ния. М., 1956.
  3. Гаврилушкина О.П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников при ин­теллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. 2007. № 5.
  4. Гаврилушкина О.П. Социальное взаимодействие современных дошкольников и проблема нклюзивного и интегрированного обучения // Материалы городской меж­вузовской научно-практической конференции «Равные возможности — новые пер­спективы». М., 2010.
  5. Заречная А.А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошколь­ного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием // Психо­логическая наука и образование. 2009. № 5.
  6. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студен­тов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. М., 1977.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
  8. Казаковская В.В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге: вопросно-от­ветные комплексы / Ребенок как партнер в диалоге. СПб., 2004.
  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
  10. Коломинский Я.Л., ЖизневскийБ.П. Социально-психологический анализ кон­фликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
  12. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе. М., 2003.
  13. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2010. № 5.
  14. Перре­Клермо А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. Пер с фр. М., 1991.
  15. Piaget J. Psychology et pedagogie. Paris, 1969.
  16. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психоло­гии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
  17. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.
  18. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических ис­следований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / До­клад на выездном заседании президиума РАО 19.04.2010 г.
  19. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., 1999.
  20. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. СПб., 2004.
  21. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. докт. дисс. М., 1992.
  22. Юрьева Н.М. Типы диалогического общения детей-дошкольников в совмест­ной деятельности // Речевое и психологическое развитие дошкольников. М., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика