Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2226-5708

ISSN (online): 2312-0754

Издается с 2011 года

Периодичность: 2 раза в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психофизиологические показатели как маркеры школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах ее формирования 2075

Давыдова Н.С., кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Восточно-Сибирской государственной академии образования

Аннотация

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ на всех этапах образовательного процесса характеризуется участием в нем специалистов в области психологии, дефектологии, врачей;психиатров, врачей;невропатологов и других представителей, имеющих в основном узкую специализацию. Между тем профилактика, диагностика и коррекция некоторых состояний здоровья детей с ОВЗ, в том числе и школьной дезадаптации, требует использования в их проведении методик, в основе которых лежат универсальные механизмы ответной реакции организма на многочисленные провоцирующие факторы окружающей среды. Целью настоящего сообщения является обоснование использования в диагностике школьной дезадаптации методов исследования, позволяющих на ранних этапах выявить отклонения в процессе адаптации детей с ОВЗ к школе. Анализ теоретических и эмпирических исследований, проводимых по проблеме школьной дезадаптации, позволил автору акцентировать внимание на значительный диагностический потенциал общепринятых функциональных проб и физиологических показателей в корреляции с психологическими характеристиками. В связи с этим в настоящем сообщении предлагается батарея физиологических тестов, патогенетически связанных с психологическими показателями при формировании школьной дезадаптации у детей с ОВЗ. Использование предлагаемых методик позволит повысить эффективность ранней диагностики исследуемого состояния детей с ОВЗ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Принцип адаптивности образования к уровню и особенностям психофизического и личностного развития ребенка диктует современным образовательным учреждениям необходимость в максимальной степени учитывать интересы, потребности, способности ребенка к социальной среде, в которой он развивается [2]. Особую значимость данный принцип приобретает при работе с детьми, имеющими самые различные образовательные потребности.

Литература
  1. Агаджанян Н.А. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека. — М, 2004. С. 3—13.
  2. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. — 46 с.
  3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина., 2005. 477 с.
  4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: ФИС, 2007. 222 с.
  5. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний. — М., 1997. 52 с.
  6. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. — Витебск, 1995. 154 с.
  7. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Береснева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. — Л.: Медицина, Ленинград. отд., 1980. 208 с.
  8. Каплан А.Я. Вариабельность ритма сердца и характер обратной связи по результату операторской деятельности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. Т. 48 (6). С 345—350.
  9. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М., 1995.
  10. Малых Т.В., Воронина Г.А. Вариабельность сердечного ритма как индикатор функциональных состояний организма детей младшего школьного возраста // Тез. докл. IV Всерос. симп. с междунар. участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». Ижевск: Издво УдГУ, 2008. С. 195—198.
  11. Осницкий А.К., Тарасова С.Ю. Психофизиологические показатели школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2 (16).
  12. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 191 с.
  13. Функциональные системы организма: Руководство / Под ред. К.В. Судакова. — М.: Медицина, 2006. 432 с., ил.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика