Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию 2015. Том. 8, № 1. С. 119–126
ISSN:
2226-5708 / 2312-0754 (online)
Формирование профессиональной компетентности психолога средствами учебного курса «История психологии» 1073
Мазилов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, v.mazilov@yspu.org Слепко Ю.Н., кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и социальной психологии Ярослав ского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия
В статье проводится анализ возможностей использования учебного курса «История психологии» в формировании профессиональных компетенций психолога в вузе. Актуальность вопроса определяется введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 31.03.01 «Психология» и необходимостью обеспечения формирования компетенций психолога в ходе освоения учебных дисциплин. В работе описываются возможности соотнесения содержания историко-психологического знания, форм работы со студентами с конкретными компетенциями, на формирование которых направлен учебный курс «История психологии». В статье проводится методический, технологический и методологический анализ проблемы соотнесения компетенций с историко-психологическим содержанием, предлагаются возможные межпредметные связи как с обеспечивающими, так и с обеспечиваемыми дисциплинами. Результаты проведенного анализа являются важной составляющей работы по описанию внутренней архитектуры компетенций, по разработке и реализации средств их оценки, а также формированию оценочных фондов.
Активная реализация компетентностного подхода в современной
системе высшего образования является продолжением работы, начатой зарубежными
и российскими исследователями задолго до введения компетентностно
ориентированных образовательных стандартов [1; 2; 7; 8]. Несмотря на то, что с
2009 г. система образования полностью перешла на подготовку по федеральным
государственным образовательным стандартам высшего профессионального
образования, сопутствующие их внедрению проблемы до сегодняшнего дня остаются
актуальными. При этом естественное развитие системы образования и подготовка к
реализации новых стандартов высшего образования («актуализированные федеральные
государственные образовательные стандарты» (ФГОС)) [9; 10] с еще большей
остротой ставит вопрос о формах, средствах, методиках и технологиях
формирования профессиональной компетентности в вузе.
Литература
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании
профессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического
объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому
образованию. 2014. Вып. 1 (6). С. 79—86.
Мазилов В.А. Проблемы подготовки психолога в современной высшей
школе: Человеческий фактор // Социальный психолог. 2012. Вып. 2 (24).
35—42.
Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Учебно-методический комплекс по учебной
дисциплине «История психологии» для студентов направления «Психология»
(квалификация — бакалавр психологии). 2-е изд., стер. Ярославль: ЯГПУ, 2012.
78 с.
Мазилов В.А. Методологические проблемы истории психологии //
Приволжский научный вестник. 2014. № 11 (39). Ч. 2. С. 31—36.
Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344
с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 184
с.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192
с.
О федеральных государственных образовательных стандартах. Письмо
заместителя министра образования и науки Российской Федерации. 20.08.2014. №
АК2612/05 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал.
URL: http://www.garant.ru/ ( обращения 15. 03. 2015).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки
37.03.01 «Психология». Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 7 августа 2014 г. № 946. [Электронный ресурс] // Консультант плюс.
URL: http://
umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/37.03.01_psihologiya.pdf (дата
обращения 15.03.2015).
Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе.
М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. 335 с.