Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7846Ключевые слова 19097 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ

Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2226-5708

ISSN (online): 2312-0754

Издается с 2011 года

Периодичность: 2 раза в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О подготовке студентов по методологии психологии 808

Мазилов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, v.mazilov@yspu.org
Слепко Ю.Н., кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и социальной психологии Ярослав ского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

Аннотация

В статье проводится анализ возможностей методологической подготовки специалистов-психологов средствами учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии». Несмотря на то, что методологическая подготовка студентов-психологов постоянно присутствует в профессиональном образовании психолога, авторы выделяют наиболее актуальные проблемы в ней. Авторы утверждают, что ключевой проблемой методологической подготовки является понимание того, как должно быть организовано обучение студентов на уровне когнитивного содержания методологического знания. Новизна подхода состоит в предлагаемом авторами содержании новой учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», содержание которой включает наиболее актуальные проблемы современной методологии психологии. Авторы указывают, что важным условием успешного изучения методологии психологии является преемственность подготовки психолога в бакалавриате и магистратуре. Авторами предложена программа изучения дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», включающая лекционные, практические и семинарские занятия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Так, подготовка бакалавра предполагает, что методологическое знание позволит психологу глубже понять современные концепции картины мира на основе сформи­рованного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); использовать системы категорий и методов, необходи­мых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); понять средства и способы применения знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономер­ностей функционирования и развития психики (ПК-9), а также участвовать в про­ведении психологических исследований на основе применения общепрофессио­нальных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11). Конечно, формирование этих компетенций, как и любых дру­гих, пересекается с изучением других дисциплин в образовательном стандарте (об­щая психология, история психологии, психология развития и др.), однако роль именно методологической подготовки здесь крайне высока.

Литература
  1. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярослав­ского методологического семинара. Т. 1. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2003. С. 98—134.
  2. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344 с.
  3. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. 112 с.
  4. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании про­фессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объеди­нения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Выпуск № 1. (6). 2014. С. 79—86.
  5. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль: МАПН, 2004. С. 276—291.
  6.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 — Психология (квалифика­ция (степень) «магистр») / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 797.
  7.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 759.
  8.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) «бакалавр») / Приказ Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.
  9.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) «магистр») / Приказ Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 376.
  10. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  11. Юревич А.В. Методы интеграции психологического знания // Труды Яро­славского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии. Ярославль: МАПН, 2005. С. 377—397.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика