Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию 2015. Том. 9, № 2. С. 99–106
ISSN:
2226-5708 / 2312-0754 (online)
О подготовке студентов по методологии психологии 808
Мазилов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, v.mazilov@yspu.org Слепко Ю.Н., кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и социальной психологии Ярослав ского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия
В статье проводится анализ возможностей методологической подготовки специалистов-психологов средствами учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии». Несмотря на то, что методологическая подготовка студентов-психологов постоянно присутствует в профессиональном образовании психолога, авторы выделяют наиболее актуальные проблемы в ней. Авторы утверждают, что ключевой проблемой методологической подготовки является понимание того, как должно быть организовано обучение студентов на уровне когнитивного содержания методологического знания. Новизна подхода состоит в предлагаемом авторами содержании новой учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», содержание которой включает наиболее актуальные проблемы современной методологии психологии. Авторы указывают, что важным условием успешного изучения методологии психологии является преемственность подготовки психолога в бакалавриате и магистратуре. Авторами предложена программа изучения дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», включающая лекционные, практические и семинарские занятия.
Так, подготовка бакалавра предполагает, что методологическое
знание позволит психологу глубже понять современные концепции картины мира на
основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и
общественных наук, культурологии (ОК-2); использовать системы категорий и
методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях
профессиональной практики (ОК-4); понять средства и способы применения знаний
по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах
изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
(ПК-9), а также участвовать в проведении психологических исследований на
основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и
научно-практических областях психологии (ПК-11). Конечно, формирование этих
компетенций, как и любых других, пересекается с изучением других дисциплин в
образовательном стандарте (общая психология, история психологии, психология
развития и др.), однако роль именно методологической подготовки здесь крайне
высока.
Литература
Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды
Ярославского методологического семинара. Т. 1. Методология психологии.
Ярославль: МАПН, 2003. С. 98—134.
Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344
с.
Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические
проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. 112 с.
Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании
профессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического
объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому
образованию. Выпуск № 1. (6). 2014. С. 79—86.
Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии //
Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии.
Ярославль: МАПН, 2004. С. 276—291.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация
(степень) «магистр») / Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22 декабря 2009 г. № 797.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация
(степень) «бакалавр») / Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 21 декабря 2009 г. № 759.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое
образование (квалификация (степень) «бакалавр») / Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое
образование (квалификация (степень) «магистр») / Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 376.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.:
Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
Юревич А.В. Методы интеграции психологического знания // Труды
Ярославского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии. Ярославль:
МАПН, 2005. С. 377—397.