Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Способность понимать метафоры у младших школьников с типичным и отклоняющимся развитием 772

Кричевец Е.А., учитель-дефектолог ГБОУ СПО Технологический колледж № 21, kricheliz@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В нашем собственном исследовании мы попытались выявить, какие психологические переменные оказывают влияние на понимание метафор у детей младшего школьного возраста при типичном и при нарушенном развитии. Этот возраст был выбран нами не случайно, поскольку согласно данным литературы, с одной стороны, ученики начальной школы уже в целом способны понимать метафоры, хотя и делают это не всегда осознанно (Алексеев, 2001), а с другой – в этом возрасте происходит интенсивное развитие метафорических способностей (Николаенко, 2001).

Нашими испытуемыми были 128 младших школьников – 40 типично развивающихся детей, 48 детей с ЗПР и 40 детей с аутизмом. Все обследованные нами дети обладали нормальным интеллектом. Средний возраст детей составил 9 лет 3 мес. (от 6 лет 2 мес. до 12 лет 1 мес.), различий по возрасту (ANOVA), между группами не выявлено.

Мы выдвинули следующую гипотезу: у детей младшего школьного возраста способность понимать метафоры будет связана с рядом психологических переменных, а именно – с уровнем развития интеллекта, речи и зрительных предметных представлений; однако у детей с типичным развитием, с ЗПР и с аутизмом преимущественное значение будут иметь разные переменные.

Литература
  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  2. Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8 – 10 лет // Вопросы психологии. 2001. № 1.
  3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. - М.: Академия, 2003.
  5. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990.
  6. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988.
  7. Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Метафора в лексиконе школьника // Материалы конференции «Изменяющийся языковой мир». Пермь, 2001 (использован материал с сайта: http://language.psu.ru)
  8. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
  9. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
  10. Николаенко Н.Н. Метафорическое мышление у здоровых детей и больных аутизмом как показатель межполушарного взаимодействия //Доклады академии наук, т. 379, №5, 2001, С. 705 -707.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  12. Петров В.В. Понимание метафор: на пути к общей модели // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988.
  13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - Спб.: Ленато, 1998. 
  14. Тришкина О.В. Метафора: функционирование и когнитивное значение // Вестник ДГТУ, 2005. Т. 5. № 1 (23).
  15. Якобсон Р.О. Два вида афатических нарушений и два полюса языка // Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. - М.: Гнозис, 1996.
  16. Paivio A., Walsh M. Psychological Processes in Metaphor Comprehension and Memory - In: Metaphor and Thought / Ed. Ortony A. Cambridge University Press, 1993.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика