Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Формирование лексико-семантического понимания и эмоционального восприятия текста у аутичных детей 1018

Кучаева С.В., Москва, Россия
Свободина И.Е., Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нарушения  речи при аутизме могут носить разнообразный характер.

В тех случаях, когда дети владеют речью, она кажется очень необычной и отмечена рядом характерных нарушений. Считается, что специфическим для аутизма являются следующие речевые расстройства (Гилберт, Питерс, 2002): эхолалии, неправильное использование личных местоимений, своеобразная интонация, отсутствие попыток компенсировать речевые проблемы с помощью невербальных средств коммуникации, таких как мимика, жесты и т.д., также отмечаются трудности построения высказываний.

У тех детей, которые сохранили неплохой интеллектуальный потенциал, понимание речи может быть достаточно хорошим. Однако оценка уровня понимания обращенной речи затруднена, принимая во внимание трудности к установлению контактов.  Нужно отметить  также, что собственная речь детей – аутистов часто имеет незначительную коммуникативную ценность.

Английский психолог австрийского происхождения Frith U. (Frith, 1989), указывает на то, что трудности в речевой сфере связаны не с фонетическим и синтаксическим, а семантическим уровнем, который обеспечивает способность понимать и придавать смысл речи, и с уровнем прагматики, связанным с возможностью использовать речь в коммуникативных целях.                       

Подобные нарушения, безусловно, представляют собой большую проблему, требующую решения, поскольку снижают и без того ограниченные коммуникативные возможности аутичного ребенка и, как следствие этого, его адаптации в современном обществе.

Названные нами нарушения, присущие аутичным детям, затрудняют их  эмоциональное развитие, коммуникацию,  и, как следствие, социализацию и обучение (Баенская, Либлинг, 2001), (Башина, 1993), (Лебединский, Никольская, Баенская, Либлинг, 1990), (Питерс, 2002). В процессе нашей многолетней работы мы накопили опыт по преодолению этих проблем у аутичных детей третьей и четвертой групп, по классификации Никольской О.С. (Никольская, Баенская, Либлинг, 2007). В этой статье подробно опишем, как мы формируем лексико-семантического и эмоционального восприятия у этих детей на уроках чтения.

    

Литература
  1. Баенская Е.Р. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (РДА) / Специальная дошкольная педагогика. Учебн. глава под ред. Стребелевой Е.А. - М.: Академия, 2001.
  2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. - М.: Полиграф, 2001.
  3. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993.
  4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
  5. Гуси-лебеди. Русская народная сказка. - М.: Детская литература, 2005.
  6. Кодзасов С.В. Комбинированная модель фразовой просодии // Просодический строй русской речи. - М., 1996.
  7. Кодзасов С.В. Уровни, единицы и процессы в интонации // Проблемы фонетики. Вып. 3. - М., 1999.
  8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1990.
  9. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М., 2002.
  10. Манелис Н.Г., Меликян Н.В., Ахутина Т.В. Особенности грамматической структуры речи у детей с ранним детским аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2005. - №  4.
  11. Мейер О.А. О некоторых интонационных особенностях речи детей с нарушениями психического развития // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - № 2.
  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003.
  13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. (Особый ребенок). - М.: Теревинф, 2007.
  14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
  15. Свободина И.Е. Метод изучения слов с непроверяемыми орфограммами // Школа здоровья. - 2004. - № 1.
  16. Федоренко И.Т.  Зрительные диктанты. - М.: Восход, 2001.
  17. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Береславская М.И., Подойникова Г.А. Преодоление трудностей при обучении чтению // Школа здоровья. -  2006. - № 1.
  18.  Frith U. Autism. Explaning the enigma. - Oxford.: Basic Blackwell, 1989.
  19.  Ferrari P. L autisme infantile. – Presses Universitairies de Franct-PUF / Paris, 4e ed. 2004.
  20. Hobson R.P. Beyond Cognition: A Theory of Autism / in. Autism, Nature, Diagnosis & Treatment / Ed. by G. Dawson.  -N.Y.-L.: The Guilford press, 1989.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика