Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Исследование способности детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния 926

Манелис Н.Г., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, n.manelis@gmail.com
Медведовская Т.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, medved-0809@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Как уже не раз бывало в психологии, пониманию механизмов  каких-то явлений способствуют исследования их нарушений. Данный случай не стал исключением, и вся история изучения вопроса, касающегося «модели психического», тесно связана с проблемой аутизма. Если проанализировать диагностические критерии аутизма, то можно сказать, что неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию, отсутствие социо-эмоциональной зависимости (что проявляется нарушенной реакцией на других людей), отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, отсутствие  общих интересов с другими людьми так или иначе перекликается с  тем, о чем говорилось выше.

Действительно, после того как были созданы тесты, позволяющие оценить способность понимания ментальных состояний, было показано, что дети аутисты значительно отстают как от своих здоровых сверстников, так и от детей с умственной отсталостью, достигших определенного ментального возраста. Это позволило ряду авторов, выдвинуть предположение о том, что именно отсутствие модели психического лежит в основе аутистического расстройства (Baron-Cohen, 1995; Baron-Cohen, 1993; Baron-Cohen, 2000; Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1985; Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1986; Baron-Cohen, 1989; Frith, 1989; Frith, 1992; Gopnik, Capps, Meltzoff, 2000; Happe, 1994; Happe, Frith, 1995; Lempers, Flavell, Flavell, 1977; Leslie, 1999; Perner, 1991).

Литература
  1. Брушлинский А.В.. Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии. В кн. «Ментальная репрезентация: динамика и структура».  Изд. «Институт психологии РАН» М.1998
  2. Манелис Н.Г. «Развитие представлений о ментальных состояниях в онтогенезе». Школа здоровья – М.. 2004. №4.
  3. Манелис Н.Г. «Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями». Дисс-я на соискание ученой степени канд. пс. наук. 1999.
  4. Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge. MA: MIT Press. 1995.
  5. Baron-Cohen S. From attention-goal psychology to belief-desire psychology: the development of a theory of mind. and its dysfunction. Understanding other minds. Perspectives from autism. Oxford University Press 1993. P.59-82.
  6. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg. D. Cohen (Eds) Oxford University Press. 2000. P. 3-20.
  7. Baron-Cohen S.. Leslie A.. Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. 21. 1985.
  8. Baron-Cohen S.. Leslie A.. Frith U. Mechanical. behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children. The British Journal of Developmental Psychology. vol. 4. № 2. 1986. P. 113-126.
  9. Baron-Cohen. S. «Are the autistic children behaviorists? An examination of their mental-physical and appearance-reality distinctions». Journal of autism and development disorders. 19. 1989. P. 579-600.
  10. Estes D.. Wellman H. M. and Wooley J. D. Children’s understanding of mental phenomena. In Advances in child development and behavior (ed. H. Reese). Academic Press. New York. 1989.
  11. Flavell J., Green F. and Flavell E. Development of knowledge about the appearance-reality distinction. Monographs of the society for research in child development 51. 1986.
  12. Frith U. Autism: explaining the enigma. Blackwell. 1989.
  13. Frith U. Cognitive development and cognitive deficit // The Psychologist. 1992. 5. 13-19.
  14. Gopnik А., Capps L.. Meltzoff A.. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg. D. Cohen (Eds) Oxford University Press. 2000. P. 50-72.
  15. Happe F. Autism and introduction to psychological theory. UCL Press Limited. 1994.
  16. Happe F.. Frith U. Theory of mind in autism. Learning and cognition in autism. Plenum Press. NY and London 1995.
  17. Harris P. L.. Brown E.. Marriot C.. Whithall S.. and Harmer S. Monsters. ghosts and witches: testing the limits of the fantasy-rality distinction in young children. British journal of development psychology. 9. 1991. P. 105-23.
  18. Howlin P. Baron-Cohen S. Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read. A practical guide for teachers and parents. 1999.
  19. Lempers. J.D.. Flavell. E.R.. and Flavell. J.H. The development in very young children of tacit knowledge concerning visual perception. Genetic Psychology Monographs. 95. 1977. P. 3-53.
  20. Leslie A.M. Theory of mind as a mechanism of selective attention // The New Cognitive Neuroscience. 2nd Edition. Gazzaniga M. (Ed). Cambridge. MA: MIT Press. 1999. P. 1235-1247.
  21. Lohman Y.. Tomasello M. The role of language in the development of false belief understanding: a training study. J. Child development V. 74, 1993. № 4.
  22. Masur E.F. Gestural development. dual directional signaling. and the transition to words. In Journal of psycholiguistic research. 12. 1983. P. 93-109.
  23. McGurk H. «Visual perception in young infants». In «Early cognitive development». London 1974. P. 111-128.
  24. Meltzoff. A.N. «Elements of a developmental theory of imitation». In «The imitative mind: development. evolution. and brain bases». edited by A.N. Meltzoff and W. Prinz. Camrige University Press 2002. P. 19-42.
  25. Meltzoff. A.N. and Moore. M.K.. Imitation of facial and manual gestures by human neonates. Science. 198. 1977. P. 75-78.
  26. Meltzoff. A.N.and Moore. M.K.. Newborn infants imitate adult facial gestures. Child Development. 54. 1983. P. 702-709.
  27. Mundy P.. Sigman M. and Kasari C. Theory of mind and joint attention in autism. In Understanding other minds: Perspectives from autism. (eds. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg and D. Cohen).  Oxford University Press 1993. P. 181-204.
  28. Papousek H.. and Papousek M. Early ontogeny of human social interaction: its biological roots and social dimensions. In Human etology: claims and limits of a new discipline. ed. M. von Cranach et al. Cambridge University Press. 1979.
  29. Perner J. Understanding the Representational Mind. 1991
  30. Premack D.. Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. V. 1. p. 515 – 526.
  31. Reese H.W. Lipsitt L.P. Experimental child psychology. NY London 1970.
  32. Ruffman T.. Olson D.R.. Ash T.. Keenan T. The ABCs of Deception: do young children understand deception in the same way as adults? Developmental Psychology. Vol. 29. No. 1. 74-87. 1993.
  33. Russell J.. Mauthner N.. Sharpe S.. Tidswell T.. The “windows” task as measure of strategic deception in preschoolers and autistic subjects // British Journal of Developmental Psychology. 1991. V. 9. p. 331-349.
  34. Tager-Flusberg H. What language reveals about the understanding of minds in children with autism. Understanding other minds. Perspectives from autism. Oxford University Press 1993. P.138-157.
  35. Wellman H.  Early understanding of mind: normal case. Understanding other minds. Perspectives from autism. Oxford University Press 1993. P. 11-39.
  36. Wellman H.M. and Estes D. Early understanding of mental entities: a reezamination of childhood realism. Child development. 57. 1986. P. 910-23.
  37. Wellman H.M.. Lagattuta K.H. Developing understanding of mind // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience Second Edition. S. Baron-Cohen. H. Tager-Flusberg. D. Cohen (Eds) Oxford University Press. 2000. P. 21-49.
  38. Wimmer H.. Perner J.. Beliefs about beliefs: Representational and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. V. 13. p. 103-128.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика