Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Преодоление установки жертвы как одно из условий повышения качества жизни социально незащищенных лиц молодого возраста 1538

Пономаренко А.А., генеральный директор, Международного научного общества психологической помощи населению и профилактики старения, Москва, Россия, msk.ponomarenko@gmail.com
Полный текст

Экономические и социальные реформы в России, осуществляемые в последние десятилетия, изменили структуру российского общества и привели к снижению такого показателя, как качество жизни населения [О.А.Ковынева, 2006]. В настоящее время в науке преобладают два основных направления исследования качества жизни: объективного и субъективного, которые ориентированы на изучении качества жизни общества и личности, соответственно. В современной зарубежной и отечественной науке уже не отрицается тот факт, что в понятие «качество жизни» входит психологический аспект [И.В. Полушкина, 2008]. Не подлежит сомнению взаимосвязь качества жизни с уровнем стресса, экстернальностью-интернальностью, социальной поддержкой, депрессией, ролевым соответствием, тревожностью (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Зараковский). Качество жизни также определяется структурой ценностей личности, социальной активностью, мотивацией достижений, наличием жизненных целей, копинг- стратегиями, и т.д.(О.В. Кобзева, Е.Ф. Рыбалко и др.).

В последнее время все чаще используется подход к изучению субъективного качества жизни на основе концепции психологических отношений (М.Е. Бурно, В.А. Непомнящая, Е.А.Угланова, и др.). Особенно уязвимыми в этом плане оказались такие категории как многодетные, неполные, социально-незащищенные семьи, безработные с маленькими детьми, инвалиды, сироты, и т.п. Государственная политика направлена на усиление социальной и материальной помощи людям вышеназванных категорий. Однако, по мнению специалистов, подобного рода помощь вовсе не способствует повышению качества жизни, а превращается, порой, в «медвежью услугу». Благодаря повышенному вниманию и опеке, у социально незащищенных групп людей формируется осознание себя в особом положении, и не просто положении пострадавшего, а положении жертвы [М.А. Одинцова, 2010].

На латыни «жертва» – victimа, отсюда понятие «виктимность», которое в научной литературе интерпретируется как достаточно устойчивое личностное качество, или склонность индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения. Считается, что жертвой являются носители пораженческой психологии, инфантильности, иждивенчества, неконструктивных стратегий преодоления (В. Ротенберг, Е.Ф. Рыбалко и др.). Как личностное свойство, виктимность проявляется у людей в виде неспособности и нежелания отстаивать собственную позицию, брать на себя ответственность за принятие решений. Отсутствие ответственности – одна из важнейших характеристик жертвы [М.А. Одинцова, 2010]. В.С. Мухина считает, что жертвой принято называть человека, который отдает ответственность за себя и контроль над своей жизнью обстоятельствам или другим людям [В.С. Мухина, 1993]. В связи с этим в психологии закрепилось понятие «установка жертвы». Под установкой жертвы понимается «специфическая форма социальной установки, в основе которой лежит тенденция к инфантилизации, иждивенческая направленность, стремление к пассивной, выгодной адаптации в среде с использованием неконструктивных стратегий, препятствующих и затягивающих преодоление трудных жизненных ситуаций» [М.А.Одинцова, 2007, с. 6].

Успешность преодоления трудных ситуаций напрямую зависит от наличия такой личностной характеристики человека, как преодолевающее (копинг) поведение, которое в широком смысле рассматривается как адаптивное совладающее поведение, или психологическое преодоление [О.В.Кобзева, 2011]. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше научить человека адаптироваться к требованиям ситуации и нейтрализовать стрессовое действие (Т.Л.Крюкова, С.К.Нартова-Бочавер, и др.). Соответственно, главная задача преодолевающего поведения – это обеспечение и поддержание социального благополучия человека, а также его физического и психического здоровья (Т.Л.Крюкова, И.В. Дубровина), что теснейшим образом связано с показателями качества жизни. Особенно важно научится конструктивному преодолевающему поведению молодым людям с установкой на поведение жертвы. В связи с этим, нами было организовано и проведено исследование особенностей преодолевающих стратегий поведения виктимных лиц молодого возраста. Мы предположили, что преодоление установки жертвы является одним из условий повышения качества жизни социально незащищенных лиц. В исследовании приняли участие группа юношей и девушек (N=72), которая предварительно при помощи кластерного анализа была разделена на две с условными наименованиями: «виктимные» (N=26) и «невиктимные» (N=46). Для выявления специфики преодолевающих стратегий поведения были использованы опросники: «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова. 1996), «Уровень выраженности инфантилизма» (А.А. Серегина, 2006), «Ролевая виктимность» (М.А. Одинцова, Н.П.Радчикова, 2012). Проведенный корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона показал, что чем выше уровень виктимности, тем выше способность личности к импульсивным действиям и поступкам (r=0,27); к избеганию (r=0,40); манипуляциям (r=0,37); асоциальным действиям (r=0,37); агрессивным действиям (r=0,36). Далее было выявлено, что чем выше стремление 48 молодых людей к социальной поддержке, тем более ярко выражена психоэмоциональная симптоматика (r=0,33), что выражается в нарушении сна, беспредметном беспокойстве, и т.п. Стремление к социальной поддержке находится в отрицательной взаимосвязи с самооценкой здоровья (r=-0,30). Чем выше стремление виктимных молодых людей к социальной поддержке, тем ниже субъективная оценка состояния здоровья. Возможно, это связано с определенными действиями по привлечению социальной поддержки виктимными молодыми людьми, что подтвердил некогда в своих работах еще А.Адлер [А.Адлер, 1997]. Однако, данное предположение требует дополнительных исследований.

Таким образом, группа виктимных молодых людей отличаются от невиктимных более частым использованием неконструктивных или частично конструктивных копинг-стратегий, что приводит к тому, что сумма когнитивных и поведенческих усилий, направленная на преодоление трудной ситуации, не приводит к желаемым результатам. Для преодоления установки «жертва» и обучения навыкам преодолевающего поведения, необходимы системные сопровождающие занятия, затрагивающие когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий компоненты виктимной личности. Занятия должны быть направлены на развитие самостоятельности, ответственности за собственные поступки, формирование позитивного восприятия себя и своих возможностей.

Сегодня для социально незащищенных молодых людей, как правило, применяется два способа сопровождения: экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в организации временного проживания, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), и социально-профессиональное сопровождение. Несколько в стороне остается такой тип помощи, как психологическое сопровождение. В данной работе хотелось бы остановиться именно на этом аспекте. Возникают ситуации, когда для выхода из трудной ситуации уже невозможно применять привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную подготовку, призыв взять себя в руки. Чтобы вернуть человека к жизни, помочь ему справиться с трудной ситуацией, необходима специальная работа по обретению им ответственности за себя и свой образ жизни, формирование позиции «я – хозяин своей жизни и ее творец». Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социально-психологическое сопровождение личности [В.С.Мухина, 1997; Н.Г. Осухова, 2006]. Сопровождение есть содействие, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. «Сопровождать, – написано в Толковом словаре русского языка – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Успешно организованное психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку выйти из «зоны комфорта» и войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [В.С. Мухина, 1997]. Основной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к развитию собственных ресурсов, для преодоления трудной ситуации, к самопомощи. Можно сказать, что в процессе психологического сопровождения создаются условия и оказывается необходимая и достаточная (но не избыточная) поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я сам могу справиться со своими жизненными трудностями». В программе психологического сопровождения можно выделить следующие три блока: 

  1. Диагностический. При психологическом сопровождении диагностика рассматривается как совместное познание особенностей взаимоотношений виктимной личности с социальным окружением. Структура диагностического блока следующая: диагностика-самопознание-принятие решения об изменении – позитивное развитие личности [Н.Г. Осухова, 2006]. Через самопознание развивается эмоциональный компонент. Самопознание как процесс проявляется в самоуважении и принятии себя, в формировании от отдельных ситуативных образов и расплывчатых представлений к более или менее целостному понятию о себе. Через самопознание происходит развитие и когнитивного компонента – представление о себе как о личности в процессе общения с другими людьми.
  2. Консультативный блок направлен на отбор методик, оказание психологической помощи, а также на создание образа желаемого будущего. Это развитие когнитивного, эмоционального, мотивационно-целевого и волевого компонентов.
  3. Коррекционно-развивающий блок направлен на создание условий для развития поведенческого компонента виктимной личности, отработка навыков новых моделей поведения и реагирования на ситуацию на тренингах, практических занятиях.

В настоящее время наши социально-психологические службы недостаточно внимания уделяют психологическому сопровождению, ориентируясь в большей степени на социальную и материальную помощь. Идеальная система психологического сопровождения должна быть гибкой и не абсолютизировать приоритет какой-либо одной услуги.

Различные благотворительные фонды и НКО также стараются проводить разовые, красочные мероприятия, которые практически не затрагивают эмоциональную и поведенческую сферу социально незащищенных молодых людей.

Следует обратить внимание на доступность психологической помощи для данной категории населения. К сожалению, не все дети и молодые люди уязвимых категорий хорошо информированы о различных телефонах доверия, кризисных центрах, дающих бесплатные консультации.

Для эффективного сопровождения молодых людей уязвимых категорий в различных условиях социализации необходимо обеспечить доступность психологических, психолого-педагогических услуг, проводить индивидуальные консультации, а также системные занятия, затрагивающие эмоциональную, поведенческую, когнитивную сферы, и направленные на приобретение навыков конструктивного преодолевающего поведения, поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

Для разработки системных программ можно активно привлекать различные НКО и благотворительные фонды, которые обладают необходимыми ресурсами. А государство может взять на себя функции контроля и оценки эффективности программ по четко разработанным критериям.

Таким образом, преодоление установки жертвы является одним из условий повышения качества жизни социально незащищенных лиц молодого возраста. Это возможно при наличии психологического сопровождения и обучения лиц из уязвимых категорий навыкам конструктивного преодолевающего поведения. Конструктивное преодолевающее поведение предполагает активность, осмысленность своей деятельности, упорство закончить начатые дела, принятие себя, ответственность. Процессом негативных переживаний можно и нужно управлять (направлять, обеспечивать благоприятные для 50 него условия), что приводит к росту и совершенствованию личности и предотвращает ее развитие по социально неприемлемому пути жертвы.

 

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПБ.: Академический проект, 1997.
  2. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте // Вестник науки ТГУ. - 2011. - №3(6).- С. 155-158.
  3. Ковынѐва О.А. Управление качеством жизни населения. Тамбов.: ТГТУ, 2006.
  4. Мухина В.С. Возможность возникновения комплекса «жертвы» у пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших. Минск, 1993.
  5. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Горяниной. М.: ИРЛ РАО, 1997.
  6. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы» или немного о великой манипуляции. М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
  7. Осухова Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи // Развитие личности. - 2006. - №3. - С. 152-156.
  8. Полушкина И.В. Влияние трудовой занятости на качество жизни. Материалы 7-й международной конференции «Потенциал личности: комплексная проблема». Тамбов.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика