Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20535 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Эколого - динамический подход как методологическое основание к психологическому сопровождению замещающей семьи 1028

Ослон В.Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, osl-veronika@yandex.ru
Полный текст

В настоящее время в кругу проблем психологии развития все большую актуальность приобретает разработка теоретико-методологических основ концепции и практики психологического сопровождения становления и развития семьи с приемным ребенком. Это обусловлено необходимостью решения важнейшей методологической задачи: разработка научно обоснованной теоретико-методологической модели психологического сопровождения замещающей семьи, учитывающей всю сложность и динамичность процессов ее становления и развития, а так же влияние на данные процессы изменяющихся социальных контекстов.

Однако, само понятие «психологическое сопровождение» досих пор остается недостаточно оформленным и расплывчатым [1]. Теоретическиеосновы практики психологического сопровождения, заложенные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Петровского, развитые в более 250 диссертациях, защищенных в последнее десятилетие, не привели исследователей к согласию в определении предмета, целей и задач психологического сопровождения. Недостаточная сформированность данной смысловой категории в значительной степени затрудняет осмысление на концептуальном уровне эмпирических результатов практики сопровождения.

Анализ доступной нам литературы позволил выделить более 50 определений данного термина. Их можно классифицировать по разным основаниям. На основании:

  1. Характера отношений между сопровождающим и сопровождаемым, уровень активности сопровождаемого: воздействие (Б.Ф.Ломов, Н.Набойченко); поддержка (Н.Г. Осухова, М.В. Абрамова); особого рода бытийные отношения (В.И. Слободчиков, С.С. Хоружий); способ вооружения субъекта (Г.А. Берулава, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, Е.В.Сидоренко, О.В.Соколова, Н.Л. Коноваленко и др).;
  2. Уровня организации сопровождения: метод (Н.С. Глуханюк); технология (Н.А. Жилина), система профессиональной деятельности (Н.Л. Васильева, Н.В.Калинина), система мероприятий (В.Г. Белов); комплекс мер (Т. Яничева), специально организованный процесс (М.В. Ермолаева);
  3. Направленности: на «коррекцию» (В.Г. Белов, Н. Набойченко); на ресурсы - внутренний потенциал личности (Н.Л.Васильева, Н.В.Калинина).

Часть исследователей подчеркивает процессуальность характера сопровождения (В.И. Слободчиков, С.С. Хоружий, Н.Г.Осухова, Н.Л. Васильева).

Делается попытка определить содержание сопровождения, выделить его предмет. В качестве такого предмета определяются: эмоциональные потребности личности на каждом этапе онтогенеза (Н.Л. Васильева); особые отношения участников образовательной среды (Н.В. Калинина) микросоциальные составляющие формирующего пространства: семья, родственники, близкое окружение (Н. Набойченко), система мотивов, личностно-значимых целей и ценностей (М.В. Ермолаева). Выделяются уровни, на которых осуществляется сопровождение: психофизиологический, индивидуально- психологический, личностный, микрогрупповой, социальный уровень (В.Г. Белов).

Чаще всего исследователи отмечают, что процесс сопровождения пролонгирован и ограничен хронологическими, пространственными рамками. Этими рамками могут быть конкретные этапы онтогенеза (М.В.Ермолаева); кризисные периоды сопровождаемого (Н. Г. Осухова); периоды его жизненного выбора (Н.С. Глуханюк), бытие в определенном пространстве, в основном, образовательном (Н.В.Калинина, М.Р. Битянова, Ю.В. Слюсарев, Г.Л. Бардиер, А.В. Волосников, А.А. Деркач, В.С. Мухина и др.). 

Теоретический анализ современных концепций в области психологического сопровождения показал, что в настоящее время для отечественной психологии характерно смещение акцентов с психологии теоретической и экспериментальной на психологию практической помощи [2]. Активно идет разработка методологических основ данной практики и их эмпирической верификации. В отечественной психологии периодически появляются теоретические конструкты, в рамках которых делается попытка синтезировать науку и практику. К ним можно отнести: организм, где практический опыт составляет основу всякой научной операции (Л.С. Выготский, 1982), «форма духовного производства, которая вырабатывает и предлагает практике теоретически обоснованные идеальные планы и программы деятельности, независимо от того, выражены ли они в форме теоретических конструкций фундаментальной науки или в инженерно- конструктивных схемах» (Т.И.Юдин, 1978), «психотехническая система» как «специфический «организм», включающий в себя психологическую теорию и практический метод (Ф.Е. Василюк, 1992), «теория практики», где под теорией понимается «внутренне содержательная группа верифицируемых концепций» (Л.О. Гулина, 2001).

Началась разработка глобальных концепций психологического сопровождения онтогенеза. К ним можно отнести концепцию психолого-социального сопровождения «личностного развития на всех этапах онтогенеза» Н.Л. Васильевой (Н.Л. Васильева).

Сегодня можно выделить пять отечественных концептуально-методологических подходов к сопровождению: «компетентностный» (Н.В. Калинина, 2006); «психоаналитический» (Н.Л. Васильева, 2007); «моделирующий» («через моделирование и практическое преобразование формирующего пространства», Н.С. Набойченко, 2009), «психолого-акмеологический» (В.Г. Белов, 2010) и «субъектный» (М.В. Ермолаева, 2010). Эти подходы разработаны относительно психологического сопровождения личностного развития различных категорий населения: пожилые люди, школьники, подростки с делинквентным поведением, дети и подростки с атипичными особенностями внешности, дети и подростки, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья. В зарубежной практике российское понятие «психологическое сопровождение» по своей сути идентично определению «психологическая поддержка». В научных исследованиях также делается попытка определения (T. Canavanetal., 2000) интегративной сущности теории и практики. При этом теоретические предпочтения не выходят за пределы западных классических теорий развития, чаще всего психодинамической и теории социального научения (J. Barrett,2003; C. Seden, 2006), а практика поддержки основывается на методах, разработанных в рамках этих теоретических школ.

Данные отечественные и зарубежные концептуально-методологические подходы к сопровождению не позволяют обосновать парадигму сопровождения такого сложного полифункционального объекта, как замещающая семья. Теоретико-методологическое обоснование практики психологического сопровождения семьи с приемным ребенком являетсясамостоятельнойнаучной задачей, которая до сих пор не была решена. В качестве такого обоснования предлагается эколого-динамический подход.

Данный подход к психологическому сопровождению замещающей семьи основан на синтезе научных знаний, обоснованных в теориях развития, системном подходе к семье, а также в экологической теории в объяснении того, как различные условия - психологические, социальные, биологические, организационные - влияют на становление и развитие семьи в качестве замещающей.

В рамках экологической теории У. Бронфенбреннера (1979) изучается взаимодействие и взаимосвязь между экологическими системами (микро- мезо-экзо- и макро-), управляющими функционированием индивида, а также описывается влияние отдаленной среды на развитие. В соответствии с теорией У. Бронфенбреннера, человеческое развитие есть процесс, в ходе которого индивид расширяет свое познание экологических сред, различает и оценивает их, становясь способным и мотивированным на деятельность по познанию окружающей среды, ее принятию и изменению, согласно уровням сложности.

Эколого - динамический подход позволяет рассматривать замещающую семью в качестве экологической ниши, специфической среды, которая может способствовать или препятствовать полноценному развитию ребенка в соответствии с балансом сил, характерных для индивида и среды. Становление и развитие замещающей семьи, эффективность замещающей семейной заботы не зависит исключительно от характеристик самой семьи и приемного ребенка, а тесно связаны с динамичным взаимодействием экологических систем на (микро-, мезо-, экзо- и макро), их согласованностью и результативностью в поддержке данных процессов. Недостаточная оценка или игнорирование влияния какой-либо из систем может привести к ложной или искаженной картине действительности, что в свою очередь повлечет неверный выбор стратегий и тактик психологического сопровождения.

Экологический подход признает важность исторического, культурного и ситуативного контекста жизни людей. В этот контекст могут включаться роли, которые исполняют в ситуации другие люди, физические аспекты окружающей среды, законодательство и политика по отношению к определенным вопросам, или доминирующие в обществе дискурсы. Понимание влияния контекста часто ведет к разработке таких стратегий вмешательства, которые выходят за пределы индивидуальной работы. Экологический подход также помогает специалистам увидеть масштаб возможных изменений. На его основе можно провести оценку функционирования и развития различных социальных систем.

Системный подход позволяет осознавать, что возникновение и существование психолого-социальных проблем, как правило, обусловлено множеством факторов разного уровня: от индивидуального до глобального.

Системная парадигма позволяет рассматривать семью как сложную динамическую систему. Данный подход сфокусирован на паттернах и схемах взаимоотношений между членами семейной системы и позволяет рассматривать интеграцию приемного ребенка в замещающей семье как процесс и результат функционирования системы в целом. Это дает возможность оценить реакцию семейной системы на изменения, обусловленные включением приемного ребенка, выделить и мобилизовать ее «системные ресурсы» и нивелировать влияние «системных защит».

Выделенные в теориях развития, описывающих взаимовлияние индивида и среды, механизмы формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей, в рамках эколого-динамического подхода позволяют оценить условия интерперсонального и интрапсихического контекста замещающей семьи, а также социальную ситуацию развития ребенка, выделить мишени сопровождения на каждом уровне его психического становления - сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном.

Интеграция данных теоретических парадигм в рамках эколого-динамического подхода дает возможность преодолеть противоречия «индивид–система» и сформировать целостное представление о закономерностях и существенных связях в области психологического сопровождения замещающей семьи.

В рамках эколого-динамического подхода в качестве объекта сопровождения выступает целостная полифункциональная система, которая образуется при взаимодействии замещающей семьи и ее экологической системы. Сопровождение осуществляется в различных контекстах замещающей семьи (социальных, интерперсональных и интрапсихических, темпоральных), что позволяет учитывать всю совокупность взаимосвязей социальных, биологических и психологических факторов в динамике становления и развития семьи в качестве замещающей. Эти факторы становятся мишенями психологического сопровождения [3].

Функция эколого-динамического подхода состоит в структурировании разноуровневых данных о таком сложном многоаспектном феномене, как замещающая семья, оценке их с позиций защит и ресурсов, а также оперативного вмешательства и результата, разработке стратегий сопровождения в соответствии с потребностями замещающей семьи и возможностями ее разноуровневой социальной сети, подборе вариативных технологий сопровождения.

Эколого-динамический подход позволяет учитывать изменяющиеся потребности (1) семьи в процессе интеграции приемного ребенка, потребности развития ребенка с депривационными расстройствами, возможности замещающей семьи адекватно удовлетворять эти потребности, положительные и отрицательные влияния окружающей среды. Изменяющиеся потребности семьи, направленные на эффективность замещающей семейной заботы, и становятся предметом психологического сопровождения. Эти потребности и определяют содержание, характер, глубину и интенсивность сопровождения.

Эколого-динамический подход постулирует, что феномен эффективной замещающей семейной заботы – это результат взаимодействия между ресурсами и возможностями базовой семьи, потребностями развития приемного ребенка и средовыми факторами. Эколого-динамический подход позволяет: 

  1. выдвигать гипотезы относительно факторов (условий), оказывающих влияние на становление и развитие замещающей семьи на каждом уровне системы ее «жизненных сред» и этапе развития, оценивать их с позиции нарушений и ресурсов;
  2. организовать психолого-социальное сопровождение замещающей семьи как целостного, многокачественного и изменяющегося субъекта в экологической системе и в континууме становления и развития;
  3. сформировать целостное представление о закономерностях и существенных связях в области изучения и психологической помощи замещающей семье.

Эколого-динамический подход дает общую рамку для организации сопровождения любого социального объекта (субъекта), т.к. позволяет учитывать основные факторы многоуровнего контекста его функционирования и развития. При этом теоретические подходы, которые определяют суть психологического сопровождения на каждом уровне экологической системы, и оценка его результатов могут быть отобраны в зависимости от научных предпочтений исследователя.

В рамках эколого-динамического подхода психологическое сопровождение осуществляется в двух направлениях: «экологическом» и «континуальном» (динамическом). Первое направление позволяет учитывать изменяющиеся потребности замещающей семьи в ее экологической системе, второе – в континууме становления и развития семьи в качестве замещающей. Если в рамках первого направления психологическое сопровождение не ограничено временными рамками существования конкретной замещающей семьи, то во втором оно имеет четкие временные границы: от объявления о намерении принять детей в семью до изменения статуса семьи (семья перестает быть замещающей в силу различных причин).

Адекватность эколого-динамического подхода к психологическому сопровождению замещающей семьи обосновывается такими его важными характеристиками, как экологическая и темпоральная ориентация. Необходимость экологической ориентации обусловлена тем, что на становление семьи в качестве замещающей и на ее последующее развитие оказывают влияние различные уровни жизненной среды ее экологической системы: от непосредственного, ближайшего окружения до широкого социального и даже исторического контекста (У.Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл, Р. МакКолл). Психологическое сопровождение должно осуществляться в пространстве данных контекстов в рамках взаимодействия замещающей семьи с субъектами экологической системы.

Необходимость темпоральной ориентации обосновывается тем, что развитие замещающей семьи и ее взаимодействие с субъектами своей экологической системы происходит на разных временных уровнях (У.Бронфренбреннер, 1989).

На уровне микро-времени происходит непосредственное взаимодействие базовой семьи и приемного ребенка, а также взаимодействие семьи и специалистов, сопровождающих семью.

На уровне мезо-времени развитие семьи и ее психологическое сопровождение происходит в континууме осуществления замещающей семейной заботы.

На уровне макро-времени на развитие замещающей семьи оказывает влияние история семейного жизнеустройства детей-сирот в России, динамика отношения к интеграции детей-сирот в российском обществе.

Эколого-динамический подход можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность данного подхода.

В качестве ведущих принципов психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода можно выделить следующие:

1. Принцип системности, сопровождение замещающей семьи как целостной, многомерной, многоуровневой развивающейся системы. Это означает, во-первых, включение всей семьи в систему сопровождения, ориентацию на динамику системных процессов при интеграции детей в семейную систему, акцент на мобилизации именно системных ресурсов, направленных на интеграцию приемного ребенка в семье. Во-вторых, принцип системности включает в себя организацию сопровождения семьи на разных уровнях системы ее «жизненных сред», в социальных, интерперсональных, интрапсихических контекстах при учете всей совокупности взаимосвязей с социальными, биологическими, и психологическими факторами ее становления и развития.

2. Принцип соответствия форм, содержания и интенсивности психологического сопровождения изменяющимся потребностям и возможностям замещающей семьи и ее социальной сети. Для реализация данного принципа необходимо использование технологий, позволяющих диагностировать и прогнозировать развитие данных потребностей, дифференцировать уровни сопровождения (общий, кризисный, реабилитационный, экстренный), разрабатывать инвариантные программы помощи. Данный принцип определяет следующие типы взаимодействия между участниками сопровождения в сложной и полифункциональной системе «замещающая семья - экологическая система»: субъект-субъектный, субъект-объектный (психологическое воздействие), совместно-субъектный (психологическое взаимодействие), и субъект- порождающий (психологическое содействие).

3. Принцип опережения с опорой на превентивные меры, сакцентом на профилактику кризисных состояний и нарушений в развитии замещающей семьи. Реализация этого принципа делает необходимым осуществление следующих мероприятий общего характера на разных уровнях «жизненных сред семьи»: 

  • организация обратной связи для органов государственной власти о потребностях замещающих семей, 
  • проведение программ по формированию позитивного образа замещающей семьи, 
  •  включение в образовательные программы для педагогов и психологов модулей по психологии замещающей семьи (приемного ребенка), 
  • организация системы общей психологической поддержки для замещающих семей и др., способствующей становлению и развитию эффективной замещающей семейной заботы и препятствующей дисфункциональному (деструктивному) развитию семьи на сложных этапах приема.

4. Принцип субъектности, согласно которому замещающая семья и участники социальной сети рассматриваются как активные субъекты, ответственные за эффективность замещающей семейной заботы. Организационной основой участия в социальной сети является договор о взаимодействии между ее участниками.

5. Принцип профессионализации деятельности по сопровождению, это означает создание условийдля непрерывного профессиональногороста психологов, занятых сопровождением, и расширения области их компетентности.

6. Мультидисциплинарный принцип осуществления сопровождения замещающей семьи, т.е. участие в деятельности службы по сопровождению полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающей сопровождение как совместную деятельность.

7. Принцип пролонгированности. Реализация данного принципа влечет за собой организацию сопровождения замещающей семьи от заявления о намерении принять ребенка на воспитание до окончания срока опеки (попечительства).

В модели психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого- динамического подхода особый акцент ставится на организации эффективного взаимодействия в сложной и полифункциональной системе «замещающая семья – экологическая система» при учете всей совокупности взаимосвязей с социальными, биологическими и психологическими факторами ее становления и развития.

Примечания:

1 Понятие "потребность" трактуется как нужда, стремление к чему-то недостающему, требование чего-то, чего у субъекта нет и что он ищет во внешнем для него мире (Е.А. Смирнова). 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. – М., 2001.
  2. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. – М.: Речь, 2001.
  3. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода // Российский научный журнал. – 2011. – №6 – С.161-167.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика