Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Специфика технологий профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей 875

Горохова И.В., кандидат педагогических наук, Доцент кафедры социальной педагогики ГАОУ ВПО МГОСГИ, начальник структурного подразделения службы сопровождения замещающих семей ГБОУ Непецинского детского дома, Коломна, Россия, goroxova@gmail.com
Фатина Е.А., Педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей ГБОУ Непецинского детского дома-школы МО, Россия
Полный текст

С учетом результатов обзорно-аналитического исследования, позволивших создать теоретическую модель профессиональной подготовки социального педагога к работе с замещающими семьями, а также результатов изучения актуального состояния обозначенной проблемы нами была разработана экспериментальная технология профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», к работе с замещающими семьями.

Технология включает в себя четыре последовательно реализуемых этапа подготовки: адаптивный, репродуктивный, функциональный и творческий.

Для каждого этапа определены цели, задачи, формы и методы профессиональной подготовки.

На первом – адаптивном – этапе основной целью является формирование заинтересованности студентов, будущих социальных педагогов, к работе с замещающими семьями.

Для этого решаются следующие задачи:

  • развитие у студентов профессиональных мотивов и ценностей социально-педагогической деятельности;
  • включение студентов в различные виды деятельности: учебную, практическую, волонтерскую, исследовательскую;
  • формирование у студентов определенных качеств, способствующих продуктивному взаимодействию как с детьми-сиротами, так и с взрослыми членами замещающей семьи;
  • формирование у студентов психологической готовности к данному виду работы, т. е. определенных жизненных ценностей и приоритетов, мотивов профессиональной деятельности, педагогической направленности, предполагающей безусловное принятие ребенка, уважение его личности вне зависимости от условий его жизни.

Решение данных задач осуществляется в процессе практической деятельности и непосредственного участия в психолого-педагогическом сопровождении замещающих семей, а также в процессе учебно-познавательной деятельности. На первом этапе в рамках общепрофессиональных дисциплин формируется заинтересованность студентов в своей профессиональной деятельности.

При подготовке студентов по специальности «Социальная педагогика» необходимо учитывать общие принципы профессионального воспитания социальных педагогов: творческого саморазвития личности; самопознания; приоритета практики; сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей; принцип историзма.

Итогом такой работы явилось создание в вузе исследовательской лаборатории «Лизиантус», участники которой разработали для соответствующих организаций профессиограмму приемного родителя.

Исследовательская лаборатория, созданная на первом, адаптивном этапе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с замещающими семьями, реализовывала принцип стимулирования исследовательской деятельности студентов.

На первом же этапе реализовывался разработанный Спецкурс. Структура Программы Спецкурса включает три этапа, последовательно реализуемых в деятельности социального педагога:

  • сопровождение замещающей семьи на этапе ее создания;
  • сопровождение процесса взаимной адаптации членов семьи;
  • сопровождение функционирования замещающей семьи.

Структура деятельности социального педагога по созданию замещающей семьи состоит из шести основных подэтапов:

  • пропаганда института замещающей семьи; 
  • изучение кандидатов, изучение условий жизни семьи и ее социального окружения;
  • составление информационной карты приемного родителя;
  • подготовка родителей и детей к созданию семьи и передача ребенка в семью;
  • подготовка родителей и детей к созданию замещающей семьи;
  • передача ребенка в замещающую семью.

Период адаптации ребенка может длиться от полугода до трех лет. Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которыми сталкивается приемный родитель в общении с ребенком-сиротой. Достаточно часто, еще во времена проживания ребенка с кровными родителями, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований (Н.Н. Авдеева, М.А. Егорова, Л.А. Запорожец и др.), дети, не прошедшие основные этапы развития, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны [1].

Ребенок-сирота попадает в новые условия замещающей семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со значимым взрослым не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде [1].

Цель сопровождения замещающей семей на ранних этапах их функционирования – найти пути для ускорения адаптации ребенка в замещающей семье, сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей.

Успех адаптации, по свидетельству многих исследователей (И.А. Бобылева, А.М. Прихожан, Т.И. Шульга и др.), зависит от следующих факторов:

  • возраст «потери» семьи;
  • предыдущий опыт взаимодействия с семьей и с социумом;
  • сформированность соответствующих возрасту качеств и навыков.

Возраст, в котором ребенок попадает в замещающую семью, играет немалую роль: он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона. По данным психолого-педагогических исследований, ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью; 7–11 лет – на соседей и школьных товарищей, а далее – на отношения со сверстниками [1].

Попадая в замещающую семью, ребенок начинает провоцировать повторение «жизненного сценария» из своей родной семьи, причем самым серьезным проверкам 112 подвергается приемный родитель, играющий роль наиболее «провинившегося» родителя родной семьи [2, 3].

Используя вышеизложенное, а также опираясь на экспериментальные данные диагностики проблем родителей и детей, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения периода взаимной адаптации членов приемной семьи.

Третий этап работы с замещающей семьей – это не что иное, как комплексный патронат замещающей семьи, который осуществляется раз в 1,5–2 месяца [4].

Содержание работы с семьей в парадигме патроната касается двух основных уровней: организация и управление патронатом; непосредственная социальная работа и поддержка семьи и детей как клиентов патроната [5].

На первом уровне социальная работа реализуется по направлениям:

  • сбор первичной информации о ситуации семейного взаимодействия;
  • анализ семейной ситуации; 
  • построение конструктивных отношений семьи и службы, направленных на формирование мотивации клиента, его готовности к изменением;
  • контроль, установление обратной связи [6].

Второй уровень – повседневная социально- педагогическая работа с конкретной семьей.

Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков отмечают, что на практике патронат семьи и детей представляет собой единую коммуникативно-диагностико-консультативную, воздействующую и поддерживающую, поэтапно складывающуюся, динамичную систему с элементами контроля за ситуацией в семье и процессом оказания ей помощи [7].

В беседе с ребенком или при заполнении анкеты, или с помощью проективных методик психодиагностики выясняется эмоциональное состояние ребенка в семье, на основании чего даются рекомендации родителям, а при необходимости семья направляется к психотерапевту или другим специалистам.

Основные виды деятельности – это консультирование и родителей и детей по поводу возникновения проблем, обучение родителей приемам ведения дневника приемного родителя, организация встреч замещающих родителей с целью обмена опытом, организация встреч приемных родителей с кровными (при необходимости и высоком чувстве привязанности ребенка к биологическим родителям) родителями и организация взаимодействия со специалистами разного профиля, в задачи чего входят:

  • оказание своевременной профилактической помощи в преодолении нормативных кризисов развития семьи, в особых случаях, при вступлении приемного или родного ребенка в подростковый возраст,
  • работа по коррекции чрезмерной эмоциональной привязанности;
  • подготовка родителей и детей к факту расставания.

Это основные вехи работы социального педагога с замещающей семьей, которая должна осуществляться по индивидуально созданным программам.

Педагогический процесс опирался на создание с помощью социальных педагогов условий, позволяющих благоприятное развитие личности в новой семье. Профессиональная подготовка социальных педагогов, начиная с первого этапа, предполагала дифференцированный подход к обучению. Содержание программы на начальном этапе включало:

  • изучение факторов влияния окружающей среды на детей, условий их развития и воспитания; 
  • изучение особенностей психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей; 
  • раскрытие социально-педагогических и коммуникативных аспектов взаимоотношений с детьми;
  • взаимодействие с социальными институтами (организация опекунской, социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой и других видов помощи для приемных родителей и детей).

В процессе обучения осуществлялась подготовка к взаимодействию и с детьми-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Наиболее ответственный этап профессиональной подготовки социального педагога к работе с замещающей семьей – этап взаимной адаптации ребенка и членов базисной семьи.

На этом этапе подготовка социального педагога в нашем курсе включает: выявление проблем ребенка и родителей; разработку индивидуального плана работы, реализацию этого плана, оценку степени адаптивности; проведение рефлексии. На третьем этапе осуществлялась профессиональная подготовка социального педагога к сопровождению замещающей семьи. Данный этап носит функциональный характер, имеющий своей целью отработку профессиональных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения социальным педагогом своих функций в работе с замещающими семьями.

Второй этап профессиональной подготовки – репродуктивный – предполагает обучение студентов, выбравших специализацию: «Работа с замещающей семьей», по соответствующим дисциплинам.

С учетом выявленного в ходе опытно-экспериментальной работы актуального состояния теоретической подготовленности студентов третьего, четвертого и пятого курсов к работе с замещающей семьей была разработана программа по соответствующей специализации.

Программа специализации, с одной стороны, представляет собой целостную систему, с другой – включает в себя пять модулей. Взаимосвязь между модулями достигается тем, что изучаемый феномен социально-педагогической работы с замещающими семьями постепенно конкретизируется отдельными сторонами. Рассмотрим их содержание.

Специалист, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, с одной стороны, и функционированием семейной системы, с другой стороны, должен иметь четкие представления, во-первых, о системе социальной защиты детей-сирот в нашей стране, ориентироваться в социальной политике государства в этом направлении, иметь представления о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о типах, функциях, основных назначениях замещающей семьи, о тенденциях в развитии системы служб социальной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот, нуждающихся в особой защите государства, а также знать о психологических закономерностях развития семьи, о психологии семейных отношений.

В связи с этим первый модуль Программы специализации касается вопросов функционирования семьи как системы.

Модуль состоит из трех основных разделов: основы психологии семейных отношений, основные формы и направления работы социального педагога с семьей и методика и технологии оказания социально-педагогической помощи семье.

Овладевая теоретическими знаниями в области психологии семейных отношений, знакомясь с различными подходами к проблемам семьи, с основными психологическими школами, течениями и направлениями, студенты значительно расширяют свой кругозор, развивают аналитическое мышление, формируют необходимые для профессиональной деятельности умения и навыки. Рассмотрение конкретных технологий и техник работы с семьей, причем не столько с проблемными, а напротив, с нормально функционирующими семьями, позволили студентам овладеть умениями профилактической сопроводительной деятельности.

Второй модуль – «Сиротство как социально-педагогический феномен» направлен на совершенствование психологической подготовки будущих специалистов для работы с детьми-сиротами. В его задачи входит не только ознакомление с психологическими особенностями детей-сирот, но и формирование у студентов психологической готовности к профессиональной работе с ними.

Защита прав и интересов ребенка предусматривает владение системой знаний правовых основ, умениями принимать юридически обоснованные решения, умениями отстаивать интересы ребенка в правозащитных и административных органах. Система работы по социальной защищенности ребенка включает в себя не только социальную защиту, но и подготовку детей к самозащите: формирование у ребенка способности самозащиты. Ознакомление с этими вопросами предусматривают занятия по правовой защите детей-сирот.

Среди воспитанников интернатных учреждений немало детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому занятия, входящие в данный модуль направлены на ознакомление студентов с основными категориями аномальных детей и соответствующими учебно-воспитательными учреждениями для них, с содержанием и организацией социально-педагогической работы в этих учреждениях.

Третий модуль – «Замещающая семья как форма устройства детей-сирот» – имеет своей целью формирования системы знаний о специфике воспитания детей в замещающих семьях. Содержание модуля предусматривает рассмотрение исторических аспектов становления института замещающей семьи в России и за рубежом, знакомство с зарубежным опытом семейных форм устройства детей-сирот, формирование знаний о специфике деятельности междисциплинарных специалистов служб сопровождения института замещающей семьи, об их нормативно-правовой основе.

Четвертый модуль – «Методика сопровождения замещающей семьи» – нацелен на формирование у студентов навыков целеполагания, планирования и анализа различных форм социально-педагогической работы с замещающей семьей. Студенты знакомятся с основными вариантами построения служб сопровождения замещающих семей, их функциями, разрабатывают критерии эффективности деятельности служб сопровождения семей данной категории, направления сопроводительной деятельности.

Понятие «сопровождение», многообразие подходов к сопроводительной деятельности детей и взрослых членов замещающих семей, методики социально- педагогического сопровождения, его этапы, содержание и направления – это основное содержание данного модуля.

Социальный педагог, специализирующийся в работе с замещающей семьей, должен владеть методиками профилактики функционально-родительской усталости замещающих родителей, поэтому в данном модуле отводится значительное место изучению обозначенной проблемы.

Пятый модуль предполагает практико-ориентированное обучение в соответствии с принципом стимулирования исследовательской деятельности студентов.

Важнейшим требованием к современному образованию становится не только и не столько предоставление обучаемым системы знаний, сколько вооружение их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и вырабатывать самостоятельно новые научные знания в любой сфере своей будущей профессиональной деятельности [8, 9].

Сложившееся противоречие между объективными потребностями общества в специалистах, способных квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность, и низким уровнем подготовленности выпускников педагогических вузов к осуществлению значимого компонента этой деятельности определяет необходимость повышения эффективности образовательного процесса через систему формирования у студентов навыков в организации и проведении научной работы, исследовательской деятельности, исследовании педагогического потенциала образовательной среды [10, 11, 12].

Наиболее актуальным данное положение является для специалистов, работающих в социальной сфере. Процесс общения социального педагога с разными категориями населения всегда характеризуется нестандартной ситуацией.

Вхождение в сложившуюся ситуацию, в которой оказался, например, ребенок, воспитывающийся в условиях замещающей семьи, привносит в деятельность специалиста новую проблему, создает поисковую ситуацию, которую он разрешает вместе с подопечным, каждый раз находя новый путь. Проблемный аспект усиливается тем, что желаемые цели помощи и требуемый вид помощи ребенок, как правило, не представляет и доверяет решение проблемы взрослому [13].

В силу ряда особенностей детей-сирот, которые характеризуются иждивенчеством, несамостоятельностью, неумением принимать решения, социальному педагогу в работе с этой категорией детей, необходимо опираться на личностно- деятельностный подход, благодаря которому реализуется субъект-субъектное взаимодействие, основанное на саморазвитии субъектов образовательной деятельности.

«Личностный» компонент этого подхода означает, что необходимо выстраивать свою работу с упором на личностный потенциал воспитанника, учитывая его прошлый социальный опыт. Специалист должен уметь не только определить цели и задачи своей деятельности, учитывая значимые для достижения условия и ресурсы, как ребенка, так и семьи в целом, но и научить взрослых членов замещающей семьи необходимым навыкам взаимодействия с ребенком, помочь им определить самостоятельно выход из сложившейся ситуации, действуя с ним в исследовательском ключе.

В связи с этим третий и особенно четвертый этап профессиональной подготовки студентов к работе с замещающими семьями определены нами как этапы, развивающие навыки практической и исследовательской деятельности.

Таким образом, Второй этап подготовки, рассматриваемый нами как процесс формирования системы специальных социально-педагогических знаний, умений и навыков в рамках специализации.

При этом процесс подготовки, включая учебную, учебно-практическую и исследовательскую виды деятельности, имеет комплексный характер.

При осуществлении процесса подготовки студентов на этом этапе целесообразно следующее: 

  • привлечение к проведению учебных занятий специалистов (психологов, семейных психотерапевтов; дефектологов, юристов, социальных педагогов и воспитателей интернатных учреждений);
  • организация учебных занятий в базовых учреждениях;
  • использование гибких и подвижных форм обучения, предполагающих взаимосвязь лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий и позволяющих достигать высокой информационной насыщенности в учебном процессе (обобщающие лекции, учебные консультации, самостоятельная работа студентов, в ходе которой они знакомятся с объектами практики, изучают личные дела воспитанников, наблюдают за работой педагогов).

Третий этап профессиональной подготовки социального педагога к работе с замещающей семьей – функциональный, имеющий своей целью отработку профессиональных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения социальным педагогом своих функций в работе с замещающими семьями.

При этом социальный педагог выполняет следующие функции: диагностическую, профилактическую, информационную, коммуникативную, коррекционную, психотерапевтическую, посредническую.

На данном этапе решаются следующие задачи:

  • формирование у студентов навыков целеполагания, анализа и планирования различных форм работы с замещающими семьями;
  • отработка навыков проведения консультативных бесед, профилактических и коррекционных занятий;
  • стимулирование интереса к социально-педагогической деятельности;
  • развитие коммуникативных умений и навыков.

Четвертый этап – творческий – предполагает самоподготовку студентов, разработку ими исследовательских проектов, проведение самостоятельного научного исследования. На данном этапе студенты обучаются разрабатывать индивидуально-дифференцированные программы сопровождения замещающей семьи, планировать свою социально-педагогическую деятельность, прогнозировать ее результаты, вносить в нее коррективы.

Подводя итог вышесказанному, мы можем заключить, что основной целью процесса подготовки является формирование у студентов установки на социально-педагогическую деятельность по сопровождению замещающей семьи и профессиональной компетентности по данному профилю социально-педагогической работы.

Данная цель может быть реализована при подборе соответствующего содержания, включающего психологическую, теоретическую и технологическую подготовки, а также при использовании системы форм, включающей все виды деятельности студентов в вузе: учебную, учебно-практическую, волонтерскую и исследовательскую, при доминировании каждой из них на определенном этапе профессиональной подготовки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с замещающими семьями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Психологическое сопровождение приѐмных семей: теоретико-прикладные аспекты подготовки специалистов и замещающих родителей: сборник статей / Под общей ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. – Коломна: «МГОСГИ», 2010.
  3. Ребѐнок и приемная семья: проблемы диагностики психологической совместимости: сборник статей / Под общей ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. – М.: Издательство НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
  4. Репринцева Г.И. Социально-педагогические проблемы и ресурсы гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. – М.: ИСПС РАО, 2007. 
  5. Кузнецова Ю.Н. Подготовка приемных родителей к воспитательной работе как условие повышения педагогического потенциала приемной семьи: Дис. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. 
  6. Я – приемный родитель: Настольная книга для родителя и всей семьи, берущей на воспитание детей / И.В. Вшивкова, Н.В. Кораблева, И.И. Власенко, Н.В. Никифорова, М.О. Винник, О.В. Суханова, О.И. Коновалова. – Ростов н/Д, 2001.
  7. Захарова Ж.А. Социально-педагогические основы воспитания усыновленного ребенка в семье: Дис.... канд. пед. наук. – Кострома, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика