Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20535 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Из детского дома - в семью 822

Перелякина Н.Л., Директор КГК ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 6", Хабаровск, Россия, hb-dd6@mail.ru
Полный текст

Право жить в семье есть у каждого воспитанника детского дома. Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, помогает стать ему полноценным членом общества. Общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой. По этой причине в случае утраты детьми родительской заботы государству приходится искусственно создавать попечение, подобное тому, какое дает семья.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. Одной из наиболее динамично развивающихся форм семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. Замещающая семья – это очень широкое понятие, сюда относится любая семья, заменяющая ребенку кровную, биологическую семью. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатная, временная или гостевая семья.

В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

В детском доме создана образовательная среда, направленная на формирование знаний и умений семейного воспитания. На занятиях по программе «Подготовка ребенка к жизни в семье» педагоги рассказывают о том, что значит, быть «папой», «сыном», «дочерью», «женой», т.е. знакомят детей с особенностями взаимоотношений в семье.

Без длительного опыта пребывания в семье у воспитанника детского дома не сформируются правильные и реальные представления о роли всех членов семьи, значении и особенности отдельно взятой семьи.

Мы уже 9 лет занимаемся вопросом подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей. Являясь стажировочной площадкой по данному вопросу, подготовили специалистов со всего Хабаровского края. И сегодня в Хабаровском крае уже создана система работы служб по сопровождению замещающих семей. Необходимость работы таких служб заключается в профилактике возвратов приемных детей из семей обратно в детские дома из-за некомпетентности замещающих родителей в решении детско-родительских проблем общения и взаимодействия, проблем трудного поведения ребенка, и пр.

В службу обращаются кандидаты разных социальных слоев и с разными мотивами принятия ребенка в семью. Это могут быть граждане, оформляющие опеку или приемную семью над родственниками (бабушки над кровными внуками, тети над племянницами и т.д.). Этот мотив самый распространенный по оформлению опеки или приемной семьи. Также обращаются молодые семьи, как правило, желающие оформить усыновление над младенцами, не имеющие возможности завести собственных детей. Либо это могут быть одинокие женщины, не состоявшиеся в браке и в личной жизни, которые желают взять ребенка с детского дома, чтобы компенсировать свою эмоциональную недостаточность.

Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Дети-сироты – это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации. И это все необходимо осознавать и понимать потенциальным приемным родителям.

Целью подготовки кандидатов в замещающие родители является повышение компетентности потенциальных замещающих родителей в вопросах семейной, детской психологии, медицинских и юридических аспектов воспитания оставленных детей.

Продолжительность курса составляет 3 месяца и программа подготовки рассчитана на 80,5 часов.

Специалисты службы - педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, учитель-логопед, юрисконсульт через активные формы и методы дают знания о сущности семьи - как социального института и ячейки общества, как среде, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Имеется блок тем по организационно-правовым основам функционирования замещающей семьи.

Большую часть курса занимает изучение психологических особенностей детей- сирот, особенностей протекания психологических кризисов. Через тренинги и упражнения кандидаты учатся эффективно вести себя в ситуации "трудного" поведения детей (лжи, воровства и пр.). Не менее важной является тема полового воспитания, жестокого обращения, тайны усыновления, особенности питания и здоровья детей, лишенных родительского попечения.

Основное удовольствие от нашей работы получаешь, изучая обратную связь (рефлексия) проучившихся кандидатов. По окончанию каждого курса она самая разная, часто положительная. Ежегодно изучается динамика возвратов приемных детей обратно в детские дома (к счастью, она уменьшается). Радостно видеть положительный рост в приеме детей в семьи обучившихся замещающих родителей.

Приведу пример обратной связи обучившихся кандидатов в замещающие родители одного из курса.

  • Ваше общее впечатление о курсе
  • Положительно, познавательное, увлекательное
  • Огорчение что мало... хотелось бы общаться и познавать
  • Необходимое дело для приемных родителей
  • Когда шла на занятие, думала, приду: отсижу и все. После первого занятия поняла, что мне это НАДО и нравится.

Что вам больше всего понравилось в курсе?

  • Много примеров из собственной педагогической деятельности педагогов работающих с детьми-сиротами
  • С людьми - соратниками со своим мнением и мировоззрением
  • Раскрыты темы, которые либо были «закрыты», либо думал, что об этом «знаю»
  • Профессионализм преподавателей
  • Высокий уровень подачи материала
  • За короткое время раскрыто много вопросов

Что Вам меньше всего понравилось в курсе?

  • Мало времени, хотелось бы продолжения

Какое событие в курсе было для Вас самым памятным?

  • Первое утреннее общение в кругу
  • Каждый день интересен по-своему
  • Мозговые штурмы
  • Домашние задания

Помогли ли Вам занятия почувствовать себя лучше подготовленными, и если да, то в чем?

  • Помогли увидеть какие дети из детского дома «особенные», их чувства, мысли
  • Стал более уверенным
  • Поняла, что скрывать усыновления не буду, чтобы в дальнейшем не нанести травму ребенку
  • Находить выход из трудных ситуаций, контролировать свое поведение и поведение детей
  • Понял, что воспитание детей процесс долгий и серьѐзная работа

О чем, по Вашему мнению, нужно узнать больше?

  • Научиться распознавать чувства и эмоции детей
  • Изучить эти все вопросы еще раз и с более глубоким погружением
  • Подходы к детям в зависимости от условий и возраста

Какую основную мысль Вы извлекли относительно взаимоотношений приѐмного ребенка и приѐмной семьи? 

  • Все строится на полном доверии и уважении
  • Общаться с человеком необходимо на равных
  • Все действия (поступки, помыслы, мотивы) должны быть направлены на ребенка 
  • Это процесс, в котором так много зависит от родителей их мотивации, желания и подготовки

Что еще хотелось бы добавить?

  • Обучать ВСЕХ родителей России
  • В дальнейшем встречаться с приемными родителями, поддерживать связь.

Таким образом, я могу смело заявить, что наша работа ненапрасная. Мы идем в правильном направлении. В современной ситуации взаимоотношений детей и взрослых необходимо наличие служб подготовки и сопровождения граждан, изъявивших желание стать замещающим родителем. При поддержке специалистов родители преодолевают трудности, возникающие с появлением нового члена семьи.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика