Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Обучение математике детей, находящихся на лечении в больнице 1465

Быкова С.Т., Учитель математики ГБОУ СОШ № 1181 ЮЗАО г. Москвы, Москва, Россия, sveta231164@mail.ru
Полный текст

В прошлом году исполнилось 25 лет необычной школе - ГБОУ СОШ №1181 ЮЗАО г. Москвы. Школа расположена на территории Российской Детской Клинической Больницы. Все эти годы руководит школой заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Г.М. Грядунова. «Мы идем непроторенной дорогой, рождая новое направление – госпитальную педагогику» - говорит Галина Михайловна о работе педагогического коллектива. За прошедшие годы учителя школы разработали свой особый стиль работы, главная цель которого - помощь ребенку, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию. Мы учим детей и учимся у них ценить каждый миг жизни. Много лет назад, начиная работать в этой школе, я даже не задумывалась о том, что надо будет пересмотреть не только весь свой педагогический опыт, но и отношение к жизни в целом.

Все поступающие в нашу школу ученики уже по определению имеют серьезные проблемы со здоровьем. С некоторыми из них приходится заниматься, находясь у постели больного. За несколько минут, пока ослабленный болезнью ребенок способен воспринимать материал, мы должны научить его хотя бы базовым знаниям, умениям, навыкам. С другой стороны, многие ребята способны воспринимать более сложную информацию. Вот почему мне пришлось полностью пересмотреть содержание каждого урока.

Во-первых, учебный материал разделен на основной и вспомогательный, что ведет к заметной разгрузке учебного процесса. Это означает фактическое выделение стабильного учебного материала, обязательного для усвоения всеми учащимися с целью дальнейшего изучения предмета.

Во-вторых, требования к знаниям, умениям и навыкам дифференцированы по основному и вспомогательному материалу. Это позволяет мне более рационально расставлять нужные акценты, сосредоточивая внимание каждого учащегося на усвоении основного материала. Второстепенные вопросы изучаются при наличии сил и возможностей каждого ученика. Такой подход ведет к нормализации учебной нагрузки.

В-третьих, весь учебный процесс переориентирован на итоговые, конечные результаты обучения. Ученик получает оценку не за отдельно решенное задание, а за усвоение материала в целом. Допущенные учеником в процессе изучения темы ошибки не влияют на оценку, важен итоговый результат, который достигается в конце занятия. Такой подход ведет к преодолению формализма в работе ученика.

В-четвертых, на каждом уроке необходимо выделение целей обучения, что предполагает фиксацию ожидаемых учебных результатов, которые должны быть достигнуты учеником. У каждого нашего учащегося - свои конкретные цели. Каждый знает, зачем он пришел на урок. Главное, чтобы цели были достигнуты, т. е. планируемые результаты были конкретными, реалистичными, открытыми. Ученик должен понимать, что от него требуется и как это выполнить.

Урок проходит в классной комнате или у постели ребенка (если у него постельный режим). На каждом уроке собирается группа детей, которые в обычной жизни живут в различных регионах России, учатся по различным учебникам и в разных классах. Каждый день состав группы меняется, т. к. у ребят параллельно проходят лечебные мероприятия. Моя задача - продолжить обучение ребенка в соответствии с его региональными учебниками, да еще и объяснять не хуже его школьного учителя. Постепенно у меня выработался свой стиль проведения урока.

Мне ближе всего групповая с индивидуализацией форма проведения урока, когда ребята работают в группе, но каждый достигает своих целей.

Чтобы такой урок прошел успешно, от меня требуется не только хорошее знание различных программ, но и умение быстро ориентироваться в любом материале, с ходу решать любую задачу, разрешать любую психологическую ситуацию. Составить конспект предстоящего урока заранее практически невозможно, потому что состав учеников постоянно меняется, можно лишь наметить предполагаемые перспективы. Вот почему у меня, как и у всех учителей нашей школы, всегда под рукой сумка учителя, в которой есть материал к каждому возможному уроку.

Урок в нашей школе - часть лечебного процесса. Как и любая другая процедура, он должен способствовать выздоровлению ребенка. Уходить с урока ученик должен с ощущением победы, победы над задачей или примером, победы над недугом. На каждом своем уроке я пытаюсь создать ситуацию успеха. Успех в учении - источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, желания жить. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность ученику пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В РДКБ находятся на лечении дети из различных регионов России. Некоторые из них, c недоверием относятся к московским учителям. Межэтнические конфликты создали в сознании этих детей состояние тревожности. Резкая смена обстановки, языковые проблемы, состояние здоровья служат барьером в общении этих детей со сверстниками из других регионов. Преодолеть проблемы позволяет грамотная, целенаправленная работа учителя по формированию толерантного отношения детей друг к другу. От поведения учителя зависит не только психологический климат на уроке, но и дальнейшие межличностные отношения детей.

Как ни странно, но именно урок математики является мощнейшим средством по воспитанию толерантности. В самом предмете заложен элемент объединения. Я не провожу специальных бесед, не акцентирую внимание на национальном вопросе, но всеми своими действиями даю понять, что в математике прежде всего ценятся ум, находчивость, сообразительность, точность, а эти качества не зависят ни от национальной принадлежности, ни от вероисповедания. Математика вне политики и вне религии.

Отвлечься от проблем со здоровьем помогают творческие задания, которые я по возможности использую на уроках: графические построения и рисунки с использованием цвета; составление и решение кроссвордов, головоломок, занимательных задач; поиск различных методов решения задачи; составление текста задачи; конструирование, создание моделей.

Чтобы урок не навредил здоровью учащегося, важно продумать каждый этап с точки зрения здоровье сбережения. Продолжительность занятия зависит от состояния ребенка, а результат урока зависит от уровня мастерства учителя.

Количество видов учебной деятельности (опрос, объяснение нового материала, решение задач, работа с наглядными пособиями и др.) составляет примерно 4 вида за занятие. Важно чувствовать золотую середину, т. к. однообразность способствует утомлению учащегося, а частая смена деятельности требует дополнительных адаптационных усилий. Средняя продолжительность каждого вида деятельности примерно 7 минут. За урок я обычно сменяю не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.). Стараюсь, чтобы на каждом уроке присутствовали методы, способствующие самовыражению ученика (выбор действия, выбор способа действия, свободная беседа), активные методы (игра, обсуждение в парах, дискуссия).

Условия работы в школе, действующей в медицинском стационаре, требуют особого подхода к организации учебного процесса. В наших условиях не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения каждого конкретного ребенка.

Так сложилось, что каждый мой урок - личностно ориентированный. Если сравнивать с обычной общеобразовательной школой, то можно сказать, что тип взаимодействия учитель - ученик в наших условиях полностью изменен. Мне пришлось поменять свой командный стиль на сотрудничество. В результате изменилась и позиция каждого ученика, действия стали рефлексивными, т. е. нацеленными на результат. Роль учителя на таком уроке состоит не только в том, чтобы дать знания, но и в создании оптимальных условий развития конкретного ученика.

Весь материал к уроку, способы и формы работы, стиль общения, формы контроля развития личности ученика выбираются исходя из особенностей конкретного ученика.

В стенах нашей школы мы стараемся создать каждому ученику условия для усвоения базисного материала. Этому способствует разно уровневый подход в преподавании. Весь материал к урокам подготовлен с позиций уровневой дифференциации, т. е. на минимальном, базовом и творческом уровнях.

Выбор уровня обучения осуществляется путем психолого-педагогической диагностики личности, учитывающей следующие элементы: воспитанность, познавательный интерес, обще учебные умения и навыки, фонд знаний, мышление, память, тревожность, темперамент.

Находясь в медицинском стационаре, многие дети на время лишаются помощи родителей, поддержки школьных друзей. В этой ситуации иногда эффективно работает технология создания учебной пары. На занятии в разно уровневой паре младший ученик имеет возможность получить совет старшего или более сильного ученика. Иногда я сознательно подталкиваю ребят к сотрудничеству. Обычно учебная пара, сложившаяся на уроке, продолжает существовать и вне занятий. Совместная работа создает определенные преимущества: повышается ответственность не только за себя, но и за товарища; совершенствуется речь; идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; решаются проблемы общения.

Многие наши ученики имеют пробелы в знаниях. Ликвидировать эти пробелы позволяет использование модулей по различным разделам математики. В отдельных случаях применение модулей позволяет углубить знания по данной теме.

В каждый модуль входит план действий, банк информации, методические рекомендации по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

При модульном обучении ученик включается в активную учебно- познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Происходит индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени реализоваться, что способствует мотивации учения.

Конечно, с модулем способен работать не каждый ученик, а только тот, у которого сформирован минимум знаний и общих учебных умений.

В число наиболее значимых проблем, которые пытаются преодолеть врачи, учителя, психологи, входят: неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата детьми открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового любопытства, творческого потенциала; формальность получения образования; обезличивание стиля общения взрослых с детьми. Одним из средств изменения сложившейся негативной ситуации является более широкое использование тех ресурсов, которыми обладает игра. Присущие игре адаптирующие, дидактические, воспитательные, развивающие, коррекционные функции могут оказать ребенку неоспоримую помощь. Чаще всего я провожу дидактические игры с учениками 5 - 6 классов. Очень эффективно использование игр при выполнении действий с числами, нахождении дроби от числа и числа по его дроби. Урок - игра должен иметь место в процессе обучения. Часто можно наблюдать, как ученик, равнодушный к математике, вдруг становится активным во время игры. По результатам игры я выставляю оценки. Но оценки должны быть такими, чтобы ребенок не боялся игры и ждал следующего урока.

Еще одно важное направление, по которому я работаю – сказкотерапия. Сказка на уроке - элемент игры. Сказка увлекает младшего школьника, аккуратно вводит его в мир математики. Мы придумали сказки к большинству тем 5 - 6 классов и используем их на уроках.

На протяжении нескольких лет одним из направлений моей работы являлось создание методического обеспечения уроков математики. Разработаны схемы, таблицы, иллюстрации, чертежи ко всем темам математики 5 - 6 классов, алгебры 7 - 9 классов, алгебры и начал анализа 10 - 11 кл., геометрии 7 - 11кл. Я изготовила сборные модели по стереометрии, модель тригонометрической окружности с подвижными линиями синусов, косинусов и другие приспособления, которые позволяют экономить силы учеников.

При составлении пособий я придерживалась следующих принципов: краткость, четкость, наглядность; наличие информации по сопутствующим разделам; связь с учебником. Цель проведенной работы - не упрощать содержание математического образования, а дифференцировать помощь ученику в зависимости от его подготовленности и потребностей. Наши материалы к уроку позволяют ученику больше работать самостоятельно, связывая воедино полученные сведения, в то время, когда учитель занят работой с другими детьми.

Создаю презентации к урокам. С точки зрения наглядности компьютер открывает невероятные возможности.

Таким образом, работая с детьми, находящимися на лечении в медицинском стационаре, можно дать им полноценные знания. Об этом свидетельствует многолетний опыт работы нашей школы и сотни выпускников, получивших равные возможности при вступлении во взрослую жизнь, несмотря на серьезные заболевания.

Важен стиль преподавания, в основе которого - выявление потребностей учащихся, их удовлетворение, диалог с учеником, гуманная индивидуализация и дифференциация обучения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Соколова О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. http://www.shkolnymir.info
  2. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов На-Дону: Феникс, 2007.
  4. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1994.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. - Ярославль;Изд-во ЯГПУ, 2012.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика