Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Подготовка молодых мам из числа детей-сирот к трудоустройству после декретного отпуска (Из опыта работы некоммерческого благотворительного фонда «Надежда») 840

Селенина Е.В., председатель правления некоммерческого благотворительного фонда, Некоммерческий благотворительный фонд «Надежда», Москва, Россия, celekatya@yandex.ru
Полный текст

Не секрет, что женщины наиболее уязвимы в поиске работы на рынке труда по сравнению с мужчинами. Что же можно сказать о конкурентоспособности такой группы населения как одинокие молодые матери из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Насколько велики шансы у этих молодых женщин найти работу, обеспечить себя и своего ребенка материально, создать достаточные условия для его воспитания и сохранить свои родительские права.

Молодые матери или матери-подростки, из числа выпускниц интернатных учреждений, традиционно редко выделялись в отдельную группу уязвимых категорий населения. Только в последние несколько лет они стали выступать в качестве отдельных субъектов государственной и негосударственной помощи и поддержки. Практически во всех регионах РФ разработаны и действуют специальные программы для молодых мам, выпускниц детских домов и школ интернатов.

Данные программы можно разделить на два типа по месту оказания помощи – стационарные и нестационарные.

В большинстве случаев реализация помощи молодым женщинам из числа детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проходит в условиях стационарных центров (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Иваново и др.). Стационарная помощь очень затратная, поэтому срок пребывания и количество благо получателей в таких центрах всегда ограничены. Обычная продолжительность оказания услуг в условиях кризисного центра «Молодая мама» 6 месяцев. Не оспаривая важность и значимость таких программ, трудно согласится, что социально-психологическая реабилитация подростка-сироты, формирование надежных детско-родительских отношений у выпускницы детского дома с ее ребенком, подготовка ее к самостоятельной независимой жизни может быть ограничена таким коротким периодом. К тому же стационарная помощь несет в себе типичные проблемы: закрытость молодых женщин для контактов, особенно на начальном этапе, что способствует депрессивным состояниям и может приводить к попыткам суицида; полное государственное обеспечение и социальная поддержка бывших воспитанниц сиротских организаций, позволяет продлить их институциональную депривацию, иждивенческий образ жизни и отсрочить необходимость профессионального образования и работы.

Нестационарные программы реализуются по модели социального патронажа, то есть социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение молодой матери и ребенка происходит амбулаторно и по месту ее жительства. В основном данное сопровождение оказывается специалистами негосударственных организаций: б/ф «Надежда», г. Владимир, г. Иваново, г. Кострома; Корчаковский центр, г. Санкт- Петербург, б/ф «Расправь крылья», г. Смоленск и др.

Временной континуум поддержки в данных программах, как правило, более долгий, занимает 2-3 года и состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в оказание кризисной помощи в период подготовки юной матери к родам и первые месяцы кормления, его цель - предотвратить отказ матери от ребенка, через оказание социально- психологической поддержки, направленной на принятие выпускницей осознанного решения стать матерью и формирование готовности к родительству. Второй – интенсивное сопровождение процесса формирования семьи: гармонизация родительской сферы молодой женщины, разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем, его основная цель - устранение риска утраты выпускницей родительских прав. На третьем этапе, сопровождение направлено на развитие родительских навыков и социальных навыков взаимодействие матери с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования; здесь закрепляются основные умения и приемы ухода за ребенком, ведения хозяйства. Интенсивность сопровождения на этом этапе снижается, социально-психологические и психолого-педагогические услуги оказываются по запросу. Обычно в этих программах выделяется четвертый этап, так называемый «лидерский». В лидерскую группу входят молодые семьи (полные и неполные), готовые оказать поддержку участницам программы в тяжелой жизненной ситуации, участвовать в тренингах в роли помощника тренера, оказывать помощь в подготовке мероприятий клуба «Молодая семья».

Как видно из краткого анализа существующих программ поддержки молодых матерей из числа детей-сирот, цель – трудоустройство не является для них приоритетной ни на каком из этапов сопровождения.

Необходимо отметить, что в Российском законодательстве достаточно хорошо отражены вопросы содействия занятости женщин - одиноких и многодетных матерей, они отнесены к социально незащищенным группам населения и для них установлены дополнительные гарантии занятости при возникновении у них трудностей в поиске работы. Российские женщины стремятся выходить на работу сразу по окончанию отпуска по уходу за ребенком. Результаты выборочных исследований, ежегодно проводимых органами службы занятости, указывают на высокий уровень трудовой мотивации женщин, 61,2% женщин желают приступить к трудовой деятельности до исполнения ребѐнку 3-х лет. Кроме того, 32% женщин не желают возвращаться на прежнее рабочее место работы, предпочитая продолжить трудовую деятельность на новом месте работы. Данное положение вещей совершенно не характерно для выпускниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным опроса самих юных матерей, участниц программ, который проводился сотрудниками фонда «Надежда» в трех областных центрах ЦФО работа не является для них насущной задачей. Иерархия проблем, которые острее всего стоят перед мамами, бывшими воспитанницами детских домов и школ интернатов, после рождения ребенка имеет следующий вид (по степени значимости):

  • Адаптация к роли матери, воспитание ребенка
  • Материальные проблемы, приобретение жилья
  • Получение профессии
  • Получение образования
  • Поиск работы

Как правило поиск работы, начинает волновать молодых мам после достижения 23 лет, когда заканчиваются основные льготы по статусу сироты. К этому моменту у некоторых из них уже не один, а два или три ребенка. Такое положение вещей серьезно понижает уровень конкуретноспособности матерей, из числа детей-сирот.

Следует принять во внимание, что даже при самых благоприятных результатах программ сопровждения молодых мам, они могут решить в основном свои социально-психологические проблемы, такие как формирование привязанности к ребенку, завершения травмы утраты семьи, создание социальной поддерживающей сети. При этом последствия институционального воспитания, препятствующие их стабильному трудоустройству, не решаются, так как не входят в задачи сопровождения программ «Молодая мама».

В отечественной психологии в рамках эмпирических исследований достаточно полно изучены проблемы личностного развития выпускников институциональной системы воспитания. Ими занимались B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. М. Махонько и Н.А. Иванюк и др. Все они, выделяя дефекты социализации у выпускников образовательных учреждений для детей-сирот, замечают, что их «вливание» в открытое общество сопряжено с рядом трудностей, которые обусловлены асоциальной мотивацией, уклонениями от исполнения социальных ролей, дефектами в системе общения, социального контроля и. Круг проблем, затрагивающий трудоустройство выпускников, пока еще не так хорошо изучен. По мнению российских исследователей к последствиям институализации, влияющим на стабильное трудоустройство выпускников и трудовую мотивацию относится инфантилизм, повышенный уровень виктимности [Г.В. Семья, 2006], перенос ситуации детского дома на ситуацию трудового коллектива [Селенина, 2011], конфликт между уровнем притязаний и оценкой собственных возможностей, взаимосвязь представлений о профессиональной самореализации только с гедонистическими и материальными благами [В.Н. Ослон, 2010].

Подобная ситуация делает актуальным разработку программ и технологий, направленных на психологическую подготовку к трудовой деятельности наиболее уязвимой группы выпускников институциональной системы – молодых мам. Тем более, что от решения этой задачи зависит не только качество жизни выпускниц, но и сохранение ими родительских прав, а значит предотвращения сиротства во втором поколении.

Опыт специалистов б/ф «Надежда» показывает, что работу по созданию условий, способствующих формированию трудовой мотивации у молодых матерей следует начинать на третьем этапе сопровождения, когда устранен риск отторжения ребенка, сформированы основные навыки по уходу и воспитанию ребенка, существует поддерживающая социальная сеть, но отпуск по уходу за ребенком еще не завершен. Данная работа проходит в рамках деятельности Центра поддержки выпускников, сотрудники которого ведут сопровождение выпускниц по программе «Молодая мама».

Безусловно, для обеспечения возможности посещения трениговых занятий и консультаций, для молодых мам и их детей была оборудована игровая комната, где во время занятий с мамами дежурный специалист (педагог или психолог) проводил игры с детьми.

При включении в программу сопровождения молодых мам психолго-педагогического компонента, направленного на их подготовку к трудоустройству, важнейший акцент был сделан на обучении выпускниц социальному планированию, целеполаганию и саморегуляции. По многолетнему опыту практической работы специалистов фонда «Надежда» с бывшими воспитанницами детских домов и школ интернатов, данный подход позволяет актуализировать их личностные ресурсы и преодолеть последствия депривационного воспитания, связанные с неадекватным уровнем притязаний, низкой самооценкой своих способностей и трудностями планирование социальной перспективы.

Программа психологической подготовки к трудовой деятельности молодых мам, выпускникниц образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была разработана научными работниками лаборатории «Социально-психологических проблем профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ и реализована на базе Центра поддержки выпускников г. Владимира.

В рамках данной Программы деятельность по актуализации личностных ресурсов осуществляется в три этапа. На первом этапе проходила тренинговая подготовка, направленная на коррекцию ценностных установок в отношении трудовой деятельности, выработку уверенного поведения, развитие навыков самопрезентации и толерантного поведения, а также усвоение трудовой нормативности. На втором этапе - подготовка к конкретному трудовому месту, разрабатываются личные карьерные планы на 5, 10 и 15 лет, и осуществляется помощь в поиске работы, сопровождение выпускницы в соответствии с личным карьерным планом. На третьем этапе происходит непосредственное трудоустройство, организуется сопровождение молодой женщины, начинающего специалиста, и обратная связь с ее работодателем.

Учебный план Программы включает на 1-м этапе 38 занятий по 19 темам. Она реализуется через интерактивные методы обучения: тренинги, мини-лекции, дискуссии, деловые игры, работа в малых группах, разбор случаев из практики, экскурсии, консультации. Ее проводит педагог-психолог Центра поддержки выпускников. Второй этап состоит их 18-20 индивидуальных консультаций и 6 практических групповых занятий. На этом этапе к подготовке молодых мам подключается психолог-консультант агентства по трудоустройству. Агентство имеет данные о вакансиях в городе и регионе, прогнозные сведения о будущих потребностях в специалистах и конкретные требования работодателей к персоналу. Этап начинается со структурированного интервью и тестовой диагностики. В диагностический комплекс вошли методики: 16PF Кеттела и «Личностная направленность поведения в конкретных ситуациях» Томаса Басса. По результатам диагностики разрабатываются личные карьерные планы. В соответствии с выявленными потребностями группы выделяются необходимые темы для дальнейшей проработки. На третьем этапе участники программы самостоятельно (согласно планам и рекомендациям) ищут работу, заключают трудовые договоры, сообщают об этом в агентство и в Центр сопровождения выпускников. Специалист агентства осуществляет обратную связь с работодателем и Центром поддержки, а специалисты Центра поддержки в случаи необходимости консультируют выпускника по сложным трудовым ситуациям.

Всего в программе приняло участие 15 молодых мам, выпускниц различных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Владимирской области. Возраст участниц варьировался от 19 до 22 лет. Возраст детей участниц - от 2 лет 6 месяцев до 4 лет, в момент начала занятий только трое детей посещало ь образовательное учреждение, на момент окончания программы все дети посещали детский сад.

По окончанию курса программы четверо из них нашли временную работу, 11 молодых женщин – постоянную. Опрос участниц после их устройства на работу показал, что все они готовы пройти свой профессиональный путь снизу доверху, приобретая необходимые новые знания и совершенствуя свой характер.

На сегодняшний день можно сделать следующие выводы:

  1. В Программы социальной поддержки и психолого-социального сопровождения молодых мам из числа детей-сирот следует включать деятельность, направленную на их подготовку к трудоустройству.
  2. Деятельность по формированию трудовой мотивации и социально-трудовых навыков целесообразно начинать тогда, когда у выпускнице уже сформирована привязанность к ребенку, нет угрозы утраты родительских прав, существует поддерживающая социальная сеть.
  3. В социально-психологической работе по формированию трудовой мотивации и готовности к трудоустройству основные акценты следует делать не на снижение уровня притязаний, а на формирование навыков целеполагания, временного планирования и саморегуляции.
 
 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал. - 2010. - № 4(17).
  3. Семья Г.В., Владимирова Н.В. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве // методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - М., 2006.
  4. Levinson D.J., The Seasons of A Man's Life. – New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1978.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика