Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения

ISBN: 978-5-94051-138-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2013

 

Проектная деятельность детей как ресурс социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 752

Полный текст

Для того чтобы дети выросли ответственными гражданами своего государства, им нужно дать шанс участвовать в той общественной жизни, частью которой они являются. Участие детей в общественной жизни – это и их право, и условие их личного развития,и социализации, и важный принцип работы с ними. В связи с этим крайне актуально расширять технологии работы по социализации детей-сирот, в том числе через проектную деятельность.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка все дети имеют право высказывать свое мнение о решениях, которые влияют на их жизнь, и ожидать, что это мнение не останется без внимания. Важно привлекать детей для влияния на принимаемые властью программы социальной и правовой защиты детства.

Мир детей в условиях приюта, детского дома жестко регламентирован. Когда у детей нет выбора, когда никто не слышит их потребности быть самими собой, то они становятся либо агрессивными, либо, напротив, пассивными и беспомощными. Эти дети зачастую бывают лишены жизненно необходимых навыков. Организовать участие детей в собственной и общественной жизни возможно через проектную деятельность.

Проектная деятельность детей — одна из тех форм работы, которые позволяют создавать условия, способствующие формированию гражданской позиции, личностного развития и учитывать мнения и потребности детей. В том числе речь идет и о потребности быть услышанными, потребности принимать решения о собственной судьбе, чувствовать себя ценными личностями, эффективными, нужными обществу.

Психологические принципы организации проектной деятельности с участием детей

Прозрачность, честность и открытость

Несоответствие между статусом и властью взрослых и детей неизбежно. Для того чтобы участие детей в проекте было искренним и осознанным, им необходимо верить в то, что все, что они запланировали, осуществится. Если в планы работы нужно внести изменения, дети должны понимать причины этих изменений и быть уверенными в честности процесса принятия решений. Кроме того, дети должны быть уверены в том, что их принимают всерьез, что их взгляд на происходящее важен, а разнообразие мнений только приветствуется.

Добровольность участия детей в работе над проектом

Дети принимают участие в процессах и вопросах, которые касаются их прямым или опосредованным образом, а также имеют право решать – участвовать в них или нет. Участие детей в проекте может быть только добровольным. Добровольность предполагает полную информированность детей о содержании проекта в целом и об их роли в нем. Дети сами определяют время и условия своего участия, с учетом других имеющихся у них обязанностей. Кроме того, дети должны знать, что могут прекратить свое участие в проекте, когда захотят.

Участие детей будет осмысленным и продуктивным, только если оно будет основываться на их личном опыте – на тех знаниях и представлениях, которыми они обладают относительно жизни, общества, в котором они живут, и вопросов, касающихся их.

Доброжелательная и безопасная обстановка

Дети могут решать содержательные задачи и вносить свой вклад в работу, только если чувствуют себя в безопасности. Только в таких условиях возможно добровольное и искреннее участие детей.

Равные возможности для всех

Проектная деятельность дает возможность проявить себя самым разным детям, в том числе и тем, кто в обычной жизни по разным причинам не принимает активного участия в общественной жизни.

Высокая квалификация персонала

Взрослые, организующие участие детей в реализации проектов, должны делать это квалифицированно, обладать особыми навыками.

Гарантированная безопасность и защита детей

Очень важно свести к минимуму различные риски, связанные прежде всего с возможным жестоким обращением или эксплуатацией. Уважение мнения детей и обязательная обратная связь От детей надо постоянно получать обратную связь, причем дети должны быть уверенными в том, что их мнение учитывается. Важно постоянно отслеживать эффективность работы над конкретным проектом.

Важно, чтобы дети понимали, какой результат принесет их участие в работе над проектом, и каков их личный вклад в это. Будучи главными участниками проекта, дети являются обязательными участниками процессов мониторинга и оценки проекта.

Примеры реализации проектов «Я в мире прав и обязанностей»

В рамках проекта «Голос ребенка» с 2008 по 2010 годы под нашим руководством была организована проектная деятельность детей [Коблик Е.Г., 2010], а приоритетными направлениями стали поддержка инициатив и участия детей в изучении, обеспечении и защите своих прав и обязанностей,развитие механизмов участия детей-сирот. Опишем наиболее эффективные из них.

ГОУ школа-интернат № 55, г. Москва. Проект «Мой мир». Основная идея проекта – создание Уполномоченной службы по правам ребенка, формирующей в учреждении политику приоритетного отношения к правам ребенка. Ребята создали книгу – путеводитель по правам детей, создали уполномоченную службу по правам ребенка с участием воспитанников. Дети этой службы работают в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ (ДОС).

ГОУ Детский дом №2, г. Волгоград. Проект «По дороге к себе». Проект нацелен на повышение социальной компетентности воспитанников детского дома. Организовано обучение детей в творческих мастерских по специальностям издательского дела: журналисты, оформители, фотокорреспонденты. Продуктом детской деятельности по проекту стал регулярный выпуск газеты «Конфитюр» силами воспитанников, проведение круглого стола с участием детей и представителей органов власти, НКО и СМИ. Создана компьютерная обучающая игра «Я в мире прав и обязанностей».

Волгоградская Региональная Общественная Организация Содействия Детям – Инвалидам. Проект: «Я – частичка мира». Главная идея проекта - создание Детского Совета на базе детского учреждения. В рамках проекта анкетирование по актуальным детским проблемам, правовые занятия, «Почта доверия», «Стена гласности» и создание социальной рекламы. Совет оказывает помощь воспитанникам в построении конструктивного диалога между воспитанниками, педагогами и представителями власти.

МОУ Детский дом № 9, г.Череповец. Проект «Жизненный вектор». В детском доме создана и работает Уполномоченная служба. В ходе проекта ребята создали обучающую компьютерную программу «Жизненный вектор», направленную на изучение законодательства Российской Федерации.

ФГОУ «Ивановская школа-интернат им. Е.Д.Стасовой», г.Иваново. Проект «Хочу стать студентом». В ходе проекта создан пошаговый алгоритм действий выпускника школы- 209 интерната, желающего продолжить образование в ВУЗе. Алгоритм включает в себя описание всех правовых аспектов, которые необходимо знать выпускнику при выборе ВУЗа, поступлении и учебе.

СРЦ для несовершеннолетних «Хорошево-Мневники», Москва. Проект «Радиостанция «Голос детства». Цель проекта – повышение правовой компетентности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В центре оборудована собственная радиостанция. Ведущие ее – дети, выбираются на конкурсной основе. Изучив права и законы, авторы «Радиостанции «Голос детства» доступно и интересно рассказывают об этом и детям, и взрослым. Каждый ребенок может задать вопросы не только юристу, но и приглашенным гостям из различных ведомств, получить ответы о возможных решениях проблемных ситуаций. В радиоэфире проходят викторины: «Знание – сила!» на знание прав и обязанностей, акция «Открытый микрофон». Юные корреспонденты надеются, что «голос ребенка» будет услышан. О качестве своей работы ребята узнают из итогов мониторинга, который проводится среди слушателей.

Анализ эффективности проведенных проектов позволил осмыслить, какие результаты дало привлечение детей к участию.

Для самих детей

  • Они приобретают большую уверенность в своих силах. 
  • Учатся уважать мнение и потребности других. 
  • Становятся более толерантными и способными прислушиваться к чужому мнению. 
  • Получают опыт партнерских отношений и сотрудничества, лучше понимают сущность демократических принципов и моделей поведения. 
  • Больше стремятся участвовать в общественной жизни. 
  • Учатся определять суть проблемы и видеть способы ее решения. 
  • Расширяют круг общения. 
  • Приобретают новые знания и навыки. 
  • Реализуют свои возможности, удовлетворяют потребности, выбирают приоритеты.

Для общества  

  • Общество в большей степени может привлекать детей к работе форумов, на которых принимаются значимые решения. 
  • Усиливает связи различных организаций и сообществ с детьми. 
  • Имеет возможность совершенствовать детские программы. 
  • Получает информацию, которая дает основания на увеличение объемов ресурсов, выделяемых для обеспечения потребностей и приоритетов детей. 
  • Улучшает качество жизни детей в целом.

Таким образом, участие детей в общественной жизни через проектную деятельность оказывает существенное влияние на их личностное развитие социальную адаптацию, является важным принципом работы с ними в образовательных учреждениях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Коблик Е.Г. Проектная деятельность детей как ресурс развития жизнестойкости // Механизмы участия детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защите своих прав (проект «Голос ребенка») / Под ред. Е.Г. Коблик. - М.: Генезис, 2010.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика