Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков 471

Алмаева Е.А., выпускница факультета «Юридическая психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, alkatya94@mail.ru
Полный текст

Актуальность изучения особенностей морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения обусловлена тем, что понимание специфических черт детей подросткового возраста, объединенных учеными в группы по свойственным для них поведенческим реакциям, позволяет проводить более целенаправленную, индивидуализированную под каждую группу психологическую работу. Моральное сознание определяется как форма общественного сознания, имеющая в своей основе систему взглядов, представлений о должном поведении, считающейся нормативной в социуме. Термин «когнитивные искажения» подразумевает под собой допущение систематических ошибок в мышлении индивида вследствие наличия дисфункциональных убеждений, встроенных в когнитивные схемы. Выявление особенностей морального сознания и когнитивных искажений дает возможность составлять прогнозы относительно дальнейшего развития подростка и его реализации в социальной среде.

Целью работы является выявление особенностей морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения. Гипотезами послужили следующие предположения: 1) можно выявить особенности морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения: для подростков с девиантным характерны более низкие уровни развития морального сознания – преобладание доконвенционального уровня по Колбергу; просоциальным подросткам свойственен конвенциональный уровень морального сознания; для подростков с девиантным поведением характерны когнитивные искажения - центрация на собственных потребностях, склонность к обвинению других; просоциальным подросткам свойственны дихотомичное мышление и долженствование в отношении себя. 2) существует связь между особенностями морального сознания и когнитивными искажениями. 3) коррекционная работа в форме тренинга качественно влияет на уровень морального сознания и на проявление когнитивных искажений.

Выборку в настоящей работе составили 2 группы подростков. В группу подростков с девиантным поведением вошли 31 учащихся 8-9 классов Во вторую группу подростков с просоциальным поведением вошли 42 школьника 7-9 классов. Каждой группе подростков предъявлялись следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик, «Справедливость – забота» С.В. Молчанов, «Опросник когнитивных ошибок» Е.С. Иванова, Е.М. Ратникова, «How I think» Т. Гиббс, Баррига, «Диагностика социоморальной рефлексии – краткая форма» (модифицирована А.А. Хвостовым).

В результате были выявлено, что у подростков с девиантным поведением преобладают доконвенциональный уровень морального сознания, когнитивные искажения - центрация на собственных потребностях, склонность к обвинению других. Подростков с просоциальным поведением отличает проявление долженствования по отношению к себе. Корреляционные связи между моральным сознанием и когнитивными искажениями имеются у обеих групп. Отметить можно сходные связи между ориентацией на власть авторитетов и наклеиванием ярлыков, социальным законом и эффектом статус-кво.

В ходе проведения исследования каждая группа была разделена на две подгруппы, с одной из которых (экспериментальной) проводилась коррекционная работа в форме тренинга на основе переведенной программы EQUIP. В результате проведения эксперимента у группы девиантных подростков отмечалось повышение ориентации на мнение других, у обеих групп выделялась тенденция к понижению когнитивных искажений и повышению уровня морального сознания.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Беляева, Е.Р., Кунафина, Г.А. Роль когнитивных искажений в приобщении индивида к социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. 224 c.
  2. Харитонова, Ю.Ю. Проблема изучения морального сознания в психологии // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 5. С. 57-58.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика