Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Формирование готовности будущих юридических психологов к эффективному совладающему поведению при проведении группового психодиагностического обследования 206

Бусарова О.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии, Московский госуударственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, olga-bus0@yandex.ru
Полный текст

Деятельность юридического психолога, специализирующегося в области защиты прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия, предъявляет особые требования к саморегуляции и эффективному совладающему поведению. Специалист в этой области имеет дело с детьми и подростками, испытывающими острые психологические проблемы: социальную дезадаптацию, конфликт с законом, положение жертв или свидетелей преступления, нахождение в рамках пенитенциарной системы, аддикции, конфронтация с социумом вследствие асоциального образа жизни, например, бродяжничества и т.п. Работа с людьми, тем более с детьми и подростками, переживающими подобные проблемы, сопряжена с широким диапазоном отрицательных переживаний, которые запускают механизмы психологической защиты и совладающего поведения. Контроль таких переживаний составляет часть профессиональных умений юридического психолога.

Подготовка специалистов социономических профессий предусматривает как наращивание личностного ресурса будущего профессионала, так и формирование готовности оптимально реагировать на типичные для данного вида профессиональной деятельности трудности. Проблема формирования эффективного совладающего поведения затрагивается в теоретических курсах, читаемых на факультете юридической психологии МГППУ, а также становится предметом профессиональной рефлексии студента при прохождении практик, предусмотренных учебным планом на каждом курсе обучения. Как показало проведённое нами ранее исследование, целью которого было выявление типичных копинг-стратегий студентов второго курса факультета юридической психологии МГППУ на диагностической практике, наибольшие трудности для студентов вызывает взаимодействие с обследуемыми независимо от возраста детей. Это относится к проведению как индивидуальной диагностики, так и группового обследования. Для того, чтобы выяснить, насколько актуальна проблема взаимодействия с детьми и подростками на последующих этапах обучения, мы провели анкетирование студентов четвёртого курса факультета юридической психологии, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». Респондентам предлагалось вспомнить наиболее трудный для них эпизод взаимодействия с участниками образовательного процесса и свои действия в этой ситуации на одной из пяти учебных практик (учебно-ознакомительной, психодиагностической, психолого-педагогической, клинико-диагностической и психокоррекционной), пройденных ими за время обучения на факультете. Задания на каждую практику очень конкретны и количественно определенны. Было получено 28 анкет. Половина опрошенных студентов указали, что сталкивались со значительными трудностями при взаимодействии с детьми и подростками, причём абсолютное большинство случаев (79%) относилось к групповой работе.

Исходя из этих результатов, мы посчитали целесообразным разработать цикл занятий в рамках курса «Психодиагностика», готовящих студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», к прохождению в третьем семестре диагностической практики, задачей которой является проведение группового психодиагностического обследования в образовательных учреждениях различного типа. На семинарах рассматриваются и обсуждаются вопросы психологических ресурсов начинающего психодиагноста (качественные – валидные и надёжные - диагностические методики; соблюдение этических норм проведения диагностики; поддержка методиста на базе практики и коллег-студентов; личностный и профессиональный ресурс: имеющийся жизненный опыт, специальные компетенции для работы с детьми, приобретённые в течение трёх учебных семестров; знание приёмов эмоциональной саморегуляции и стратегий совладающего поведения) и приёмов общения с аудиторией. Далее студентам предлагается решить несколько кейсов, касающихся действий психолога в нестандартных ситуациях группового диагностического обследования, с последующим обсуждением в группе.

Предложенная программа в настоящее время проходит апробацию.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бусарова О.Р. Проблема формирования готовности будущих юридических психологов к эффективному совладающему поведению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 2. С. 46–56. doi:10.17759/psylaw.2017060204
  2. Чернушевич В.А. Методическая организация практики в обучении юридических психологов //Коченовские чтения "Психология и право в современной России": сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: Издательство Московского городского психолого-педагогического университета. 2010. С. 245-247.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика