Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению

ISBN: 978-5-94051-166-3

Год издания: 2017

 

Психолого-педагогическая коррекция правовой интолерантности условно осужденных несовершеннолетних 259

Гуд М.Б., главный специалист отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждений, УИС ФСИН России, Москва, Россия, gudmarina@mail.ru
Полный текст

Специфической особенностью несовершеннолетних условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях является правовая интолерантность – невосприимчивость к нормам права и правовому поведению, несформированность устойчивых правовых ценностей, что является одной из причин совершенного преступления.

В этой связи, необходимость психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности осужденных определяет основные направления деятельности психологов и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций. Данный процесс предполагает не только усвоение несовершеннолетними условно осужденными правовых знаний, общепринятых норм поведения и ценностей, необходимых для того, чтобы быть включенными в жизнь правового общества, но и позволяет преодолеть недостатки в системе их воспитания, осуществлять коррекцию эмоциональной привязанности подростков и их родителей, развивать у несовершеннолетних ценностное отношение к жизни и деятельности в обществе.

Психолого-педагогическая коррекция правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных является фактором изменения поведения человека в направлении большей социальной адаптированности к жизни и деятельности в правовом поле.

Особая роль в коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных, как показывает практика, должна отводиться не только целенаправленной работе с ними, но и с их ближайшим окружением – друзьями, родителями (законными представителями), учителями, работодателями и т.п.

Результаты анализа ведомственный статистики, нормативных документов, бесед с инспекторами уголовно-исполнительных инспекций, с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) показывают, что в настоящее время процесс психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных протекает, как правило, бессистемно, стихийно, и это не позволяет достичь поставленных целей. Налицо несоответствие между требованиями времени, интересами государства, общества и организацией педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных, проводимой в рамках деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Данное противоречие вызывает необходимость качественной организации психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних на базе уголовно-исполнительных инспекций.

Сущность процесса педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных – это организованное «субъект-субъектное» взаимодействие инспекторского состава, направленное на качественное разъяснение правовой информации и формирование морально-нравственных качеств личности, позволяющих человеку реализовывать себя и свои потребности в рамках правового поля.

Предполагаемый конечный результат процесса психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности является сформированное правовое сознание (правовая толерантность) несовершеннолетних условно осужденных, выраженное через призму правоотношений и обусловленные системой правовых знаний, мировоззрения, ценностных ориентаций и правовой компетентностью в решении социальных проблем[1].

Так, исходя из анализа практической деятельности, правовое информирование несовершеннолетних условно осужденных реализуется на базе уголовно-исполнительных инспекциях, однако оно носит формальный и бюрократический характер без учета личностных и индивидуальных особенностей самого подростка. В деятельности уголовно-исполнительных инспекций большую роль отводится работе с семьей и ближайшим окружением, но из-за низкой мотивации родителей, инспектора осуществляют взаимодействие преимущественно только с несовершеннолетними условно осужденными. Проблемой осуществления данных направлений является бессистемность, низкий уровень педагогической подготовки инспекторского состава, а порой и желание работать только по образцу.

Процесс психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных непосредственным образом связан с совершенствованием семейного воспитания. Основным способом повышения педагогической компетентности родителей является их готовность к самосовершенствованию, развитию своего правового сознания и правовых отношений. Важным аспектом является совместное педагогическое взаимодействие всех заинтересованных лиц: родителей, несовершеннолетних и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, которое позволяет, как показало наше исследование, достичь ожидаемого результата.

Весьма актуальной в пенитенциарной практике остается проблема оптимизации общения условно осужденных со сверстниками. Важным аспектом является использование ресурсов ближайшего окружения подростка для коррекции их правовой интолерантности и умение вовремя заметить негативное влияние со стороны асоциальных групп. Данная работа предусматривает совместное взаимодействие как со стороны уголовно-исполнительной инспекции, так и со стороны родителей.

Необходимо так же отметить, что целесообразность использования личностно – ориентированной направленности во взаимодействии сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними условно осужденными является одним из условий организации коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных. Несовершеннолетние условно осужденные нуждаются в индивидуализации процесса исполнения наказания, ведь умение видеть в каждом человеке неповторимую и уникальную личность уже обладает воспитывающем воздействием. Необходимо создавать условия для развития каждого несовершеннолетнего, воспитывать самостоятельность, творческую инициативу и правовую ответственность, которые друг без друга невозможны.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что тема психолого-педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных в настоящее время актуальна и мало исследована. Целесообразно ее дальнейшее исследование в направлении: развитие правовой культуры несовершеннолетних в процессе отбывания уголовных наказаний; профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по педагогической коррекции правовой интолерантности; развитие методического обеспечения процесса педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осужденных.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бородина М.И. Правосознание несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Философия социальных коммуникаций. 2009. № 9. С.57-66.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика